В 1783 году, главы четырёх ветвей дома Нассау заключили Семейный пакт о взаимном наследовании своих земель и титулов. К этому времени осталась только одна линия Оттона - дом Оранских Нассау (после того, как в 1743 году угасла, строго говоря, самая старшая ветвь потомков Оттона, отрешённая от наследства Вильгельмом III) и три линии Вальрама - Нассау-Узинген, Нассау-Саарбрюкен и Нассау-Вайльбург.
По схеме видим, что Саарбрюкены и Узингены были наиболее близки к друг другу и разделились совсем недавно, являясь ещё только двоюродными братьями. В целом, представители Вальрамовской линии заключили подобный семейный договор между собой ещё в 1736 году.
Основной принцип договора - если одна мужская ветвь угаснет, то преуспеет другая. В пакте, во избежание недоразумений, имевших место быть в прошлом, было чётко определено, какая именно ветвь наследует вымершей по мужской линии (в некоторых случаях был предусмотрен равный раздел). Было решено, что в случае угасания трёх любых ветвей, общим наследником становится старший из оставшейся четвёртой, далее идут уже его наследники.
В целом, пакт полностью соответствовал принципам салического права и предусматривал наследование владений и титулов женщиной, только в том случае, если она является старшей дочерью последнего из рода Нассау вообще, а в случае отсутствия и дочерей у последнего, наследницей становится старшая дочь ближайшего родственника мужского пола (который, разумеется, сам не дожил до открытия наследства).
Кстати, уточнять как должно быть дальше, то есть - «включится» ли салический закон заново с сыновьями такой вот наследницы, или возможно будет передавать все дочерям по старым обычаям (допустим, как у французской аристократии), принцы не стали, может быть, надеясь избежать варианта общего угасания.
Из интересных дополнительных пунктов договора можно отметить следующие: главой всего рода провозглашался Вильгельм V Оранский, несмотря на то, что Оттоновская линия была младше Вальрамовской. И вот самое важное: договор объявлялся вечным и предусматривал его распространение на владения приобретённые в будущем. При этом голландские владения и одно имперское графство исключались из положений пакта. Через сотню лет после подписания семейного договора эти его пункты оказались решающими.
А пока прошло не так уж и много времени, как принцам дома Нассау пришлось отправиться в изгнание или приспосабливаться к Наполеоновской эпохе, перекроившей карту Европы. Вальрамовская лини и правда неплохо приспособилась; Бонапарт их знатно, конечно, обобрал, но и оставил немало за покорность. Только Генрих Нассау-Саарбрюкен (1768-1797) сражался с французами в рядах прусской армии, после того, как его отец Людвиг (глава ветви, подписавший Семейный пакт) был изгнан из своих владений.
Принц Генрих стал последним из законных Нассау-Саарбрюкенов, так как в 1797 году погиб, упав с лошади, своих собственных наследников он не оставил, а все оставшиеся у него младшие братья были бастардами или рождены в морганатическом браке, и, следовательно, исключались из наследства.
Что касается этих сыновей от морганатического брака Людвига Нассау-Саарбрюкена - то старший из них погиб в 1799 году, храбро сражаясь с французами, а вот младший - Адольф, видимо, не питая к Наполеону ненависти за смерть брата, отправился в составе Великой армии в Россию. Тут уж и не знаешь, что сказать - под Смоленском Адольф получил добрую пулю, отправлен на излечение в Вильно, но уже там был случайно задавлен орудием. На этой бесславной ноте и морганатическая ветвь Саарбрюкенов исчезла из европейской истории.
А вот оставшиеся представители Вальрамовской ветви - Фредерик Август Нассау-Узинген и Фредерик Вильгельм Нассау-Вейльбург, подчиняясь Наполеону, после его падения вовремя сориентировались (их контингент участвовал в битве при Ватерлоо в составе английских войск), сохранили герцогство Нассау (учреждённое в 1806 году) и после Венского конгресса 1815 года, некоторым образом его увеличив. Любопытно, что по любезному соглашению, эти два родича правили герцогством совместно
Однако, в следующем 1816 году, оба герцога скончались, причем у Фредерика Августа Нассау-Узингена прямых наследников не было, таким образом, старший сын Фредерика Нассау Вейльбурга, Вильгельм I, герцог Нассау, стал главой уже единственной Вальрамовской ветви. Продолжал эту линию он также уже один, так как у его младшего брата потомства не имелось.
Куда интересней (в плане титулов и европейской значимости) складывалась судьба представителей Оттоновской линии - потомков Вильгельма V Оранского, вот им не удалось толком сговориться с Наполеоном, что в долгосрочной перспективе пошло только на пользу.