Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Почему застрелился командир крейсера "Витязь"?

На фронтоне Международного океанографического музея в Монако указаны имена двадцати самых прославленных и легендарных кораблей мира, принимавших участие в научных экспедициях по изучению морей и океанов. Среди них единственное русское судно - корвет "Витязь".

"Витязь" - первый российский цельнометаллический бронепалубный корвет, переклассифицированный позже в крейсер. Он был спущен на воду в октябре 1884 года. Первым командиром “Витязя” был капитан I ранга С.О. Макаров, действительный член Русского географического общества. Корвет планировалось направить в кругосветное плавание, и кандидатура Степана Осиповича, опытного моряка и талантливого ученого, лучше всего подходила для этой миссии.

Объём исследований, проведённых на "Витязе" во время кругосветного плавания 1886-1889 гг., был обширным. Через 5 лет после этого путешествия адмирал Макаров изложил результаты коллективного исследования в научном труде «Витязь» и Тихий океан». Это были два тома, содержащие около тысячи страниц текста, с большим количеством приложений и таблиц.

Корвет "Витязь" на Дальнем Востоке.
Корвет "Витязь" на Дальнем Востоке.

Корабль вернулся в Петербург из первой кругосветки через 3 года. С учетом замечаний, сделанных С.О. Макаровым по опыту первого похода, корвет прошел капитальный ремонт. Осенью 1891 года он снова отправился на Тихий океан с новым командиром - капитаном 1 ранга Сергеем Аполлинариевичем Зариным, который до этого командовал клипером "Наездник".

В состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Павла Петровича Тыртова "Витязь" вошел уже как крейсер 1 ранга (по классификации 1 февраля 1892 года).

 Капитан 2-го ранга С.А. Зарин, командир клипера «Наездник»
Капитан 2-го ранга С.А. Зарин, командир клипера «Наездник»

 Летом 1892 года прибывший на Дальний Восток "Витязь" продолжил заниматься гидрологическими исследованиями. 28 апреля (10 мая) "Витязь", в районе порта Лазарева на востоке Корейского полуострова (ныне - Вонсан) потерпел крушение, наскочив на подводные камни. Была организована спасательная операция силами флота, она длилась около месяца. Но всё оказалось тщетно. 31 мая резко усилился ветер и мощными волнами корабль разбило о камни. Носовая часть корабля вплоть до мостика оторвалась и затонула.

Экипаж "Витязя"
Экипаж "Витязя"

Дело слушалось военно-морским судом в Кронштадте. Против командира крейсера Сергея Зарина было выдвинуто 3 пункта обвинения. Второй вопрос, по которому он был признан виновным, сформулирован так:

"Виновен ли капитан 1 ранга Зарин в том, что следуя вышеупомянутым проливом, он не шел самым малым ходом, не имел впереди крейсера паровой шлюпки для показания глубин и держался не середины пролива, т.е. не наибольших проставленных на карте глубин, чем вызвал постановку крейсера на камни, имевшую последствием гибель крейсера?".

С.А. Зарин был приговорен к выплате штрафа.

31 января 1894 года судебный акт утвердил император Александр III.

С.А. Зарин сильно переживал по поводу гибели вверенного ему корабля и в августе того же года застрелился.