Афанасий Кирхер (1602-1680) - немецкий монах-иезуит и универсальный ученый (полимат), который, спасаясь от бедствий Тридцатилетней войны, покинул Германию, а с 1638 года и до самой смерти жил в Риме, занимаясь поначалу преподаванием, а затем - исключительно разными науками, и в каждой он пытался сказать свое слово.
Трудно назвать область знания, которая бы не привлекла внимание Кирхера. Богословие, эзотерические и мистические учения (герметизм), европейские и восточные языки (увы, русским он не интересовался - к нашим осинам нельзя было послать иезуитов-миссионеров, а в Китай можно), физика, оптика, акустика, механика и конструирование различных приборов и аппаратов, география, история, космология, музыка...
Космоопера Кирхера
Астрономическими наблюдениями Кирхер занимался примерно с 1635 года и, конечно, охотно писал о них, хотя специалистом в этой сфере не был.
В 1656-57 году Кирхер написал "космооперу" - трактат астрономически-фантастического характера под названием «Экстатическое путешествие» (Itinerarium exstaticum). Расширенный двухтомный вариант этого произведения под названием "Экстатический путь" был издан в 1660 году.
Облик путешественника на обложке очень напоминает приведенный выше портрет Кирхера. Вероятно, он воображал себя героем, которому дал не очень скромное имя Теодидакт ("Наученный Богом"). Этот Теодидакт путешествует по Солнечной системе в сопровождении опытного гида - ангела Космиэля (имя в расшифровке не нуждается) и затем описывает всё, что увидел и понял. Путешествие "экстатическое" потому, что, естественно, совершалось не наяву, но и не всецело в воображении, а в состоянии измененного сознания - экстаза, которое было понятно тогда многим приверженцам мистического католицизма (например, святой Терезы из Авилы, запечатленной в скульптуре Лоренцо Бернини 1652 года - Кирхер, несомненно, эту статую много раз видел).
Почитать или полистать первое издание трактата Кирхера (1656 года) можно здесь - но только если вы владеете латынью, ибо текст - на этом языке.
Если совсем кратко, то Теодидакт погружается в состояние экстаза, внимая чудесной музыке, исполняемой в иезуитском колледже. Ангел Космиэль ведет его на небеса, и Теодидакт разговаривает с ним о Солнечной системе, свойствах планет и звезд, и прочих ученых материях.
Луна, Венера - далее везде
В издании 1660 года помещена, помимо прочего, и карта Луны.
Полет на Луну описан наиболее подробно, поскольку в тогдашние телескопы это небесное тело можно было наблюдать отчетливее прочих.
Сначала Космиэль и Теодидакт совершили облет Луны по орбите (дельная мысль!) и пришли в выводу о том, что она необитаема, поскольку на поверхности не видно никаких растений (а значит, питаться живым существам там нечем). Затем они всё-таки совершили посадку на Луну, и Космиэль предложил спутнику попить лунной водички. Не делайте так на незнакомых планетах, даже по наущению ангела! Ангелу-то, может, ничего не будет, а вам станет нехорошо. Тело Теодидакта распухло от такого питья. Но Космиэль привел его в норму.
Следующая остановка - на Венере.
Чтобы немного проникнуться стилем Кирхера из этой "космоопере", переведу начало главы про Венеру по изданию 1656 года.
Теодидакт: О мой превозлюбленнейший Космиэль, что я вижу? Что за пламенный облик у этого огненного шара (глобуса), перед которым мы с тобою оказались?
Космиэль: То, что ты видишь есть глобус Венеры, или, как называли ее древние астрономы, Фосфора либо Геспера.
Теодидакт: Умоляю тебя, мой Космиэль, давай ускорим наше продвижение, дабы наилучшим образом насладиться чудесным зрелищем этого глобуса... -
- ну, и так далее, в том же духе, очень велеречиво и обстоятельно.
Насчет "огненного глобуса" Кирхер не погрешил против истины. Впрочем, Венера так ярко сияет на небе, что такая мысль может посетить любую голову. Другое дело, какие далее сделать выводы.
