Элементы пейзажа появились уже в наскальной живописи эпохи неолита – в схематических изображениях рек, озер, деревьев. Позднее природа отвоевывала все большее место в работах художников, но в большинстве случаев оставалась фоном, как на многих шедеврах мастеров эпохи Возрождения и XVII века. Живописцев того времени, неоднократно обращавшихся к «чистому пейзажу и тем более тех, кто отдал этому жанру главные силы, было немного. Навскидку можно вспомнить Альтдорфера, Патинира, Лоррена.
Поэтому особенно интересно посмотреть на пейзажи художников, которые ассоциируются совсем с другими жанрами.
Один из них – Диего Веласкес. Великий испанец большую часть жизни писал портреты королевской семьи, придворных, министров и шутов. Исключений было немного, и относятся они, в большинстве, к двум поездкам мастера в Италию, куда король отправил его для приобретения предметов искусства в свою коллекцию.
К одному из этих путешествий (к 1630 или 1649-1651 годам, мнения расходятся), и относится эта прекрасная пара – «Сад виллы Медичи в Риме (полдень)» и «Сад виллы Медичи в Риме (конец дня)». Это, можно сказать, упражнения на тему открытого и закрытого пространства. На обеих изображен один и тот же архитектурный мотив, так называемая «серлиана», то есть трехчастное окно или портик, где центральный проем имеет арочное завершение. На одной картине проем открыт, на другой закрыт. Взаимодействие предметов, света и воздуха предвосхищает открытия импрессионистов 200 с лишним лет спустя.
Обращался к пейзажу и гениальный современник Веласкеса Рембрандт. Его «Каменный мост» - одна из жемчужин жанра. Но не пример реалистического пейзажа. Потому что таких каменных мостов в Голландии XVII века не было, это фантазия автора. Возможно, он вдохновился офортом Яна ван де Вельде «Катающиеся на коньках на реке».
Прославленный офорт «Три дерева» менее фантастичен, но, как полагают искусствоведы, несет в себе символический смысл. Есть предположение, что три дерева символизируют три креста Распятия. Утихающая гроза слева и мрачные кучевые облака подчёркивают драматическую атмосферу, присутствующую благодаря контрастам света и тени, типичным для искусства Рембрандта.
Освоение пейзажа началось, безусловно, гораздо раньше XVII века. Как мы уже сказали, он занимал немалое место на картинах мастеров Возрождения. Но как фон для действия. Живописных полотен, иллюстрирующих исключение из правил, кажется, нет вовсе. Придется обратиться к рисункам и акварелям.
Например, к этой замечательной работе Леонардо да Винчи «Пейзаж долины реки Арно». Этот рисунок, кстати, первая его датированная работа. Набросок сделан быстрыми штрихами пера. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов.
Альбрехта Дюрера нередко называют северным Леонардо. Действительно, как и итальянец, он стремился объять необъятное и отметился в самых разных областях искусства. И, как Леонардо, очень интересовался природой. У него немало чудесных пейзажных акварелей и зарисовок. Выглядят они так, будто написаны не в конце XV – начале XVI века, а лет на триста позже. Например, этот «Дом у пруда».
А у вас есть свои примеры? Пишите в комментариях!