В музее Эрмитаж есть выставка, посвященная Зимнему дворцу Петра I. От постройки начала XVIII века сохранилось около 600 квадратных метров - это более десятка помещений, который лично посещал царь.
Экспозиция начинается со сводчатых подвалов Зимнего дворца Петра I, которые были возведены по проекту архитектора Доменико Трезини. Они находились под Большом Кавалерским залом, в котором царь принимал гостей и устраивал праздники.
Подвалы расположены ниже уровня первого этажа Петровской эпохи. При строительстве таких погребов строителям приходилось использовать специальные насосы для откачки воды, после чего на цокольный этаж устанавливался первый этаж, а затем и второй.
Его строительство датируется 1783—1785 годами и проходило на месте Зимнего дворца Петра Великого. Ключевой момент заключается в том, что Екатерина поставила перед Кваренги жесткие сроки для постройки театра. Зная об этом, архитектор понимал, что снос огромного дворца и постройка на его месте театра займут не менее нескольких лет.
Архитектор разобрал часть второго этажа Зимнего дворца (ту, что выходила на южную и западную сторону). При этом он сохранил все остальное, используя это как цокольный этаж. Таким образом, ему не пришлось создавать новый фундамент или главную лестницу. Для того чтобы попасть в театр, Екатерине II нужно было всего лишь пройти по переходу.
После открытия театра в 1785 году Кваренги продолжал его достраивать еще несколько лет. Постепенно фасады Зимнего дворца Петра I исчезали, а на их месте появилось здание в стиле классицизма.
Сегодня на втором этаже находится театр, а на первом и цокольных этажах - Петровская резиденция.
В витринах подвала представлены предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок: здесь есть и голландская керамическая плитка, и русские изразцы, и стекло. Используя найденные фрагменты, сотрудникам Эрмитажа удалось восстановить первоначальный декор дворца.
Из подвалов можно пройти в галерею первого этажа, которая была раскрыта при археологических работах. Здесь можно увидеть два уровня. Нижний, замощенный клинкерным кирпичом, это уровень земли петровского времени.
Современная Дворцовая набережная расположена на два метра выше, чуть выше находится уровень, вымощенный круглым булыжником, — это 1730 год, время, когда во дворце должна была остановиться Анна Иоанновна, но в итоге она здесь не поселилась.
Уровень земли постепенно поднимался из-за наводнений, причинявших городским жителям много неудобств. Еще во времена Петра I землю стали подсыпать, а при Анне Иоанновне уровень поднялся примерно на полметра.
В Петровскую эпоху галерея была открытой. Сейчас над ней располагаются сцена и зрительный зал Эрмитажного театра. Возводя театр, Кваренги сохранил эту крупную часть Петровского дворца, ту самую, которая выходила на Неву и Зимнюю канавку, что очень важно, поскольку именно в этой части жили Петр I и его супруга Екатерина I.
На одной из стен открытой галереи можно увидеть медальон, в котором сохранилась краска 1720-ых годов.
При Петре над галерей находился Большой Тронный зал. После смерти императора именно там сорок дней стоял гроб с его телом.
В зале выставлены замечательные экспонаты. Самым старым из них являются миниатюрные голландские сани. Детские сани украшены рисунками, изображающими бытовые сцены. Они были созданы в конце XVII века и получены из отдела западноевропейской культуры.
Рядом располагались сани, покрытые позолотой и выполненные в форме дракона. Завершает композицию сатир, трубящий в рог (рог утрачен). Предположительно эти сани были изготовлены в Польше в конце XVII столетия. Они сделаны из цельного куска дерева. Снизу можно увидеть два крюка, к которым крепились поводья лошади. Сзади располагался извозчик.
Здесь также можно увидеть коляску Петра I. Эта уникальная повозка была создана под руководством Никола Пино, французского мастера резьбы и скульптуры. Вероятно, она была изготовлена в 1724 году и использовалась царем для прогулок по парку Петергофа.
Из галереи можно пройти в Малые Палатки - личные покои царя, в которых он жил с 1720-ого по 1725-ый год.
В 1716 году архитектор Георг Иоганн Маттарнови возводит для Петра I так называемый Набережный корпус, расположенный на берегу Невы. Первый этаж здания занимали покои Петра, а второй принадлежал его супруге.
Дворец Петра I был выкрашен в серый цвет. Можно увидеть, что под современной краской сохранилась оригинальная отделка 1719 года. Трезини же, когда расширял дворец, перекрасил его в желто-белые тона.
Около дворца был сделан гаванец, в который можно было попасть из Зимней канавки.
Помещения царя открывает конторка или рабочий кабинет Петра I. Кабинет Петра I получил свое название благодаря рабочему столу, который царь заказал в Лондоне в 1717 году. Весной Петр отправил письмо Александру Апраксину в Лондон, где подробно описал желаемый письменный стол, даже нарисовал его чертеж, а также уточнил высоту рабочей поверхности, подходящую под его рост. Царь предпочитал работать стоя.
Янтарная шкатулка и зеркало, заключенное в янтарную раму, — это парный подарок, преподнесенный Петру I. Янтарь являлся любимым камнем царя. Во время своей первой заграничной поездки в Кёнигсберг Петр I отметил свой день рождения. Прусский король Фридрих I спросил его: «Ваше величество, какой подарок вы желаете получить?» Петр ответил, что хотел бы получить янтарь. Именно в Кёнигсберге он получил свои первые заграничные подарки: распятие с янтарным обрамлением и часы, помещенные в янтарный футляр.
В кабинете можно увидеть вещи, которые использовал Петр. В 1717 году в Париже царь купил монокуляр и бинокуляр.
Петр I питал слабость к собакам. В его кабинете представлено чучело собаки породы левретка, чье настоящее имя, к сожалению, не сохранилось. В архивах Кунсткамеры указано, что это “лежачая собака английской породы”. Европейские монархи часто дарили Петру именно этих животных.
В комнате присутствуют и элементы востока. На камине стоят китайские вазы и различные маленькие сосуды.
Рядом с камином расположен тренажер, предназначенный для выполнения физических упражнений. Он был изготовлен в Лондоне. Принцип его действия заключается в том, что когда человек садится в кресло, оно начинает поднимать его вверх. Подобные тренажеры были известны как “домашние кони”.
В комнате стоит и камин, и печка. Дело в том, что камином в суровую русскую зиму отопить помещение было практически невозможно. Он был сделан для того, чтобы жечь бумаги или погреть руки. А тепло давала печь. Но топка выходила в специальный чулан истопника.
Во дворце была проточно-промывная канализация. Из Невы в Зимнюю канавку был прокопан канал, где постоянно течет вода. В этот канал сливались все нечистоты.
За кабинетом располагалась мастерская со станком для токарных работ, оснащенным копиром. Станок был изготовлен в 1718 году. Подобное оборудование позволяло создавать одинаковые фигурки из дерева, рога или кости. Петр I дарил эти изделия в качестве сувениров европейским монархам.
На стенах можно увидеть более 150 резцов, которыми пользовался царь.
В экспозиции мастерской можно увидеть трости Петра I со скрытыми внутри секретами. Так, из одной трости извлекается аршин, который можно получить, отвинтив костяной наконечник. Каждая грань линейки содержит различные единицы длины. В разных европейских странах существовали разные системы измерения, и для их сравнения царь использовал данную линейку.
Большую часть времени Петр проводил в мастерской. Здесь он обедал и принимал иностранных послов.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: