На протяжении своей карьеры Айдол успешно сочетал сырой гаражный рок со стадионными гимнами, элегантной поп-музыкой новой волны и танцевальными вещами
Один из мастеров переосмысления рока с музыкальной карьерой, захватившей несколько десятилетий.
Юный Айдол (Уильям Броуд), воодушевленный панк-культурой, вступил в Bromley Contingent - фан-группу SEX PISTOLS.
Затем он возглавил лондонскую панк-группу GENERATION X, записав с ними три альбома с такими хитами, как Your Generation, King Rocker и Valley Of The Dolls.
GENERATION X пользовались большим авторитетом и хорошо продавали пластинки у себя на родине, но когда Айдол переехал в США, чтобы начать сольную карьеру, взяв в помощь гитариста Стива Стивенс, это был совсем другой уровень. Они добились весьма своеобразного звучания, включив в сырой гаражный рок элементы стадионных гимнов, новой волны и танцевального попа, и в течение 1980-х последовательно достигали всё новых высот.
Хит-синглы Billy Idol, Rebel Yell, Whiplash Smile, Charmed Life вылетали на рынок один за одним, занимая высшие позиции в чартах Billboard, а внешность фотогеничного блондина Айдола гарантировала карьеру на MTV.
Звездный успех Айдола был сопряжен и с нелегкими испытаниями. Авария на мотоцикле в 1990 году чуть не стоила ему ноги – но он выжил и продолжал процветать. Айдол расширяет диапазон своего фирменного стиля, выпустив в 1993 году недооцененную композицию Cyberpunk, а хорошо известные релизы 21-го века Devil's Playground и Kings & Queens Of The Underground доказывают, что он остается силой, с которой нужно считаться. В 2023 году его вклад в рок-н-ролл был отмечен звездой на Голливудской Аллее славы.
Звезда кавер-версий
Большинство из самых известных треков Билли Айдола написаны им самим, но он также всегда был и прекрасным интерпретатором песен других авторов, неоднократно создавая и записывая кавер-версии, которые основательно повышали его авторитет.
Яркий тому пример - дебютный сольный релиз Айдола - EP Don't Stop, вышедший в октябре 1981 года.
Он начинается с эйфорического исполнения хита 1968 года Mony Mony группы TOMMY JAMES & THE SHONDELLS.
Крепкая рок-песня, хорошо послужившая Айдолу - его более поздний концертный вариант песни в 1987 году принесет ему единственный сингл номер один в США.
В EP Don't Stop, представившем его в Billboard Hot 100 США, был также и своего рода второй кавер - версия песни Dancing With Myself, первоначально записанной GENERATION X в 1980 году.
Идея песни появилась во время тура группы по Японии в 1979 году, когда Айдол и басист Тони Джеймс были заинтригованы токийскими клабберами в ночном клубе, которые танцевали со своими отражениями в зеркалах.
Dancing With Myself, ремикшированная продюсером Кейтом Форси, показала, что музыка Айдола вполне конкурентоспособна и на танцполах - в конце 1981 года она вошла в Топ-30 чарта Billboard Hot Dance Club Play.
Кавер Айдола на песню I Forget To Be Your Lover Уильяма Белла и Букера Ти Джонса - еще одно радикальное превращение. Изначально - соул-баллада в исполнении Белла, у Айдола она стала рокабилли с элементами электронщины, бэк-вокалом в стиле госпел и фортепиано в стиле буги. To Be Your Lover Билли Айдола попала на шестое место в Billboard Hot 100, а также вошла в Топ-10 в Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Успех To Be a Lover подтолкнул Айдола к выбору кавер-версии для своего четвертого альбома Charmed Life 1990 года. На этот раз ею стала песня THE DOORS L.A. Woman - логичный выбор для британского эмигранта, жившего в Лос-Анджелесе.
Айдол и его группа придали более изысканное звучание оригинальной записи THE DOORS, добавив в неё моменты из джапм-блюза Drinkin’ Wine Spo-Dee O’Dee - в оригинале вещи Стика МакГи, но значительно более популярным был вариант Джерри Ли Льюиса.
Лакомые кусочки
После успешного разворота первого EP Don't Stop, Айдол продолжил сольную карьеру, выпустив в июле 1982 года одноименный дебютный альбом. Выходу долгоиграющей пластинки предшествовала Hot In the City - яркая, синтезаторная поп-песня с подтекстом 60-х.
Запоминающийся трек с одной из самых душевных вокальных партий Айдола принес певцу первый успех в Billboard Top 30.
Очень странно, но Rebel Yell, которая стала почти что синонимом Билли Айдола, сразу после её выхода имела относительно незначительный резонанс.
Эта шумная рок-песня, заглавная для второго альбома Айдола, появилась после того как Билли посетил мероприятие в доме гитариста THE ROLLING STONES Ронни Вуда в Нью-Йорке, где на столе стояла бутылка Rebel Yell Kentucky.
Однако этот фантастический рок-гимн достиг лишь скромной 46-й строчки в Billboard Hot 100, но после переиздания в 1985-м он таки вошел в Топ-10 Британии.
Изначально же его обскакал последний сингл альбома Rebel Yell, мощная смесь рока, поп-музыки и фанка Flesh For Fantasy, сходу вошедшая в топ-30 США. Прошло время, и позиции изменились, Rebel Yell стала безоговорочной классикой, а Flesh For Fantasy частенько упускаются из виду в ретроспективах карьеры Айдола.
Баллады
Понятное дело, что Билли Айдола уважают в первую очередь за его энергичные рок-песни, но помимо этого он и не менее классный автор и исполнитель баллад. И в его каталоге мы найдем немало медленных песен, изысканных и глубоких.
