Андрей Андреевич Попов принадлежал к тем художникам-жанристам, которые в 1850-х годах в стенах Академии художеств пытались разрабатывать новые темы, связанные с изображением русской действительности. Потребность, назревшая в те годы в жанре, была настолько велика, что картины Попова широко воспроизводились в печати, литографировались и для того времени были крайне характерными произведениями.
Попов родился в 1832 году в Туле в семье потомственных тульских художников. Семейные традиции были настолько крепки и дарование мальчика так очевидны, что он вскоре нашёл себе покровителя в лице Михаила Александровича Языкова, приятеля В.Г.Белинского. Языков увлекался изобразительным искусством, был директором императорского стекольного завода. По настоянию Языкова Попов в 1846 года поступил в Петербургскую Академию художеств, был зачислен в пейзажный и перспективный класс академика М.Н.Воробьева. Из его мастерской выпускались пейзажисты, а также художники-хроникеры памятных событий. Они должны были обладать разнообразными познаниями и рассматривались как художники малых жанров, пишущие на актуальные темы.
Андрей Попов поступил в Академию, когда преподавание общеобразовательных предметов было упразднено. Лекции состояли из перспективы, анатомии и теории изящных искусств. Молодые люди, стекавшиеся со всех концов России, часто были малограмотны. Немногие были способны преодолеть трудности и силой своего таланта, упорством воли добиться того, чтобы не затеряться безвозвратно. Попов работал много и с увлечением. Свою творческую деятельность в классах Академии начал с пейзажа. В 1852 году он получил серебряную медаль за картину "Берёзовая роща". В дальнейших его работах пейзаж утрачивает самостоятельную роль, но в виде хорошо проработанных фонов часто присутствует в картинах Попова и всегда связан с действием.
В 1853 году на академической выставке появляется картина "Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге", удостоенная второй серебряной медали. Рецензенты в отчетах о выставке писали, что в картине "много выражения и жизни... хотя письмо обличает ещё неопытную руку".
Художник выбирает праздничную сценку в провинциальном городке, мотив приемлемый для Академии. Попов изображает задворки базарных рядов, притиснутых к реке. Фигуры ремесленников, торговцев, извозчика, кухарки, пьяницы со штофом показаны обстоятельно и правдиво. Передано праздничное оживление, ощущение отдыха. Спокойно беседуют два старика из мастеровых с благообразными лицами; мальчик-ученик с сосредоточенным выражением бренчит плясовую на балалайке; неподолеку пляшет молодой принарядившийся парень. Извозчик обольщает модницу кухарку, чиновник в картузе выбирает сито у сидящего перед палаткой бондаря. Пьяница мужик в рваном зипуне проходит вдоль берега. Сценка выхвачена из жизни, интересна в бытовом отношении. Попов делает в своей картине робкую попытку показать народную сцену так, как она есть на самом деле.
В 1854 году Попов выставляет две картины: "Школьный учитель" и "Крестьянская семья на пашне", за которые получает первую серебряную медаль. "Отечественные записки" в отчёте о выставке отметили у Попова "умение подмечать натуру и придерживаться её".
В 1855 году Попов написал конкурсную работу на вторую золотую медаль "Дворовые люди на барском дворе". Картина была признана Советом Академии "не совсем удачной в тонах". Один из рецензентов писал, что
"картина Попова была бы вполне удовлетворительна: все верно, ловко и игриво, если б не клодлореновское освещение, которое у нас бывает в год раз... и не вяжется с таким простым, домашним русским сюжетом. При сереньком небе и этот поваренок, и горничная, и рыбак, и мужик, что рубит дрова, кажется, вдвое выиграли бы...".
В 1855 году Воробьев умер. Андрей Попов, который уже определился как художник "по живописи народных сцен", перешел в мастерскую Б.П.Виллевальде. Батальный класс Академии играл в те годы важную роль в развитии бытового жанра. Попов продолжает работать над сюжетами, близкими для него.
В 1856 году Попову даётся задание написать картину "Демьянова уха". Картина получила вторую золотую медаль и понравилась широким кругами публики. Тимм сделал с неё литографию. О Попове заговорили как о выдающимся молодом художнике.
В картине художник следует за текстом басни Крылова, делает разговор между Демьяном и Фокой убедительным. Гость посажен на лавку в красный угол, под образа. Он всячески показывает, что сыт по горло, взгляд его, поза весьма красноречивы. Благолепный Демьян, подающий ложку и кланяющийся ("Да кланяйся, жена!"), передан с юмором и так же верно, как и молодая крестьянка, протягивающая тарелку с ухой. Все три фигуры вокруг стола связаны между собой. Накрытый стол, кожаный передник, сети, кушак и шапка, лубочный лист на стене и многие другие детали обстановки, привлекают внимание зрителя.
В "Русском художественном листке" о картине было сказано, что это
"умное, милое произведение. Типы, выражения лиц верны и не преувеличены... Единственный недостаток: второстепенные предметы в картине слишком окончены и потому мешают целому".
Крестьянская тематика все сильнее начинает захватывать художника.
За картину "Радостное письмо" Попов в 1858 году получает звание классного художника. Сюжет незамысловат. Показана семья за утренним чаем. Ещё не закончена домашняя уборка, половая щётка прислонена к двери. Письмо пришло от отсутствующего члена семьи. Чтение происходит вслух, все выражают внимание, оживление, радость. Оттенки радостной возбужденности прослежены на лицах всех присутствующих при чтении. Ради торжественной минуты прерваны все дела. Тщательно написаны одежда, кресло, самовар, чашки.
Затем в Академии Попову была предложена тема "Постоялый двор". Это была задача познания национального быта. Работая над картиной летом в деревне "на воздухе", Попов из-за сильной простуды вынужден был прервать работу и обратиться в Совет Академии с просьбой об изменении сюжета на более близкую тему "Харчевня", которая была исполнена а 1859 году.
В центре картины, выхваченная светом, разместилась вокруг стола группа извозчиков. Они навеселе, ведут задушевную беседу и угощают землячку, кокетничающую с молодым парнем. К их разговору прислушивается угодливый и хитрый половой с чайниками в руках. Одежда написана с большой тщательностью. Лица характерны, так же как и позы. Большое внимание уделяется жестам. Всё обыденное, мимо чего прошёл бы академист-классик, передано с исключительной добросовестностью. Художник стремится в простонародном быте подчеркнуть его простую, естественную красоту, непосредственность выражения чувств.
Удачен продавец лубочных картинок и книг, разложивший товар на полу и вставший для удобства на колени. Слуга с трубкой рассматривает протянутый ему лис. Мальчик читает на ходу широко распространенный в то время журнал "Весельчак". В харчевне заметно некоторое оживление, однако это не те часы, когда все переполнено. Никто не торопится. Зал харчевни с его зеленоватыми грязными стенами украшен картинами.
А.М.Тарасов отмечает, что
"пестрота деталей, локально расцвеченных, складывается общим зеленоватым тоном, и сделано это совсем неплохо: рисунок суховатый, прочерченный, композиция страдает от перегруженности, от недостаточного отбора существенных черт; освещение, которое художник стремится показать естественным, падающим из окон, остаётся условным".
Попов в 1859 году в третий раз начинает работать над конкурсной картиной, ему предложено Советом Академии "изобразить для картины сюжет на Нижегородской ярмарке".
Он едет в Нижний Новгород, делает много зарисовок, пишет этюды. Действие картины развертывается на китайской пристани.
"Кто бывал на Нижегородской ярмарке, тот конечно знает все разнообразие нации, встречаемой на этой пристани, где разгружают чай... Вся картина дышит истиной и засмотревшись на неё, вы забудетесь - вам кажется, что вы сидите на волжской пристани, среди стен, закрытых циновками цибиков".
Несколько татар в национальных костюмах окружили русскую девушку, торговку яблоками, и заигрывают с ней. Наружность этой продавщицы, которая кажется говорит:"Ну не хотите, так и нечего рассматривать", и заискивающие взгляды некоторых восточных "молодцов" придают этой сценке много жизни, вызывают улыбку. Картина была удостоена первой золотой медали и давала право художнику на заграничную поездку. Картина была приобретена для музея Академии художеств. В качестве образца русской жанровой живописи картина фигурировала на двух всемирных выставках 1862 и 1867 годов.
В это время жанр получал всеобщее признание, дух времени в нем сказывался. Реалистическое направление в искусстве торжествовало. Всё чаще раздавались голоса:
"Мы не греки и не римляне - мы, маленькие, простые люди, больше любим жизнь действительную, настоящую, жизнь нам близкую; мы живее сочувствуем людям, чем героям; сердце наше ближе к драме из повседневного быта, чем к драме, взятой из истории, и жанр, пейзаж нам милее, чем картины "живописи исторической".
Нужен был бытовой жанр, насыщенный содержанием, мыслью. В "Современнике" (1861, N 9) была дана резкая оценка последних работ Попова, заставившая его задуматься. "Необходимо, чтобы явления, останавливающие художника в действительности и которые он переносит на полотно, были проникнуты его собственной мыслью и прочувствованы... Мысли, мысли недостаёт Попову! Его картины только "милые картинки"... Это очень мало".
В 1863 году Андрей Попов вместе с А.А.Риццони выехал за границу сроком на три года. Попов побывал а Германии, Антверпене, Брюсселе, большее время провел в Париже, затем в Риме.
В 1868 году Попов выставил картину "Балаган в Туле на святой неделе", которая затем была куплена П.М.Третьяковым.
Все лица, даже на самых дальних планах, написаны с верностью, которая сохраняет индивидуальный склад и отличия сословия изображенных людей. В самой сценке нет ничего лишнего, все фигуры и детали продуманы.
"Балаганы в Туле" - содержательная, живая картина, изящная и нарядная по краскам, хорошо передающая провинциальную жизнь с её бесхитростными развлечениями. Обыватели с раннего утра толклись на площади, ели, пили, качались на качелях, заходили в балаганы, наскоро сколоченные, пестро раскрашенные. Возникали споры, пьяные разборки. Попов не выпячивает все плохое на первый план. Он любуется радостью маленьких непримечательных людей, жизнь которых полна труда и лишений. То, что они могут принарядиться, потолкаться на площади, показать себя друг другу, радует художника. Кругом все заурядное, но какая-то прелесть есть и в этой праздничной суете, и в людях, и в пейзаже, где верно показаны типичные городские постройки. Массовая сцена гуляния художнику удалась.
В 1873 году художник сделал уменьшенное повторение картины (Русский музей), где облегчил композицию, убрал некоторые детали, усилил комические стороны.
Многие художественные критики не увидели в его последней работе сдвига в сторону создания подлинно народной картины. Недостаток внимания к картине был болезненным для чуткого художника. Он перестаёт выставлять свои работы на выставках. О нём уже больше не вспоминают. Проследить его дальнейший жизненный путь почти невозможно.
В 1896 году в Нижнем Новгороде в газете "Новое время" появился некролог о художнике, где говорилось о том, что в страшной нужде, всеми забытый и покинутый, умер от туберкулеза когда-то известный и подававший большие надежды художник Андрей Андреевич Попов.
Источник: очерк Л.Я Тарасова о жизни художника А.А Попова, изд."Искусство", Москва, 1958
Фотографии картин: Wikimedia Commons
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.