И это всё про лак, художественный и реставрационный, которым покрывают живопись. А вовсе не про фильм...)))
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Хорошим лак бывает недолго, лет 20-25 максимум, а чаще и того меньше. Потом постепенно начинает стареть, характер его портится, лак становится плохим...
А после он становится злым, жёлтым и мешает нам любоваться красивой яркой и светлой живописью! Пожалуй, только "Черному квадрату" Малевича злой жёлтый лак нипочём.
Узнаёте эту красавицу?
Элеонора Толедская, супруга Козимо I Медичи, первого герцога Флоренции. Как-то укоризненно она на нас смотрит, вам не кажется? Может быть, она недовольна темным жёлтым лаком, который исказил цвет её нежной кожи, жемчужного ожерелья, дорогого красного платья из парчи, ткани для которого изготавливались в её мастерских? Красный цвет был её любимым цветом. Я бы на её месте тоже была недовольна!
Вот так-то лучше, не находите?
Я уже рассказывала вам, как стареют картины. Рассказывала, что с течением времени требуется реставрация, а потом и замена подрамника. Что холст под воздействием кислорода, содержащегося в воздухе, истлевает и картине необходимо дублирование.
Сегодня рассказываю про лаковое покрытие, очень важный и незаменимый компонент масляной живописи.
Защитный слой, слой лака, тоже стареет, причём происходит это гораздо быстрее, чем старение остальных компонентов картины. Мастичный лак, применяемый в реставрации, желтеет за 15-20 лет, даммарный лак желтеет чуть дольше, но сильнее подвержен воздействию влаги и теряет прозрачность. Лаки стареют, желтеют и начинают искажать авторский колорит живописи. Это свойство всех лаков и идеального пока не нашли и не изобрели.
Ниже на фото - портрет Екатерины Второй. За двести лет забвения он стал вот таким: зимой и летом одним цветом - жёлтым. Это не живопись потемнела, это мастичный лак "удружил" и теперь на портрете одинаково жёлтые и кожа Императрицы, и горностаевый мех мантии, и букли парика, и кружево платья. А лицо вообще стало плоским и невыразительным.
Ну не одинаково же, одним цветом, художник писал все эти разнообразные предметы гардероба и портретируемую? Конечно, такой лак подлежит удалению. Работа по удалению лака проводится поэтапно и послойно. На фото ниже на контрольных участках на лбу и плече слева лак удален, на остальных участках утоньшен, на груди слой лака ещё не удалялся.
Вот так в процессе работы с лаком открывается авторский колорит. Внизу на фото открыт большой фрагмент живописи - горностаевая мантия.
После реставрации портрет Екатерины II преобразился и стал выглядеть достойным своего царственного персонажа:
Благодаря реставраторам, удалившим жёлтый лак, мы можем наслаждаться авторским колоритом живописи и рассматривать мельчайшие детали портрета:
Но потемнение и пожелтение это ещё не всё. Лаковая плёнка деструктируется и теряет прозрачность. Реставраторы это называют помутнением, разложением лака.
На фото выше - картина, внизу можете заметить полосочку, это край рамы. Видите картину? Нет? А она там есть!
Вот эта белёсая плотная субстанция, полностью скрывшая от нас живопись и есть разложившийся лак.
А ещё лаковая плёнка трескается и покрывается кракелюром.
Ведь что такое хороший, качественный слой лака? Это бесцветное, прозрачное покрытие! Его можно сравнить со стеклом - гладким, ровным, прозрачным. А теперь представьте, что стекло приобретает царапины, трещины, их становится всё больше. Кто носит очки - вспомните свои старые очки с поцарапанным линзами, через которые становится невозможно смотреть и мы заказываем новые.
То же самое происходит и с лаком. Он вначале гладкий и ровный, а потом становится вот такой:
Лак, покрытый кракелюром, теряет прозрачность.
Как исправить? Самый простой и быстрый способ - нанести ещё один слой лака, а по прошествии времени ещё один. Он покроет старый слой, оживит его, "сравняет" поверхность, заполняя микротрещины, и на какое-то время оптические свойства улучшаются. Но, слой лака становится толще и толще, а желтизна становится всё ярче и заметнее.
И наступает такой момент, когда картина приобретает назойливо-желтый оттенок, когда искажены все холодные цвета, когда изображённые на портретах "заболевают" желтухой, когда белоснежные кружева и ткани приобретают вид серо-желтого нестиранного белья, а ясное лазоревое небо приобретает зелёный оттенок:
Именно поэтому необходима работа с лаком сейчас. И поэтому работали с лаком издавна, с самых первых десятилетий появления масляной живописи и первых реставраторов-самоучек.
Если вам было интересно и вы дочитали статью до конца - буду рада вашим лайкам.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подписка на канал добавит мне вдохновения создавать новые статьи и видео.