Кастанеда — культовый философ мирового масштаба. Знаковое имя для мистицизма второй половины ХХ века. Философ-загадка, визионер, воссоздавший старинное и гениальное учение о "расширении сознания", всю глубину которого постичь практически невозможно.
"Учение дона Хуана" — первое и самое известное из произведений Кастанеды. Книга, являющаяся одновременно эзотерическим учебником, уникальной литературной мистификацией и сюрреалистической аллегорией.
Споры по поводу творчества Карлоса Кастанеды не умолкали ни на минуту с момента выхода его первой книги; не умолкают и сейчас.
На сегодняшний день почитателям таланта великого антрополога и мага достаточно много известно о содержании 12 основных книг:
1) "Учение дона Хуана";
2) "Отдельная реальность";
3) "Путешествие в Икстлан";
4) "Сказки о силе";
5) "Второе кольцо силы";
6) "Дар орла";
7) "Огонь изнутри";
8) "Сила безмолвия";
9) "Искусство сновидения";
10) "Активная сторона бесконечности";
11) "Колесо времени";
12) "Магические пассы".
Были и другие произведения, например "Отшельник". Однако по поводу авторства у экспертов возникают сомнения. Поэтому следует для определения истины немного подождать, а время всё расставит по своим местам.
Карлос Кастанеда родился 25 декабря 1925 года в городе Кахамарке (Перу). В десятилетнем возрасте он переехал вместе с семьёй в Лиму, где учился сначала в национальном колледже, а потом, с 1948 года, в школе изящных искусств. Биографические данные об этом периоде его жизни скупы и противоречивы.
В 1951 году он иммигрировал в США, получил американское гражданство и в том же году поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе на факультет антропологии. Обучение, по-видимому, затянулось. В 1960 году, с которого начинаются события, описываемые им в книге, Кастанеда находился всё в том же состоянии — собирался закончить курс антропологии.
По некоторым сведениям, у него были жена и ребёнок, он подумывал о быстрой научной карьере. С этой целью Карлос решил публиковать как можно больше научных статей. Материалом для них должна была стать небольшая ботаническая коллекция с пояснениями о том, как американские индейцы используют эти растения в медицинских целях. Для этого Кастанеда собирался провести ряд полевых антропологических исследований.
Он обсудил свой план с двумя ведущими профессорами. Те приветствовали его желание заняться антропологией, заявив, что, как наука о человеке, она занимает центральное место среди других дисциплин. А потому — имеет громадные социальные перспективы. Тем не менее, саму затею Кастанеды они высмеяли, как детскую. Профессора склоняли его к теоретической антропологии, посоветовали углубиться в лингвистику, культурологию и прочие подобные дисциплины. Здесь Кастанеда впервые столкнулся с проблемой выбора пути. Куда податься — "в поле" или в "теорию"? Впоследствии проблема двух путей будет вставать перед ним постоянно.
В 1960 году Карлос выбрал "теоретическую" дорогу. Через какое-то время стал бы университетским преподавателем и профессором. И возможно, даже сделал бы неплохую научную карьеру. Но, судя по всему, этот путь не слишком его удовлетворял. Недаром он родился и провёл детство высоко в горах, в центре древней цивилизации инков. Во что бы то ни стало, ему хотелось проверить: так ли уж бесперспективна полевая антропология, как полагали маститые профессора?
В результате Кастанеда отправился в Аризону, где его друзья занимались настоящими полевыми исследованиями. Там он встретился с Биллом, тем самым, который позже познакомил его на автобусной остановке с доном Хуанам.
Билл порекомендовал ему заняться так называемой городской антропологией — статистикой преступности и пьянства среди индейцев. Для этого, по словам Билла, многого было не нужно. Достаточно нагрузить машину дешёвыми подарками и отправиться в поселения местных индейцев. Завязать дружбу, попить с ними виски... А после публиковать личные впечатления, подкрепляя их для солидности статистическими данными.
Предложение нового знакомого пришлось Кастанеде по душе. Вдвоём они отправились в путешествие по глухим уголкам Аризоны. Во время поездок Карлос часто сменял Билла за рулём — когда тот после общения с индейскими друзьями уже не мог вести машину. И крутя баранку, слушал бесчисленные рассказы приятеля про невероятные превращения шаманов индейского племени яки. Кто-нибудь другой, возможно, счёл бы эти рассказы обычной болтовнёй. Но Кастанеду они почему-то сильно взволновали. Перед ним открылся целый новый неведомый мир, в который очень захотелось заглянуть.
Всё в мире кончается, подошла к завершению и поездка. Казалось, Карлосу осталось теперь лишь сесть на автобус, вернуться в Лос-Анджелес и никогда больше не вспоминать про полевую антропологию. Но в последние минуты перед прощанием Билл заметил на остановке старого индейца, которого однажды видел в обществе другого шамана, одного из героев своих дорожных рассказов.
Так произошла встреча Кастанеды с доном Хуаном, определившая всю его жизнь. Казалось бы, случайность. Но на самом деле эта встреча должна была произойти. По той причине, что Кастанеда давно и настойчиво к ней стремился. Знаком судьбы было и то, что дон Хуан, никогда не приглашавший белых к себе домой, сделал для Карлоса исключение. Наблюдавший сцену Билл был поражён его успехом. Так началось это сотрудничество.
В своих последующих встречах с Хуаном Матусом, который действительно оказался магом, Кастанеда настойчиво и неоднократно просил его рассказать о лекарственных свойствах кактуса Lophophora williamsii, называемого пейотой. Дон Хуан был немало озадачен такой настойчивостью. В его сознании кактус пейота связывался с культом сверхчувственного природного существа по имени Мескалито. Получалось, сам того не зная, Карлос стучался в святая святых его сокровенного знания, куда посторонним вход закрыт.
Через год дон Хуан сделал для Кастанеды ещё одно исключение и приоткрыл таинственную дверь, куда в редких случаях допускались одни индейцы. Таким образом началось беспрецедентное в истории ученичество представителя западной науки Карлоса Кастанеды у безграмотного индейского шамана.
Обучение продолжалось четыре года, после чего Кастанеда, перегруженный невероятной информацией и серьёзно опасающийся за свою психику, решил прервать ученичество. Ещё через три года вышла его первая книга. Она содержит две части: в первой представлены выборочные полевые заметки о беседах и магических опытах с доном Хуаном, во второй — структурная обработка материала первой части, так называемый "Структурный анализ".
Книга мгновенно приобрела необычайную популярность. Почти сразу было распродано 300 000 экземпляров. Этот интерес был вызван, главным образом, первой частью, которая читалась с лёгкостью приключенческого романа. Вдохновлённый успехом, Кастанеда решил продолжить ученичество. В течение следующих тридцати лет он издал ещё 11 книг.
Уже после выхода третьей книги в 1971 году он стал долларовым миллионером. Особую известность и любовь сочинения Кастанеды снискали в России и Украине, где начиная с 1990 года по 2000 они издавались 72 раза, а до этого ещё много раз самиздатом. В последующие десятилетия тенденция к росту только увеличивалась. Чем это объяснить?
Наверное, тем духовным голодом, в котором оказалась страна. И сейчас люди возлагают на учение дона Карлоса большие надежды. Они верят в то, что с его помощью найдут решение своих личных и мировых духовных проблем.