А знаете, о каком доходном доме Замоскворечья начала двадцатого века больше всего судачили местные обитатели?
Мы уже читали, что Пятницкую улицу давным-давно облюбовало московское купечество. Видимо, это повелось еще с тех давних времен, когда вдоль дороги, ведущей на юг, селились иноземные «гости»-купцы, везшие свои товары в Первопрестольную. С тех времен, когда здесь располагался Ленивый торжок.
Когда же времена торговли прямо с возов и телег безвозвратно миновали, улицу принялись застраивать гораздо более цивилизованные торговцы и промышленники. И каждый старался выделиться среди прочих коллег – чаще всего, конечно, необычным, причудливым обликом принадлежащей ему недвижимости.
Разумеется, это было раздолье для проявления талантов и реализации самых смелых фантазий как молодых архитекторов, так и прославленных зодчих: Осипа Бове, Владимира Шервуда, Льва Кекушева, Федора Шехтеля, Михаила Чичагова...
Здесь трудно найти хотя бы пару домов, похожих один на другой. Типовая застройка – точно не про Пятницкую улицу.
И вот об этом здании, выстроенном в 1908-1909 годах в стиле модерн с элементами готики и облицованном темно-зеленой глазурованной плиткой, в свое время ходило много довольно-таки противоречивых мнений.
Оно было создано по заказу меховщика Ильи Марковича Гальперина, а архитектором, его построившим, стал Федор Осипович Шехтель.
И, как рассказывают, при обсуждениях новой постройки наиболее яркими оказались…
…Расхождения во мнении знатоков и обывателей
Первые высоко оценили работу мастера и очень скоро присвоили новому дому на Пятницкой гордый титул «Изумруд Шехтеля», ссылаясь на цвет облицовки. Обычные же горожане про себя окрестили владение Гальперина «уродливым ящиком».
По задумке архитектора постройка должна была выглядеть на первый взгляд лаконично, без излишних модерновых финтифлюшек, и в то же время напоминать строгий готический замок.
Правда, элементов готики знаменитый мастер предполагал использовать все-таки больше, чем их оказалось впоследствии. По какой-то причине от некоторых деталей пришлось отказаться в процессе работы.
А все, что сегодня в доме наличествует готического – это небольшие шпили-фиалы над крышей (6 фото).
Дело в том, что постройку впоследствии отремонтировали, в результате чего оказался уничтожен некогда венчавший карниз здания аттик. Его заменили мансардным этажом, что во многом нивелировало изначальный замысел Шехтеля.
Однако, что бы ни думали случайные прохожие тогда или как бы дом ни выглядел сейчас…
…Заказчик остался совершенно доволен
На первом этаже своего владения Илья Маркович планировал разместить меховой салон, в связи с чем по обе стороны от центральной входной двери были устроены огромные окна-витрины.
Интересно, что дух скорняжного дела, похоже, оказался неистребим в Замоскворечье. Овчинная слобода, что располагалась много столетий назад неподалеку, торговля сибирской пушниной, которую в прошлом веке активно вел Роман Журавлев, обитавший в доме через дорогу… Теперь магазин Гальперина.
Самое забавное, что даже в советские времена в доме №13 по Пятницкой улице расположился салон-магазин «Меха». Такое вот постоянство, протянувшееся сквозь века.
Само здание словно устремлено ввысь, о чем буквально кричит весь его облик – от довольно-таки узкого фасада и высоких этажей до граненых готических фиалов. (Слово это происходит от французского phiala, то есть «чашечка» или «башенка».)
Кроме того, гордая устремленность изумрудно-зеленого дома на Пятницкой усиливается еще и чередованием вертикалей с поперечными белыми тягами, что имитируют карнизы между этажами.
А стены фасадов Федор Осипович...
...Облицевал плиткой, выполненной «кабанчиком»
Свое забавное название она получила благодаря любопытной особенности производства. Такая плитка изготавливается в форме тонкого, покрытого с обеих сторон глазурью продолговатого кирпичика, поперек которого проходят два сквозных отверстия.
Если взглянуть на эти дырочки с торца, то они как раз напоминают поросячий пятачок.
Уже на строительной площадке облицовщик ударял инструментом точно в центр «пятачка», и кирпичик раскалывался на две готовые к употреблению керамические плитки. А их тыльная сторона благодаря этому получала идеальную для наилучшего контакта с монтажным раствором шероховатость.
Помимо салона домовладельца Гальперина, в доме разместился еще и галантерейный магазин Николая Алексеевича Крестовникова, являвшегося гласным Московской городской думы – выборная должность, нечто вроде нынешнего народного депутата.
Интересно, что дом строился до революции и предназначался для торговца мехами. И даже в советское время он не утратил ни своего внешнего облика, ни предназначения. Дом всегда продолжал оставаться жилым, и даже меховой салон в нем существовал буквально до последних десятилетий.
Все изменилось уже в нынешнем веке. Ремонт, в результате которого исчез готический аттик, проводился совсем недавно, в двухтысячных годах. И это, говорят, была первая более или менее значительная перестройка, коснувшаяся дома №13.
А теперь еще и на место соболей с песцами и нутриями пришли продуктовый минимаркет и кофейня.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...