Найти тему
Международная панорама

100 лет назад: Когда коричневый стал цветом нацистов — и при чём здесь Хьюго Босс

Оглавление

До конца 1923 года нацистское движение фактически опиралось на красный цвет, затем возобладал коричневый. Какое отношение к теории политического цвета имеет дешево закупленная партия униформы для давно несуществующего Имперского Африканского корпуса и швабского текстильного предпринимателя Хьюго Босса?

Палитра политических цветов ФРГ ясна: социал-демократы — красные, ХДС/ХСС — чёрные, либералы из СвДП — жёлтые, а ещё есть зеленые, пурпурные левые и, с недавних пор, синие (АдГ). А коричневые?

Для всех политических партий, как и почти для всех других организаций, коричневый цвет стал ненужным с тех пор, как нацистское движение изобрело коричневую рубашку в качестве единой одежды и в то же время определило её политический цвет. Это было 100 лет назад. Свою роль сыграла Африка, случай, а позже и швабский производитель текстиля, который сейчас известен во всем мире благодаря дорогим дизайнерским изделиям. Но обо всём по порядку.

В первые годы Веймарской республики национал-социалисты и их военизированная боевая организация Sturmabteilung (SA) были лишь одним из бесчисленных политических образований, угрожавших молодой демократии. В первые годы многие молодые, часто безработные мужчины носили униформу в сочетании с гражданской одеждой, часто включая ветровки. Так называемый «серый полевой», цвет погибшей в мировой войне императорской армии, был очень распространен в повседневной жизни – не только потому, что миллионам бывших солдат приходилось искать новую роль в гражданской жизни, но и потому, что гражданская одежда была для многих попросту недоступна.

Цвет нацистского движения на начальном этапе фактически был красным, потому что он очень хорошо работал в качестве сигнального цвета.
Дэниел Сименс,Историк из университета Ньюкасла.

«До 1923 года бойцы СА носили всё, что хотели. Только красная свастика была отличительным признаком, — говорит историк Даниэль Сименс из университета Ньюкасла в интервью редакционной сети Германии (RND). «Цвет нацистского движения на ранних этапах на самом деле был красным, потому что он очень хорошо работал в качестве сигнального цвета», — говорит автор книги «Sturmabteilung. История СА» (Зидлер-Верлаг). Но тогда им помешали социал-демократы и коммунисты — и те, и другие претендовали на красный цвет.

Долгое время считалось, что ранними нацистами были прежде всего люди, вернувшиеся с мировой войны, не нашедшие своего места в гражданской жизни и предавшиеся романтическим фантазиям, таким как «героический этос» и «товарищество». «Однако доля бывших участников мировой войны была не слишком высокой», — говорит историк Сименс, потому что многие из первых нацистов «были слишком молоды для войны и пришли в «движение» из школы или ученичества». Тем не менее, они любили носить униформу, которая, по мнению Сименса, «подчеркивала сплочённость группы и требовала респектабельности. Более того, однородные детали были широко распространены и поэтому вполне доступны из-за их дешевизны».

Одним из этих целеустремленных людей, бывшим лейтенантом времен Первой мировой войны, а затем участником бесчисленных послевоенных конфликтов в Прибалтике и Верхней Силезии, был тогдашний 30-летний Герхард Россбах, который в 1919 году был основателем свободного движения. корпус численностью около 1000 человек, Sturmabteilung Roßbach, который позже был включен в состав СА.

Гитлер, лидер партии НСДАП и рейхсканцлер, во время выступления перед членами СА в Дортмунде в 1933 году. © Источник: фотоальянс / Keystone.
Гитлер, лидер партии НСДАП и рейхсканцлер, во время выступления перед членами СА в Дортмунде в 1933 году. © Источник: фотоальянс / Keystone.

Будучи участником путча Адольфа Гитлера против правительства Баварии 9 ноября 1923 года, Россбах бежал в Австрию, опасаясь ареста. Сообщается, что Россбах за небольшие деньги приобрел большую партию коричневых рубашек, которые изначально предназначались для сил защиты в колонии Германской Восточной Африки.

Там – на территории нынешней Танзании – главнокомандующий Пауль фон Леттов-Ворбек до конца войны противостоял превосходящим силам союзников. В очень популярном в то время жанре «молодежного романа» борьба Леттова-Ворбека была описана в красочно иллюстрированных, прославляющих войну рассказах («Хейа Сафари»). Во времена политического уныния Леттов-Ворбек считался «светлой фигурой».

Генерал-майор Пауль Эмиль фон Леттов-Форбек, командующий «Силами защиты» в бывшей немецкой колонии в Восточной Африке. Говорят, что его униформа цвета хаки послужила образцом коричневой рубашки нацистов и, следовательно, их партийного цвета. 
© Источник: ДПА.
Генерал-майор Пауль Эмиль фон Леттов-Форбек, командующий «Силами защиты» в бывшей немецкой колонии в Восточной Африке. Говорят, что его униформа цвета хаки послужила образцом коричневой рубашки нацистов и, следовательно, их партийного цвета. © Источник: ДПА.

Его возвращение домой во главе войск 2 марта 1919 года через Бранденбургские ворота было отмечено как триумф широкой общественности, чувствовавшей себя униженной поражением в войне, Версальским договором и революцией. Эта униформа пользовалась соответствующей популярностью и имела экзотический оттенок: бежево-коричневая, намного светлее, чем более поздние рубашки Гитлера, и с белыми перламутровыми пуговицами. Прибыв в Германию, Леттов-Ворбек сразу же присоединился к антидемократическим путчистам и, например, поддержал военного лидера Капповского путча Вальтера фон Люттвица в марте 1920 года, прежде чем он превратил свои старые африканские контакты в серебро в качестве оптового торговца.