Еще раз напомним: вплоть до второй половины 20 века (!) вполне серьезные ученые и технически образованные фантасты были уверены, что Венера - "сестра" Земли, там есть океаны, леса, и, возможно, богатый животный мир, если не разумные обитатели.
В воображении Кирхера это и так, и не совсем так. Венера населена... ангелами. Посланцами Божьими (по-гречески "ангел" - просто "посланник", "вестник"). Это юноши необычайной красоты. Они живут на горе из хрусталя, и растут на ней деревья из драгоценных камней. Не бездельничают, поскольку подчиняются Божьим законам и предписаниям.
Эх, перевести бы эту "космооперу", но у меня не хватит времени и терпения, и к тому же, хотя латынь там в принципе несложная, я слишком давно учила язык и не достигла такой степени знаний, чтобы легко переводить с листа космологически-богословские трактаты.
После Венеры небесные путешественники движутся на Меркурий и... на Солнце, а оттуда - на Марс и далее.
Всюду даются очень интересные описания планет, иногда с проницательными догадками, а иногда с фантастическими вымыслами (и, опять же, давно ли мы убедились в том, что на Марсе нет не только марсиан, но даже самой примитивной живности?).
Экзопланеты
Дело в "космоопере" не ограничилось описанием лишь Солнечной системы. В начале 9 главы (по изданию 1656 года) Космиэль утаскивает своего спутника за пределы того, что мы называем ныне поясом Койпера.
Теодидакт: Куда ты властно влечешь меня, Космиэль? Откуда эта несказанная скорость движения? Где будет конец моего странствия? Где Солнце, где Земля, Луна, все прочие планеты, которые я повидал; неужели за краткое время мы сможем преодолеть такое пространство?
Космиэль: Не удивляйся. Ты движешься не человеческим, а ангельским способом, и по сравнению с этой скоростью любая скорость природных объектов окажется медленной...
Фактически Кирхер мысленно "долетел" до... экзопланет. Он говорил о звездах разных размеров (и это ведь верно!), вокруг которых вращаются собственные планеты. Более того, звездные системы у него могут быть двойными или множественными (телескоп Джеймс Уэбб это недавно подтвердил!), и расстояния между системами - огромны. Планеты, как допускал Кирхер, вероятно, подобны Земле. Эта мысль вызвала критику современников, ибо тут почуяли крамолу в духе недавно сожженного Джордано Бруно, говорившего о множественности обитаемых миров (но сожгли его вовсе не за это).
Кирхер, однако, не оспаривал концепцию Птолемея, не примыкал к крамольному коперниканству и продолжал утверждать, что вся эта космическая красота вращается вокруг Земли, которая является центром Вселенной... ибо так захотел и сделал господь Бог. С высшими силами не поспоришь (а со святой инквизицией - тем более, особенно, если ты живешь и работаешь в Риме).
Признаюсь, эта старинная "космоопера" меня увлекла куда больше, чем нынешние образчики жанра, где людишки летят в другие миры только затем, чтобы кого-нибудь там укокошить или заграбастать себе очередную галактику и создать в ней очередную империю с несменяемым бессмертным небожителем.
По-моему, у Кирхера куда интереснее: лететь в дальний космос, чтобы узнать, как там на самом деле всё устроено. И не его вина, что в 17 веке никакой ангел Космиэль не мог бы ему рассказать всей правды. Боюсь, этого и нынешние астрономы (и фантасты) не знают. Так ведь тем оно и увлекательнее - проникать в неизведанное, наблюдать, удивляться, делать выводы...
--
Я, конечно, не Кирхер, но в моей космоопере "Хранительница" посыл - именно такой. Цель Межгалактического альянса - развитие разума и знаний в обитаемой Вселенной, а в качестве итоговой (вероятно, утопической) цели - превращение Вселенной в разумную сверхсущность. Но у меня нет ни мистики, ни богословия, ни магии. Хотя экстатические видения у некоторых героев случаются.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.
Поддержать автора можно лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".
Я ТУТ НЕ РАДИ ДЕНЕГ, А РАДИ ЧИТАТЕЛЕЙ. ЧИТАЙТЕ, ССЫЛАЙТЕСЬ, КОММЕНТИРУЙТЕ.