В самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой набережной, расположен один из старейших театров города - Эрмитаж. Его главное здание в строгом классическом стиле обращено к Неве. Большой полукруглый выступ фасада повторяет очертания зрительного зала. В боковых нишах на фасаде можно увидеть бюсты и статуи известных поэтов Древней Греции.
Легкая арка соединяет театр со зданием Большого Эрмитажа. Она была построена по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. В ней находится вестибюль театра, оформленный в начале XX века Леонтием Бенуа. Элегантный интерьер с арочными окнами придает помещению ощущение воздушности и утонченности.
История Эрмитажного театра берет свое начало с эпохи правления Екатерины II. 10 мая 1783 года императрица приказала создать жилые помещения на месте оперного дома в Зимнем дворце. А уже осенью того же года был издан указ о строительстве нового придворного театра.
Строительство было поручено итальянскому зодчему Джакомо Кваренги. Архитектор использовал в качестве фундамента стены Зимнего дворца Петра I и части здания Лейб-компанского корпуса.
Зал выполнен в форме амфитеатра без традиционных лож. Розовые колонны из искусственного мрамора контрастируют с белыми стенами. Капители колонн коринфского ордера украшены театральными масками - этот элемент был вдохновлен античными капителями, которые Кваренги обнаружил во время раскопок театра в Помпеях.
В нишах зала установлены статуи Аполлона и девяти муз, а пространство над нишами декорировано медальонами с рельефными изображениями знаменитых театральных деятелей. Потолок оформляет живописное панно.
Для лучшей акустики Кваренги сделал своды из соснового дерева.
Первый занавес в театре был создан по эскизам итальянского художника Пьетро ди Готтардо Гонзага. Этот занавес был уникальным, так как на нем был изображен фасад Эрмитажного театра и набережная Невы. Подобное он уже делал для миланского театра “Ла Скала” в 1779 году.
16 ноября 1785 года Эрмитаж впервые открыл свои двери перед публикой, представив одну из самых знаменитых опер того времени - “Мельник, колдун, обманщик и сват” Александра Аблесимовича. Опера имела большой успех и надолго закрепилась в репертуаре театра.
Театр стал неотделимой частью придворной жизни. Императрица сама устанавливала там правила. Гостям предлагалось оставить чины за порогом и просто наслаждаться представлением. Кресла для императрицы и ее свиты ставились перед сценой. Публика свободно рассаживалась по залу.
По обе стороны от сцены располагались две ложи. Екатерина II пожаловала правую ложу Джакомо Кваренги. Архитектор мог спуститься сюда прямо из своей квартиры, расположенной во флигеле.
В течение первого года спектакли проходили ежедневно. Часто пьесы создавались самой императрицей или ее ближайшим окружением.
Театр славился своим великолепием, роскошными костюмами и декорациями, а также впечатляющими сценическими эффектами. Оформительские работы выполнял Пьетро Гонзага.
В театре работали несколько трупп: итальянская, российская и французская. Екатерина II привлекла знаменитого итальянского композитора Джузеппе Сарто, который представил оперу-серию “Армида” и “Ринальдо”. Спектакли французской труппы именовали “французская комедия”.
Во второй половине XVIII столетия русская драматургия добилась заметных успехов. В придворном театре была представлена комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”.
После смерти Екатерины II по настоянию ее сына, Павла I театр был закрыт. Спектакли возобновились через год. Павел I ввел строгие правила поведения в театре. Он разделил зрительный зал на две части: для дам и кавалеров. Средние чины занимали места около стен. Дамы должны были приходить на представления в русских платьях. Сам император редко бывал в театре, предпочитая ему театры в Павловске и Гатчине.
В XIX веке популярность домашних театров пошла на убыль. Потребность в большом театре со сценой и небольшим залом исчезла. На протяжении XIX века в Эрмитажном театре постоянно проводились ремонтные работы: его то открывали, то закрывали снова. Зрительный зал стали использовать для придворных мероприятий. Во времена правления Александра I сцену объединили с амфитеатром, что позволило превращать театр в танцевальную залу для проведения маскарадов.
В зале устанавливали хрустальную беседку, состоящую из маленьких стеклянных панелей и ярко освещённую изнутри и снаружи. Музыканты занимали места вдоль стен, свет выключали. В темноте комната наполнялась радужными переливами под аккомпанемент невидимого оркестра. Внутри беседки был накрыт стол на двадцать пять человек.
В театре появились новые двери, которые соединили его с казармами Преображенского полка. А в 1823 году двери были открыты, и театр был отдан в распоряжение полка. Театральный зал превратился в плац и конный манеж, для занятий лейб-гвардии.
За три с половиной года учений сцена и облицовка зала сильно пострадали. Реставрационные работы вносили все новые изменения в облик театра. Во время правления Николая I архитектор Огюст Монферран предложил создать царскую ложу и прорубить два входа по сторонам основных лестниц.
В 1852 году Императорский Эрмитаж открылся, как публичный музей. В связи с этим архитектором А.И. Штакеншнейдером был разработан очередной план полной реконструкции зала и его фасадов. Но бюджета не хватило. В зале был произведен спешный ремонт.
Под руководством архитектора Александра Красовского была реконструирована сцена и колосники. Деревянные конструкции были заменены на металлические, а также были установлены железобетонные перекрытия.
По эскизам архитектора был изготовлен новый плафон. В зале была установлена современная люстра с электрической проводкой.
В эти годы спектакли давались лишь по особо торжественным случаям. В 1889 году в честь приезда персидского шаха на сцене был дан балет “Сон в летнюю ночь”. В этом же году состоялась премьера трагедии А.К. Толстого “Царь Борис”.
В октябре 1918 года Луначарский одобрил план проведения представлений для широкой публики. Однако театр так и не открылся. Вместо него был создан университет имени Луначарского, в котором стали проводиться лекции. Это положило начало Эрмитажному лекторию.
С 1931 по 1932 год проводились концерты французской музыки под руководством архитектора Эрмитажа Сивкова. Он провел ряд строительных работ, включая создание партера и балконов над боковыми частями зала.
В 1980-ые годы было принято решение восстановить театр в его прежнем виде. Начались реставрационные и археологические работы. А уже в начале 90-ых годов театр открыл свои двери для публики.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: