ноябрь 1581 года. Отряд Ермака начинает зимовку во враждебной Сибири после разгрома татар. А сам атаман болел, сказалось многомесячное напряжение истощение. А когда он выздоровел, то столкнулся с новыми проблемами.
После битвы на Чувашском мысу прошел месяц, прежде чем Ермак окончательно очнулся. И пока его не было, ростки русской власти стали проявляться в его стане. Сначала казаки боялись татар и не выходили из Искера.
Но прошла неделя, пошла вторая, хан Кучум не приходил. Вместо него в город пришло первое племя, решившее принять новую власть. Князек остяцкий поклонился казакам, снабдил рыбой на первое время, а атаманы разрешили его народцу жить возле них под защитой.
Глядя на остяков возвращались и беженцы, которым некуда было идти. Они гнали обратно в столицу скот, а вместе с мужчинами возвращались женщины, рождая в изголодавшихся душах невероятное искушение. В это время и очнулся атаман Ермак....
Матвей лежал в татарской избе, рассматривая расписанный вязью потолок. Морозный рассвет зачинался над Иртышом, вставать не хотелось. Теплая баба рядом манила полежать еще, а голова Матвея жутко трещала с похмелья. Потому вбежавший есаул устроил в его голове лютый колокольный звон своим воплем: "Атаман, батько очнулся, тебя зовёт!!"
-Шоб его.., - чертыхнулся 3-й атаман Мещеряк и накинув тулуп, выскочил на улицу, хватая ртом снег. Ермак Тимофеевич уже ждал одетым: "Что, как? Мне намного легче, пошли, показывай, как вы тут устроились". В первую очередь пошли по окраинам, Ермак хотел осмотреть караулы и дозоры.
Из 12 застав 5 были пусты, караульных не было. Тогда атаман приказал трубить сбор, выстроились сотни и в каждой не хватало людей. "Сукины дети"! - крикнул Ермак - Кучум в тайге лазает, а вы в разнос пошли?? Искать всех!!"
Сам батька помчался с атаманами в остяцкое стойбище за городом. Там Ермака обступили остяки и стали жаловаться: "Ваши воины барашков режут, денег не платят, девок портят!" - Где они?? рявкнул Ермак. "- Вон в тех юртах!".
От сильного удара дверь распахнулась. В дымке перегара, самогона, пота и похоти виднелись валяющие на шкурах пьяные казаки. По краям юрты скулили потерзанные остяцкие бабы. - Шо надо? Дверь закрой, холод запускаешь! - из полумрака послышался недовольный голос.
Ермак схватил за волосы ближайшего казака и потащил его наружу. Есаулы вытаскивали отовсюду остальных, набралась пара десятков, и слуги-угры и казаки. Гуляк бросали на снег, от мороза и света они щурились, трезвели на глазах. На помятых лицах ширился страх: "Ермак прости!! - Погурьбанили малость, сколько ужо без самогона и баб..."
- Кто первый снасильничал? - тяжело дыша, спросил туземцев атаман.Остячка в синяках и порванной рубахе молча показала на одного из лежащих на снегу казаков. "Поднять его - приказал Ермак. Страшный удар эфесом сабли выбил зубы. - Остальных вязать и везти к стругам. Остякам заплатить из их доли".
В Искере на берегу Иртыша собрались все казаки, подошли туземцы. У проруби для нечистот гуляк, мародеров и насильников посадили на колени в ряд. "- Круг, не ты, судить нас должен!" - выкрикнул хрипло один из них. - Круг? - ответил Ермак - на кругу стоять казаку честь, а за ваши дела чести нет!
- Кровь наша, которую мы теперича лить станем, — вот на энтих! - обратился Ермак ко всем - Кого в карауле нет, кто татар против нас настроил. Нам с Сибирью надо миром жить! А ети напаскудили!
" Помилуй батька!! - закричали паскудники - виновны, кровью искупим, пьяные были!" - " За дурку вашу мы все заплатим! - ответил атаман - Самого виновного в прорубь, остальных сечь и зипуна лишить, от всего до половины!"
- Это вам задаток! - повернувшись к войску рявкнул Ермак, его губы тряслись от гнева. - Ежели кто нашкодит вновь, сразу кончится!" Приговоренного завернули в шкуру, наполненную камнями, связали, и белый как снег сотник его сотни, покатил верещящий куль к воде.
О поступке Ермака остяки рассказали всем, привирая с три короба. Что новый сибирский хан появился, зовут Ирмак, злой, но справедливый. Что Белый бог сильней мусульманского. Число новых туземных стойбищ вокруг Искера росло, а среди казаков появились недовольные, терпящие Ермака до поры-до времени.
И казалось к весне Сибирь придет к Ермаку сама, по крайней мере дикая. Но клубилась на горизонте снежная пыль, это сын хана спешил к Кучуму с Урала. И вел за собой прервавшую набег ногайскую гвардию.
ДАЛЬШЕ: глава 17 Карта Сибири <(жми)
Книга "Завоевание Сибири", опубликованные главы тут:👇
Благодарен за подписку/лайк I Ссылка на продолжение будет выше