Найти тему
Sunny Blues

Workin’ With The Miles Davis Quintet - великолепная работа великого трубача в стиле пост-боп

Оглавление

Workin’ With The Miles Davis Quintet показала, что Майлз Дэйвис собрал на тот момент одну из самых прогрессивных групп в джазе

Workin’ With The Miles Davis Quintet
Workin’ With The Miles Davis Quintet

Майлз очень хотел покинуть независимый джазовый лейбл Prestige и влиться в богатый мейджор-лейбл Columbia.

И вот ради возможной выгодной сделки с этой звукозаписывающей компанией, которая, кстати, в конечном итоге сделает его имя нарицательным, Майлз Дэйвис решил накопить материала сразу на несколько альбомов, и таким образом выполнить все свои обязательства перед небольшой компанией продюсера Боба Вайнштока.

Всего за две сессии была записана музыка для четырех будущих альбомов.

Пластинки Cookin’, Relaxin’, Workin’ и Steamin’ With The Miles Davis Quintet стали ключевыми пост-боп-альбомами и самыми ранними записями Майлза с его первым великим квинтетом.

Одна из самых прогрессивных групп в джазе

На момент записи трубач возглавлял одну из самых прогрессивных и востребованных малых групп современного джаза, которую он успешно раскручивал в нью-йоркском кафе Café Bohemia. Квинтет состоял из тенора-саксофониста Джона Колтрейна , пианиста Уильяма «Ред» Гарланда, контрабасиста Пола Чемберса, барабанщика Филли Джо Джонса и, разумеется, самого Дэйвиса. В октябре 1955 года группа без огласки приступила к записи своего первого альбома для Columbia (Round About Midnight), который должен был полежать на полке до ухода Дэйвиса из Prestige, поскольку по юридическим причинам он не мог быть выпущен до тех пор, пока Майлз не выполнит все условия контракта с компанией Вайнштока.

Дэйвис хотел решить этот вопрос поскорее и взял свою группу, которая в апреле 1956 года дебютировала на Prestige с альбомом Miles: The New Miles Davis Quintet, в студию Руди Ван Гелдера Hackensack в Нью-Джерси. 11 мая и 26 октября того же года они отработали две длинные сессии.

Обе сессии были построены абсолютно одинаково. Музыканты группы настраивали свои инструменты, а затем ждали, пока Майлз скажет название, и начинали играть.

Так они воспроизводили мелодию за мелодией, как будто играли на сцене вживую, без каких-либо вторых дублей. Единственный трек, сыгранный дважды - The Theme. Так что запись получилась грубоватой, но честной и убедительной.

Мягкость, лиризм и утонченность

В Workin' With The Miles Davis Quintet есть материал с обеих поездок в студию Ван Гелдера, но он был выпущен только в декабре 1959 года, после Cookin', который вышел в июле 1957 года и Relaxin' - вышел в марте 1958 года. Композиции для всех трех, а также для Steamin', завершившего серию в июле 1961 года, были записаны на тех же двух сессиях.

It Never Entered My Mind открывает Workin’, мелодия, сочиненная авторами мюзиклов Роджерсом и Хартом, популярный кавер на которую исполнил Фрэнк Синатра в 1949 году и которую Майлз ещё раз запишет для Blue Note пять лет спустя. Гарланд начинает, исполняя тонкие лиричные арпеджио на фортепиано, затем Дэйвис играет основную мелодию, немного приглушая свою трубу, наполняя своё исполнение одновременно мягким лиризмом и изысканной утонченностью.

Джон Колтрейн отдыхает в этой вступительной мелодии, но зато он хорошо слышен в гармонизированной для двух труб теме в Four, оригинальной композиции Дэйвиса, которую он впервые записал в 1954 году и которая оставалась в репертуаре трубача до 60-х годов.

Композицию также очень любил исполнять тенор-саксофонист Сонни Роллинз.

Дэйвис использует в этом треке открытую трубу без глушения. Стройные расслабленные мелодичные линии его соло контрастируют с энергичной и более интенсивной подачей Колтрейна. Гарланд следует на фортепиано за Колтрейном, демонстрируя свои неподражаемые ритмические способности и утонченность, можно даже сказать деликатность, в обращении с инструментом, что может показаться неожиданным, если вспомнить о его прошлой карьере боксера.

Филу Джо Джонсу также предоставилась возможность проявить себя, он отвечал Дэйвису на барабанах в четырехтактовых (отсюда и название композиции) сольных последовательностях.

Глубокие исследования

In Your Own Sweet Way - композиция Дэйва Брубека, и здесь Майлз снова использует сурдину Harmon на своей трубе, немного смягчая таким образом великолепную мелодию. Чемберс и Джонс - «машинное отделение» группы, плотно держат основу для пьесы, подкрепляя высокие полеты тенор-саксофона Колтрейна конкретным и хорошо обоснованным грувом.

Короткая (чуть менее двух минут) версия The Theme, которую Майлз обычно использовал как завершение своих концертных выступлений, переходит в композицию Колтрейна Trane's Blues.

После утверждения основной темы трек превращается в легкую свинговую мелодию, приводимую в движение шагающим басом Чемберса и райдовой тарелкой Джонса. Майлз играет первое соло с открытой трубой, за ним вступает Колтрейн, и его импровизация представляет собой глубокое исследование неизведанных пространств свинга.

Трио

Майлз Дэйвис был большим поклонником трио Ахмада Джамане и неоднократно исполнял каверы на мелодии из репертуара питтсбургского пианиста, но в этот раз он и Колтрейн не участвовали в Ahmad’s Blues. Вместо этого Майлз предложил трио в составе Реда Гарланда, Пола Чемберса и Филли Джо Джонса взять на себя исполнение композиции, что собственно он делал и на живых выступлениях, когда устраивал себе и Колтрейну небольшой отдых.

В оригинальных примечаниях к альбому Workin' написано, что Дэвис очень хотел, чтобы Боб Вайнсшток услышал, на что способен Ред Гарланд в составе трио. И продюсера действительно впечатлила блестящая игра Гарланда - он подписал с пианистом сольный контракт. Майлз писал в своих мемуарах, что он нанял Гарланда из-за его стилистического сходства с Джамалом: «Я хотел найти пианиста, который играл бы, как Ахмад Джамал, и решил пригласить Реда Гарланда… У него была эта легкость игры на фортепиано, которую я и хотел».​

Настоящая джазовая суперзвезда

Half Nelson - Дэйвис впервые записал её, когда был еще сайдменом Чарли Паркера в разгар бибоп-революции - 26 октября 1947 года.

Завершает Workin' второй, более короткий дубль The Theme с небольшим барабанным соло Филли Джо Джонса. В целом создает эффект опускающегося занавеса на концертном выступлении – именно это, скорее всего, и имел в виду Дейвис - похоже на то, что его группа делала на сцене Café Bohemia.

Workin’ появился на прилавках незадолго до Рождества 1959 года, к этому времени Майлз Дейвис продвинулся далеко вперед в музыкальном плане и возглавил секстет, который перешел от хард-бопа к модальному джазу.

Выпустив ранее в том же году революционный альбом Kind Of Blue, Дэйвис стал настоящей джазовой суперзвездой, а его музыка - мейнстримом.

Но немного позже вышедший Workin’ стал отличным напоминанием о том, насколько актуален был его первый великий квинтет в мире постбибопа для развития джаза малых групп.

Читать также: