Найти в Дзене
Алексей Харин

«ЛУКАВЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ» НА ПРЕСТОЛЕ

Сегодня речь пойдёт о книге, прочитанной несколько лет назад. Она принадлежит замечательному историку Вячеславу Николаевичу Козлякову, и посвящена русскому царю Василию Ивановичу Шуйскому. Этому царю действительно не позавидуешь в истории. Он и его предки (отец и дед) рвались к власти (в отличие от других Шуйских, больше сражавшихся на дальних рубежах), столько сил затратили для этого. Но итогом стало бесславное царствование Василия Ивановича Шуйского, его выдача иноземцам, чего раньше в русской истории не было и закат рода Шуйских.

Правда в истории бывали случаи, когда слабых, недалёких правителей в России или в иных странах пытались впоследствии как-то идеализировать, обелить. Но Василий Иванович Шуйский вошёл в русскую историю исключительно в негативном свете, как один из отрицательных героев. Как здесь не вспомнить и трагедию Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», где Василий Шуйский награждается прозвищем «лукавого царедворца».

Может поэтому историки и почти не обращались к его личности. Точнее, писали о нём много, ведь он – один из деятельных участников Смуты. Но не было крупных специализированных работ. Тем более, что в советское время отношение к Шуйскому определялось и идеологией – он являлся подавителем, как тогда считали, крестьянского восстания, под руководством Ивана Исаевича Болотникова (сейчас это восстание трактуется по иному). Уже в 2000-х гг. появилась монография о Шуйском выдающегося знатока Смуты, прекрасного советского историка Руслана Григорьевича Скрынникова. Но она носила больше научно-популярный характер.

Видимо всем этим и объясняется обращение В.Н. Козлякова к личности Василия Шуйского. Тем более, что Смутное время – приоритетная сфера интересов этого исследователя. Для книг Вячеслава Николаевича Козялкова (как впрочем, для большинства хороших монографий по истории) характерен разбор историографии, того, что было написано об этой личности.

Далее автор даёт краткую историю «принцев крови» – рода князей Шуйских, правда, преимущественно потомков Василия Кирдяпы. «Принцами крови» их называли так как Шуйские по знатности были ближе всех к российскому трону из Рюриковичей. Мы видим и предков Василия Ивановича Шуйского и его родственников по могучему и цветущему роду.

Внимательно всматриваясь в своего героя, автор показывает как Василий Иванович Шуйский всё ближе придвигался к трону: где-то интригуя, где-то занимая выгодную, на его взгляд, сторону. Тем более, что рядом были соперники – Романовы, Годуновы и другие не менее амбициозные роды. Опасна была и власть. Не даром клан Шуйских пострадал от того же Бориса Годунова (два наиболее видных представителя были арестованы а вскоре умерли подозрительной смертью). Благодаря автору книги мы видим все перипетии дворцовой борьбы в Московском царстве накануне и в самом начале Смуты.

Но вот свергнут захвативший трон и расправившийся с Годуновыми Лжедмитрий Iи царём становится сам Василий Шуйский (1606 г.). При том не самый выдающийся и среди Шуйских и иных боярских родов. Более того, личность очень не популярная. Не даром некоторые представители знатных родов сразу же поддержали авантюру с новым Лжедмитрием, ненавидя Шуйского. Добавим, что и избран был Василий Шуйский на царство небольшим количеством лиц. По сути он был «выкрикнут» толпой.

Читая книгу, лишний раз убеждаешься: мало стремиться к власти, надо ещё быть достойным её. Да, сначала Василий Шуйский дал крестоцеловальную запись, пообещав покончить с традицией деспотичного правления Ивана Грозного, признавая права личного достоинства подданных. Но далее, стремясь удержаться у власти Василий Шуйский использовал два основных ресурса – террор и ложь. Но и этого было мало. Автор чётко показывает, как начала раскалываться страна, общество. И порой люди находились перед очень сложным выбором. С одной стороны –царь Василий Шуйский – лживый, недалёкий и порой жестокий. С другой стороны – Лжедмитрий II («Тушинский вор», как его прозывали противники) – авантюрист и проходимец, часто использовавший один ресурс для расширения своей социальной базы – грабёж.

Мы видим, как меняются политические позиции людей. Ещё вчера один сражался против Лжедмитрия I, а сегодня он уже служит в войсках Лжедмитрия II. Люди терялись в той сложной ситуации. Доходило до парадокса, когда иметь свои твёрдые политические взгляды уже было осудительно. И в этой трагичной ситуации возникает феномен «перелётов». «Перелёты» – люди переезжающие из одного лагеря в другой. Сегодня они у Василия Шуйского, завтра они у Лжедмитрия II, послезавтра – вновь в Москве, затем опять у «Тушинского вора». Таким людям было легче пристраиваться, нежели честным, принципиальным. Автор приводит и иные примеры, когда один из членов рода служит у Шуйского, а второй – у самозванца. И речь не идёт о какой-тоидейной позиции, а о выгоде – таким образом знатные бояре подстраховываются.

На страницах книги мы видим яркие образы разыгравшейся Смуты. Так автор характеризует нарастающий хаос: «Спасаться, надеясь только на царя и бояр, оказалось уже невозможно. И тогда каждый стал себе царём и боярином».

Как известно, Василий Шуйский не удержался у власти, он был свергнут в 1610 г., выдан полякам и умер в плену (1612 г.). При том, если правителем Василий Шуйский был слабым, то падение с Олимпа раскрыло иные стороны его души. В плену он держался с достоинством, подобно некоторым другим личностям, потерявшим власть. Как отмечает В.Н. Козляков: «он не сумел отменить сделанных ошибок, но искупил их своими последними трагическими месяцами».

В.Н. Козляков показывает, как общество постепенно начало осознавать ужас происходящего – мало убийства одного царя (Фёдора Борисовича Годунова), но ещё и выдача другого своим исконным врагам… Не случайно, позднее – уже после окончания Смуты тело русского царя было возвращено на родину.

Показывает исследователь и важность, значение В.Н. Шуйского – перед нами последний представитель Рюриковичей на русском престоле. Автор книги не стремится или обелить своего героя, или добавить «чёрных красок». Он задаётся вопросом: «Надо ли вообще оправдывать несчастливого героя перед поколениями суровых критиков? Пусть каждый ищет свои ответы». Учёный просто стремится понять своего героя, отмечая, что Василий Шуйский нам может быть интересен, как один из тех, кто определил эпоху Смуты.

Вот немного об этой книге. Биография любого человека всегда поучительная. И остаётся надеяться, что те, кто откроет и прочтёт эту интересную книгу, сделают свои выводы из неё.