Вильгельм V Оранский, последний штатгальтер Объединённых провинций скончался в 1806 году в изгнании. Он очень тяжело смирился с потерей власти в Нидерландах и утратой всех наследственных владении своего рода после французского революционного нашествия и Батавской революции в, собственно, Нидерландах.
Настолько, что первым порывом Вильгельма V было отказаться от земельных компенсаций, предложенных ему Наполеоном в Германии, взамен утерянного господства в Нидерландах и земель на левом берегу Рейна, захваченных французами.
Однако, он всё же согласился на эту крохотную замену ради своего сына наследника, который в дополнении к оставшимся в роду Нассау-Оранских владениям (на правом берегу Рейна) стал ещё и господином княжества Фульда и Корвей (или Нассуа-Оранж-Фульда), наспех состряпанного из нескольких аббатств, с центром в городе Дортмунде. К этому времени у Вильгельма V оставался только один сын – старший, младший же, Фредерик скончался от болезни еще в 1799 году, в Италии, где он служил генералом австрийской армии, сражавшейся с французами.
Ещё один парадокс нашей историографии: вот два исторических лица с одним и тем же именем - отец у нас твердо известен, как Вильгельм, а его сын как - Виллем. Объяснить это толково не представляется возможным, так что, оставим как есть - Вильгельма VI Оранского-Нассау, удобнее именовать далее Виллемом, всё-таки, он открыл новую страницу истории своего рода.
В отличии от родичей из линии Вальрама, Виллем, ставший главой своей семьи в апреле 1806 года, поначалу вёл не очень ясную политику по отношению к Наполеону. Нанёс Бонапарту визит, ещё в 1802 году, и вроде бы успешно, пытался что-то выгадать, но ... в итоге всё-таки открыто встал по другую сторону баррикад.
Для начала он не вступил во владение отцовскими землями, после смерти Вильгельма V, по-видимому, не желая быть вассалом Наполеона. Вступление в Рейнский союз, провозглашённый 12 июля 1806 года, Виллем также проигнорировал и уже официально был лишён родовых владений, которые ухватисто разделили между сателлитами Наполеона. К слову, графство Диц и ещё некоторые земли достались герцогству Нассау, которым правили родичи Виллема из Вальрамовской линии.
В этом же году, Виллем, крепко связанный родственными узами с Прусским королевским домом (происхождение и династические связи Виллема, представлены на генеалогической схеме; как видим, его жена была сестрой действующего короля, а матушка – сестрой предыдущего), в составе прусской армии участвует в Войне Четвёртой коалиции. Как известно, для Пруссии эта война уже осенью 1806 года обернулась полной катастрофой - 14 октября в двойном сражении при Йене и Ауэрштедте, всё, что долгие годы создавали Фридрих Великий и его отец, было разнесено вдребезги.
Виллем Оранский не принимал участия в этом двойном сражении, но свою долю позора и унижения он получил сполна. Эта неприятная страница его биографии связана с капитуляцией в Эрфурте 16 октября 1806 года, когда Виллем, как прусский генерал сдал маршалу Иоахиму Мюрату, по разным источникам от 9 до 14 тысяч прусско-саксонских солдат. Сам Нассау был тут же освобожден французами, прибыл в Берлин где предстал перед трибунал по обвинению в трусости.
Принц не был ни осужден, ни оправдан. Во-первых, потому, что он был слишком близок к королевскому дому, во-вторых, странно было бы обвинить только его (пара десятков прусских генералов попадали под эти же критерии обвинения, и, наконец, в-третьих, Виллем вне зависимости от своих способностей никак не мог дать отпор Мюрату. Вышеуказанные войска не были боеспособным корпусом или гарнизоном: они являлись разрозненными и полностью деморализованными остатками прусско-саксонской армии, разгромленной при Йене-Ауэрштедте.
С этими пленными примечателен следующий факт: колонна пленных числом в 4-5 тысяч человек шла из Эрфурта во Франкфурт-на-Майне. Конвой был атакован полуэскадроном (в 50 кавалеристов) одного прусского гусарского полка, рассеян им, и все военнопленные разбежались. Хороший вопрос – сколько бойцов и какого качества было во французском конвое, если он бежал, узрев пред собой недоукомплектованный полуэскадрон легкой кавалерии противника? 20 человек, 30? Но как они умудрялись контролировать колонну, численностью, как минимум в 4 тысячи, пусть и безоружных пленных? Свидетельствует это о крайне низком боевом духе сданных в Эрфурте остатков разбитой армии.
Теперь Виллем был лишен уже всего (за исключением нескольких небольших совсем несущественных владений в Силезии и Познани); впрочем, он безуспешно пытался добиться у Наполеона возврата хоть чего-нибудь. Таким образом, наследник старших Оранских, как и Бурбоны, оказался «лишним человеком» в мире Наполеоновской Европы. Вполне естественно, в 1809 году Виллем участвует и в Войне Пятой коалиции в составе уже австрийской армии, сражается, в частности, при Ваграме 5-6 июля 1809 года.
В марте 1813 года, Виллем встречается с русским императором Александром, последний обещал принцу полную поддержку и в возвращении немецких владений, и более того – в восстановлении независимых Нидерландов с Виллемом же в статусе короля.
К этому времени, переменчивые голландцы уже давно убедились в том, что покойный Вильгельм V Оранский, был, оказывается, внезапно замечательным и добрым правителем, в первую очередь потому что в отличии от французов не снимал с подданных последние портки. И Нидерланды, из городов которых один за другим бежали французские войска и гарнизоны, решили действовать на опережение – не ждать пока великие державы навяжут им Виллема, лучше будет призвать его самостоятельно.