Первые коричневые рубашки во время гитлеровского путча

«Историю рубашек цвета хаки часто рассказывают, но детали до сих пор вызывают споры, — говорит историк Сименс. — Коричневая рубашка не была обязательной для мужчин СА до 1926 года».

Согласно его мемуарам, Россбах, умерший в Гамбурге в 1967 году, лично рассказал скандальному историку Георгу Франц-Виллингу, отрицателю Холокоста и историческому ревизионисту, умершему в 2008 году, что он оказал решающее влияние на появление коричневых рубашек. Говорят, что еще в 1923 году Россбах прописал эту коричневую рубашку руководимой им «Шилловской молодежи», названной в честь прусского офицера и бойца Свободного корпуса Фердинанда фон Шилла.

Самое позднее, после реорганизации партии после освобождения Гитлера из тюрьмы в 1924 году и отмены запрета НСДАП в начале 1925 года, коричневые рубашки утвердились в нацистском движении.
Дэниел Сименс, историк.

«Самое позднее, после реорганизации партии после освобождения Гитлера из тюрьмы в 1924 году и отмены запрета НСДАП в начале 1925 года, коричневые рубашки утвердились в нацистском движении, — говорит историк Даниэль Сименс. — Коричневый цвет еще не был доступен в качестве цвета в партийном спектре, и нацисты также могли четко отличать себя от коммунистов с точки зрения цвета».

Однако он ограничивается тем, что «нацисты далеко не всегда были довольны выбором этого цвета, поскольку коричневый всегда ассоциировался с экскрементами, и уже один этот факт вызывал нацисты немало насмешек со стороны их политических оппонентов». «В их комментариях о «коричневых мальчиках» неоднократно упоминалась гомосексуальность лидеров СА, таких как Эрнст Рем и Эдмунд Хайнс», — сказал Сименс. Фашистскому образцу Гитлера Бенито Муссолини в Италии было проще: он полагался на черный цвет (черные рубашки).

Современный люксовый бренд из Швабии

Однако, по мнению Сименса, этот факт не следует недооценивать: «Начиная с 1926 года униформа стала важным источником дохода партии. За форму каждый член партии должен был платить сам. Доставка была централизована в Мюнхене».

Старое объявление из газеты Альб-Неккар. © Источник: Городской архив Метцингена, Alb-Neckar-Zeitung.
Старое объявление из газеты Альб-Неккар. © Источник: Городской архив Метцингена, Alb-Neckar-Zeitung.

Не позднее 1931 года коричневые рубашки производила текстильная компания Hugo Boss, которая сегодня является брендом, отвечающим высоким стандартам. Владельцу одноименной компании из Метцингена в Швабии пришлось подать заявление о банкротстве в 1931 году после долгого периода краткосрочной работы и волн увольнений. В том же году он вступил в НСДАП, что повлекло за собой значительный объем заказов от нацистов. «Компания в основном выживала только благодаря сделке с нацистами, — говорит Сименс, — а СА также обеспечивала заводскую безопасность, что обеспечивало производство посредством штрейкбрехеров во время забастовок».

О синем цвете речи не было. Она была естественным кандидатом, потому что ее название было аббревиатурой от «Лучшая либеральная альтернатива Союзу».
Бернд Люке, основатель АдГ.

После войны коричневый как политический цвет выгорел в буквальном смысле. Даже правые экстремистские партии, такие как ДВУ, НДПГ и республиканцы, не смогли ничего добиться от Брауна. Они использовали красный (НДПГ) или черно-красно-желтый (ДВУ, республиканцы). Альтернатива для Германии, основанная в 2013 году, основывалась на синем цвете. «Не было никакой дискуссии о синем цвете. Она была естественным кандидатом, потому что она была аббревиатурой от «Лучшей либеральной альтернативы ХДАС/ХСС, — заявил моим немецким коллегам основатель партии и первый федеральный председатель Бернд Люке. — Конечно, никто не хотел коричневого цвета. Такую идею мог придумать только журналист».

ФК «Санкт-Паули» не оставляет коричневых нацистам

Даже в бизнесе, культуре и спорте коричневый цвет сегодня довольно редок – за одним заметным исключением: гамбургский «Киз Клуб» 1. ФК Санкт-Паули. «Футболисты «Санкт-Паули» носят коричнево-белые цвета с 21 мая 1909 года, когда они еще были частью команды «Гамбург-Санкт-Паули». «Клуб гимнастики Паули», — говорит Кристоф Нагель из правления клуба. Клуб является примером своей чёткой позиции против правых.

Браун — левый и гордится этим; ФК «Санкт-Паули», клуб второго дивизиона из Гамбурга. 
© Источник: Уве Анспах/dpa.
Браун — левый и гордится этим; ФК «Санкт-Паули», клуб второго дивизиона из Гамбурга. © Источник: Уве Анспах/dpa.

Еще в 1909 году, по мнению клуба, свою роль сыграл тот факт, что «все остальные цветовые комбинации были просто уже заняты». Дешевизна материалов также могла сыграть свою роль. «Мне не известны какие-либо исторические источники попыток изменить цвета клуба после войны», — продолжил Нагель. Почему? Да ведь цветов слишком мало, чтобы оставить один за той или иной идеологией.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».