Найти тему
Sunny Blues

Жако Пасториус, легенда джаза и рока

Оглавление

Жако Пасториус частенько говорил, что он величайший басист в мире. И во время его короткой, но бурной карьеры это его утверждение вовсе не казалось каким-то безумием.

Жако
Жако

Жако нередко говорил людям, что он величайший басист в мире. Во время его короткой и бурной карьеры это заявление было не столь уж далеко от истины, и его слова не казались чересчур самоуверенными или наглыми. Пасториус был действительно выдающейся фигурой как в мире джаза, так и в мире рока. Никогда раньше бас-гитара так не звучала, и немногие пытались подражать его стилю и тогда, и позже.

Джони Митчелл однажды сказала, что «он делал то, что никто не мог сделать, он был Джими Хендриксом на басу».

Дискографию Жако можно разделить на несколько отдельных, но взаимосвязанных составляющих: его собственные работы, совместное творчество с гитаристом Пэтом Метени и с певицей, автором песен и гитаристкой Джони Митчелл, а также его работа с группой WEATHER REPORT, соруководителями которой были Джо Завинул и Уэйн Шортер.

Звучание бас-гитары Пасториуса было уникальным, как и его инструмент. Он играл на безладовом басу, сам вынул лады, промазал накладку грифа эпоксидной смолой и поставил на бас очень звонкие струны, чтобы получить сильный, яркий и открытый звук.

В плане подхода - он не слишком был доволен, если ему предлагали использовать бас, как ритм-инструмент на заднем плане. Он стремился к тому, чтобы его бас-гитара была столь же заметна в аранжировке, как духовые и клавишные. Часто казалось, что он исполнял в группе две роли одновременно. Басист Дезрон Дуглас вспоминает, как впервые услышал Жако: «Я не знал, что бас может так звучать, не говоря уже о том, чтобы брать на себя ведущую роль. Меня всегда учили играть позади всех!»

Начало и сольный дебют

Жако Пасториус родился в 1951 году в Пенсильвании, когда ему было восемь лет, его семья переехала во Флориду. Его отец был джазовым барабанщиком и преподавал барабаны, и именно он привил сыну любовь к музыке. Сначала Жако пошел по стопам своего отца, играя на барабанах, но травма запястья, полученная во время игры в футбол, отключила его на некоторое время от барабанных занятий, и он взял в руки бас, присоединившись к группе под руководством Уэйна Кокрана - успешному коллективу процветающей ритм-н-блюзовой сцены Флориды.

Прошло некоторое время, и отец устроил бесспорно талантливого Жако преподавать бас-гитару в Университете Майами. Там молодой басист познакомился с многообещающим гитаристом Пэтом Метени.

Метени сыграл гитару на Jaco - дебютном альбоме Пасториуса, вышедшем на лейбле Improvising Artist.

Пасториус ответил взаимностью, он играет на первом альбоме Метени Bright Size Life.

Так начал формироваться его самобытный стиль.

В 1976-м на Columbia был реализован Jaco Pastorius, в записи которого приняли участие звезды джаза и соула, включая дуэт SAM & DAVE, Херби Хэнкока, Уэйна Шортера, Майкла Брекера, Рэнди Брекера и многих других.

Джони Митчелл

В том же году Пасториус сыграл на Hejira Джони Митчелл, одной из лучших записей в обширном каталоге легендарной певицы и гитаристки.

Это было начало сотрудничества, вылившееся в четыре альбома. Совместная работа стала ярким событием в карьере обоих музыкантов. «В Жако Джони нашла басиста своей мечты», - объясняет Мишель Мерсер, автор книги о Джони Митчелл. «Ей нравилось, что «он не шарился по дну», она ценила его «неуправляемую» игру, его беспокойные и в то же время плавные басовые партии, которые основательно занимали музыкальные территории, обычно контролируемые другими инструментами».

Как однажды выразилась музыкальный критик Дженн Пелли, «игра Жако Пасториуса добавила выразительного ощущения открытости, как будто музыка не имеет границ». Партнерство Жако-Джони ещё больше укрепилось во время работы над самыми экспериментальными релизами Митчелл, Don Juan’s Reckless Daughter и Mingus.

После чего Пасториус сыграл на великолепной концертной записи Митчелл Shadows and Light.

WEATHER REPORT

В том же году, когда Жако выпустил свой дебютный альбом на Colambia, сыграл на первой записи Метени и начал играть с Джони Митчелл, он ещё и занял место басиста в WEATHER REPORT - одной из его любимых групп. Он был у них на концерте в Майами и представился соруководителю группы Джо Завинулу своей традиционной фразой, что он величайший басист в мире. С этого момента они поддерживали связь, и когда группа решила взять нового басиста, Завинул и Шортер сразу же пригласили его на прослушивание. Шортер рассказывал на Би-би-си: «Как только он взял первую ноту, мы с Джо посмотрели друг на друга и сказали: «Всё, прослушивание закончилось».

Жако добавил WEATHER REPORT плотности и одновременно гибкости, сделав их музыку более танцевальной. Мишель Мерсер, который помимо книги о Джонни Митчелл написал также и исследование о жизни Уэйна Шортера, поясняет, что, «значительная харизма Жако и его несомненно впечатляющее умение держаться на сцене определенно повлияли на WEATHER REPORT… Уэйн и Джо в первую очередь восхищались его ловкостью в вопросах отказа от любой традиционной роли басиста».

Способность же WEATHER REPORT органично включать соул и латиноамериканские настроения в свой джаз-фьюжн сделала эту группу идеальным местом для Пасториуса. И он сам написал те мелодии, которые стали визитной карточкой группы - Teen Town и River People.

Пик популярности WEATHER REPORT совпал с неожиданным бумом джазовых записей и возрождением интереса к стилю. Вдруг внезапно они и другие группы с похожей направленностью - RETURN TO FOREVER, HEADHUNTERS Херби Хэнкока, Джон Маклафлин и MAHAVISHNU ORCHESTRA - стали регулярно выступать на площадках, где до этого обычно играли рок-группы. Однако в этот момент проявились и худшие качества Жако, который пристрастился к алкоголю, и в конечном итоге покинул группу всего через пять лет после того, как присоединился к ним.

Пост - WEATHER REPORT

Оставшись один, Пасториус, казалось, уверенно встал на ноги, получив новый контракт на запись и обзаведясь собственной группой.

Они выпустили пластинку Word of Mouth и гастролировали по Японии, но великий басист потихоньку начал скатываться.

Его поведение стало непредсказуемым, им всё более овладевала маниакальная депрессия.

Билл Милковски, автор книги «Необыкновенная и трагическая жизнь Жако Пасториуса», рассказывает, что Жако выселили из дома после того, как он наполнил водой свою квартиру в Гринвич-Виллидж, решив превратить ее в бассейн. Бездомный Пасториус ночевал в парке Вашингтон-сквер, а на концерты приходил иногда без своего инструмента. Он стал очень агрессивным, и вернувшись во Флориду, влез в драку в ночном клубе, после чего впал в кому и умер за несколько недель до своего 36-летия.

Так печально закончилась карьера музыканта, имевшего, как казалось, безграничные возможности. Уэйен Шортер из WEATHER REPORT сказал Би-би-си: «Жако был не просто басистом, хорошо умеющим держать ритм. Его бас был продолжением того, чего он сейчас хотел. Это похоже на то, как Майлз Дэвис сказал, что его труба - это просто авторучка, позволяющая рассказывать истории. Если вы переключитесь на то, что вам сейчас надо сыграть на трубе, вы потеряете историю. Жако был таким же, его бас был как авторучка».

Читать также: