Кондрашов Александр 2 курс
«Конёнков останется живым для последующих поколений, потому что в его работах целый век и люди, действовавшие в нем». Г. Анисимов. (Из книги «Незаконченные биографии»)
Студенты Московского Гуманитарного Университета посетили мемориальный музей выдающегося скульптора, Героя Социалистического Труда СССР, лауреата Ленинской премии – Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874-1971) на Тверской улице. Культпоход организовал преподаватель Леонид Васильевич Колпаков, который также является первым заместителем главного редактора «Литературной газеты» и известным в нашей огромной стране журналистом.
Музей был домом и золотильней Сергея Тимофеевича. Он насчитывает свыше пяти тысяч экспозиций, над которыми этот великий мастер трудился не покладая рук. И за какой материал он не брался, будь то дерево, гипс, бронзу или даже мрамор, то превращал его в нечто удивительное и совершенное, искусно работая стамеской, напильником, пилой и топором. А иногда и смешивал материалы. Очень показателен экспонат «Голова Антона Чехова в корнях», где гипс смешан с деревом. К слову, Сергея Конёнкова прозвали «Русским Роденом» (в честь всемирно известного французского скульптора Огюста Родена) за его новаторские решения в плане создания скульптур. Пожалуй, одно из самых интересных произведений - Космос (1961 – 1971), над которым велась работа целых десять лет. Конёнков создал этот целый мир из дерева под впечатлением после того как Юрий Алексеевич Гагарин одним из первых ступил на путь покорения бескрайних просторов космоса.
Сергей Конёнков очень любил путешествовать. Он посещал много зарубежных выставок. На какое-то время он переехал в Нью-Йорк, чтобы участвовать в выставке посвященной русскому искусству, тем самым заявить о себе на весь земной шар. Проживая на чужбине целых 22 года, (впоследствии И. В. Сталин отправит за Конёнковым и его женой пароход, который доставит их из Америки обратно в СССР) Сергей при этом не утратил любовь к Советской власти, в отличие от тех, кто намеренно покинул СССР, не желая жить в родной стране и очерняя её.
Конёнков еще стал известен своими невероятно реалистичными портретными скульптурами выдающихся исторических личностей (таких как доктора Ивана Павлова, композитора Сергея Рахманинова, Чарльза Гильдера, художника Николая Фешина, певицы Надежды Плевицкой, писателя Максима Горького), они были современниками Сергея Тимофеевича. Очень хочется отметить, как он с совершенной точностью передает эмоции этих великих людей, их психологический портрет. То есть посетитель через выражение лица узнает, какая натура у той или иной личности. К примеру, гипсовый бюст немецкого ученого Альберта Эйнштейна (его бронзовый бюст, также сделанный Конёнковым, находится в Принстонском университете) удивила большинство студентов МосГУ, у них сложилось впечатление, будто физик предстает перед ними вживую.
Сергей Конёнков прожил почти целый век, после смерти на 98 году жизни, его скульптуры стали всеобщим культурным достоянием не только в России, но и в мире в целом. Скульптуры увлекают своим визуалом.