Стоит заметить, что некоторые из его самых крупных хитов в США - это баллады, начиная с Eyes Without A Face, медленного трека с альбома Rebel Yell, вышедшего на 4-е место в Billboard Hot 100.
Четвертым и последним синглом Rebel Yell была выбрана Catch My Fall, по замыслу претендующая на то, чтобы повторить успех Eyes Without A Face, но на удивление она с тудом вошла лишь в Топ-50 Billboard Hot 100. Тем не менее Catch My Fall стала одной из самых запоминающихся баллад Айдола с аранжировкой, целенаправленно построенной на великолепном припеве.
Для сравнения - Sweet Sixteen, третий сингл альбома Whiplash Smile, была значительно более успешной в чартах, достигнув 20-го места в 1986 году. Одна из самых лучших баллад Билли Айдола - почти чисто акустическая и насыщенная красивыми нотками в стиле текс-мекс.
Совсем по-другому звучит пауэр-баллада Prodigal Blues из альбома Charmed Life 1990 года.
Мастерство переосмысления
Многие воспринимают Билли Айдола как белобрысого заводного панка. Однако он регулярно обновлял как свой имидж, так и свою музыку, внося в нее тонкие, а иногда и более радикальные изменения, пересматривая пройденное, поглощая свежие элементы, отслеживая постоянно меняющиеся тенденции в музыке.
В 1990 году он записал один из своих самых больших хитов - Cradle Of Love, песни, в которой смешалось прошлое, настоящее и будущее. Объединившая рок-н-ролл 50-х и панк в стиле RAMONES, поднятая на совершенно новый уровень благодаря блестящему, современному продюсированию Кита Форси, Cradle Of Love стала квинтэссенцией нового десятилетия Айдола. Сингл вышел на второе место в Billboard 100 во многом благодаря блестящему видеоклипу, ставшему крупным хитом на MTV и снятому будущим режиссером фильма «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера.
Cradle Of Love сыграла на сильных сторонах Билли Айдола, и на своем следующем альбоме Cyberpunk 1993 года он задумал заметно более радикальные изменения. Альбом был во многом вдохновлен интересом Айдолаl к одноименному научно-фантастическому поджанру и его авторам, таким как Уильям Гибсон и Нил Стивенсон.
Cyberpunk был реализован с использованием компьютеров и современных технологий, с заимствованиями от индустриальной музыки таких американских групп, как NINE INCH NAILS. Этими радикальными новшествами отмечена большая часть музыки на Cyberpunk, но самый крупный сингл пластинки Shock To The System эффективно объединил в себе новые технологии того времени с классическим рок-подходом Айдола.
Adam In Chains - ещё один сингл Cyberpunk. Песня, растянувшаяся на шесть минут, состоит из двух частей, существенно отличающихся от традиционного стиля Айдола. Первая часть - это голос гипнотерапевта, предлагающего слушателю войти в состояние релаксации, затем все переходит в электро-поп с красивым вокалом от Айдола.
Cyberpunk встретили неоднозначными отзывами, но в целом он был одобрен критиками и коммерчески успешен в Европе, войдя в Топ-20 Британии. В середине 1990-х, вернувшись в США, Билли Айдол вскоре снова оказался в центре внимания после того, как стал соавтором голливудского блокбастера «Скорость» (удостоенного премии «Оскар») с Сандрой Баллок, Киану Ривзом и Деннисом Хоппером в главных ролях. Айдол написал заглавную песню для фильма - панк-гимн со взрывным припевом.
Speed по сути ознаменовал возвращение Билли Айдола в свою винтажную форму.
Айдол в 21 веке
После Cyberpunk в 90-е годы студийных альбомов больше не было, но Айдол не сидел сложа руки, в 1996-м он появился в концертной версии легендарного альбома THE WHO Quadrophenia, в 1998-м - сыграл эпизодическую роль в фильме Адама Сэндлера The Wedding Singer, а также озвучил роль Одина в анимационном научно-фантастическом фильме Heavy Metal 200.
В новом столетии только в США было продано более миллиона копий Greatest Hits 2001 года, выпущенного Capitol, так что акции Айдола котируются высоко. Он вернулся с отличным новым материалом, пополнившим его и без того достойный каталог. Devil's Playground 2005 года - рок-альбом,в котором Айдол воссоединился с давними соратниками - гитаристом Стивом Стивенсом и продюсером Китом Форси. Scream - Билли Айдол в лучших традициях, связь с Rebel Yell очевидна.
Между Devil's Playground и следующим студийным альбомом Айдола, Capitol в 2008-м выпустили еще одну ретроспективу Idolize Yourself. В этот сборник вошли также и два новых трека, один из которых John Wayne возвращает нас в эпоху расцвета Айдола в 1980-х.
Он продолжил с альбомом Kings & Queens Of The Underground 2014 года. Отличный сет, спродюсированный Тревором Хорном и Грегом Курстином, со множеством прекрасных песен. Can't Break Me Down - очередной гимн, который великолепно сочетается на концертных выступлениях с самыми лучшими песнями Билли Айдола.
Совсем недавно Айдол выпустил два ЕР на лейбле Джорджа Харрисона Dark Horse. В 2021-м - The Roadside и The Cage в 2022-м.
Bitter Taste с The Roadside более чем соответствует отзыву Pop Matters, в котором сказано, что песня «вполне может оказаться одним из его лучших творений». Качество этих новых записей позволяет предположить, что Билли Айдол еще явно далек от завершения.