Найти в Дзене
дневник ролевика

Какие неизвестные нам ткани существовали в прошлом? Часть 2

Конкретизируем сразу - здесь описаны конкретно ткани, бывшие в ходу на Руси XVII и, вероятно, XVI века. Если вы рассчитывали получить информацию по вообще всем забытым и полузабытым сейчас тканям всей планеты, то это не статья и даже не книга, это... Десятитомник, пожалуй...)

Итак, в первой статье описывались недорогие ткани. В этой, соответственно, будет материя среднего и чуть выше среднего ценового сегмента.

И да - прошу помнить, что ткани, которые достаточно "на слуху" и сейчас, как, например, парча и тафта, я сюда не включаю. Это неинтересно. Только забытые
или, во всяком случае, малоизвестные сейчас, только хардкор...)

Камка. Самая "ходовая" из шелковых тканей, использовавшаяся всеми, кто по чину и статусу был чуть выше городского ремесленника. Вещи из камки мог иметь, впрочем, в своем сундуке даже и холоп (у богатого господина), только они для него были не для ежедневного ношения, естественно.

Камка - ткань шелковая, безо всяких добавлений нитей иного происхождения (хотя, возможно, есть одно исключение, о чем ниже). Переплетение гроденаплевое, причем и в основе (как тогда говорили - земле), и в утке нити почти одинаковой толщины (разве что в основе могут быть чуть-чуть тоньше).

В 17 веке наши предки различали камку:

  • бурскую;
  • виницейскую;
  • адамашку;
  • гирейскую;
  • есскую (индейскую);
  • кизилбашскую;
  • китайскую;
  • царегородскую (цареградскую);
  • астрадамскую;
  • мисюрскую;
  • немецкую;
  • камку лудан (или лаудан);
  • куфтерь (тоже считалась разновидность камки, хотя могла фигурировать и как самостоятельный род шелковой ткани0.

Причем нам сейчас даже не всегда возможно установить точное происхождение и отличие каждого сорта от других. Более-менее ясно с виницейской и немецкой - это западные сорта (виницейскими, или венецианскими, именовались скопом все итальянские ткани, в том числе и знаменитые генуэзские). Гирейская камка - судя по всему, крымская. Гиреи - тамошний правящий род, известны были и сабли, и кони, и многое другое "гирейское" - крымское.

Мисюрская - египетская. Цареградская, очевидно, стамбульского производства (интересно при этом, что не говорится о камке турской, т.е. турецкой). В общем, попробуем разобраться...

По крайней мере, по мнению моего источника - а это специалисты Оружейной палаты, где разных тканей сохранилось очень много, - самый ценный сорт камки в то время - куфтерь. Причем это именно западный, итальянский ("виницейский") сорт. Вообще, что интересно и неожиданно, западные ткани высоких сортов на Руси в это время ценились выше и считались гораздо более престижными, чем восточные. В том числе шелковые - итальянский шелк был лучше китайского. И в прямом смысле тоже - качество изготовления, о чем можно судить и по письменным источникам, и по сохранившимся образцам, у итальянцев было лучше, чем у китайцев...)

Куфтерь, или виницейская камка (вообще дорогие сорта камок) имела узор, достигавшийся переплетением нитей, а не тиснением или набойкой.

Немного похожее нашел в цвете:

-2

Камка адамашка, она же одомашка, дамашка - это тонкий и не всегда качественный шелк из Дамаска.

В торговых книгах XVI—XVII века отмечено, что «Адамашка линяет, узор мелок на ней, тонка». Она очень характерна именно самым мелким узором, от которого получила весьма распространенный эпитет «мелкотравчатая». Чаще всего встречаются цвета: червчатый, лазоревый и белый. На предметах Патриаршей Ризницы есть целый ряд образцов камки адамашки, особенно на подкладках и опушках пелен и воздухов.

Как видим, несмотря на то, что "адамашка линяет", она часто шла на подклады и опушки. А выглядела она вот так:

-3
Чрезвычайно близка к камке адамашке — камка евская, которую не следует смешивать с камкой Яской или Индейской (об них ниже). Евская желтая камка, образец которой сохранился на подкладке епитрахили XVII в. в собрании Оруж. Пал. (№ 12107), имеет также мелкий узор из отдельных веточек гранатовых плодов и пятилепестковых цветков с двумя листиками.
Камка кармазин. По указанию Савваитова кармазин производится от арабского «кармызи», что значит ткань темно-красного цвета (в бюллетене Московской торговли за 1652 г., приводимом Родесом, кармазин назван аrmesien). Это название особенно часто встречается в сукнах — «сукно кармазин». У малороссиян кармазына значит красное сукно. Но настоящее значение кармазина, по крайней мере в допетровской Руси, относилось не к сорту ткани, а только к ее окраске. Мы постоянно встречаем совершенно различные ткани, соединенные с эпитетом кармазинные: «сукно кармазинное», «камка кармазинная», «дороги кармазинные».
В торговой книге отмечено: «Кармазин мелкой, не линяет, узор по краске и толщине знати; широта всех ровна — аршин без четверти или без двою вершков». Образец камки кармазинной можно видеть на покровце Оружейной Палаты (№ 12314). Ткань темно-красного цвета, не особенно плотная и, подобно камке адамашке, имеет мелкий узор из отдельных цветочков, но не восточного рисунка, а западного.

Камка есская, ясская или индейская - это ткань, в которой шелковые нити смешаны с посконными, т.е. конопляными. Более низший сорт, хотя некоторые нити могут быть "золочены". Но тогда это уже "камка золотная".

Цареградская камка имела узор на христианскую тематику: кресты, изображения Спасителя и Богородицы, ангелов, священного имени Христа и т.п. А вот вавилонских, астраданских и других видов камок до нашего времени, к сожалению, не дошло. Или же... Есть вариант, что сами ткани сохранились где-то в фондах, но попросту не отождествлены еще с этими названиями.

Источник - "Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология". Издание Оружейной палаты, Москва, 1925 год.

На развитие канала, поиск новых интересных источников и т. п.:

2202 2007 1964 2231 - Сбер

4100 1468 8051 968 - Юмоней

Про одну только камку статья получилась немаленькой, поэтому - продолжение следует)