Найти тему
Искусство кино

Мир внутри битой ссылки: «Белый список» Алисы Хазановой

В российском прокате идет «Белый список» — второй фильм режиссера и актрисы Алисы Хазановой, сценарий к которому она написала вместе с Романом Волобуевым. Сергей Кулешов рассказывает о неожиданной актуальности этого детективного триллера, задуманного много лет назад.

«Белый список» начинается с дневного света, заливающего детскую. Из похожей комнаты, от нелюбви, когда-то бежал звягинцевский парнишка из одноименного фильма. Говорящей по телефону матери бросает в спину глухое «Пока» девочка-подросток Аня. Она могла бы быть его, мальчика Алеши, старшей сестрой. Способной научить: взрослым не должно достаться никаких хлопков дверью, бега вниз по лестничной площадке, тревожных звонков из школы. Лучше, как она, медленно запереть квартиру, медленно доехать до верхнего этажа. Cделать шаг с подольской крыши. Этот мир не заслужил никакой надежды.

По следам прогрессивной газетчицы, написавшей резонансный текст о волне подростковых суицидов, в Подольск наведываются два следователя. Стар — Коротков (Серебряков) — и млад — Лазарев (Владимир Аверьянов).

Журналистка заявила, что на самоубийство детей толкают соцсети, а именно обосновавшиеся там «секты смерти». Сыскари не понимают, зачем нужно повторное расследование, пока мать Ани не повторяет, слово в слово, монолог из газетной статьи, не впадает в уже задокументированную в тексте истерику. Пока первая же вызванная на допрос одноклассница не начинает рассказ о погибшей с фразы: «Она достаточно тупая была». Пока на глазах этих взрослых мужиков не возникает черный пакет на асфальте — с трупом девочки. Той же — или совсем другой?

    «Белый список», 2023 «Белый список», 2023
«Белый список», 2023 «Белый список», 2023

Алиса Хазанова и Роман Волобуев начали писать сценарий еще в 2016 году, сразу после публикации «Групп смерти» — расследования обозревательницы «Новой Газеты» Галины Мурсалиевой. Но перед нами не экранизация статьи о том, как интернет-кураторы принуждают школьников к смерти, не художественная реконструкция. Если Александр Хант в «Межсезонье» пытался перекричать эклектикой ад из лайв-трансляции псковских подростков, то в «Белом списке» выбранный жанр дает возможность посмотреть на реальную трагедию отстраненно: как на сюжет детективного триллера.

Сложно заподозрить Хазанову, снявшую в качестве дебюта («Осколки», 2016) оммаж к «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене, в любви к жанровому кино. В том, что двоих следаков, уставшего и карьериста, меняет до неузнаваемости ведущее в никуда расследование, «виноват», скорее, сценарист — фанат Финчера и Пон Джун Хо. Дело в фильме длится годами (временные рамки расследования — 2015–2019 гг.), а за каждой новой «уликой» Волобуев прячет для героев портал, отбрасывающий их к началу расследования.

В Подольске бонвиван Лазарев не только сурово поглядывает на школьниц, но и заводит интрижку. Секс с красоткой-педагогом не доведет до добра — поучает его Коротков, и оказывается прав. Таков путь: ветеран учит мальца игнорировать барышень, застегивать кобуру, пить водку. Нудит с толком, с расстановкой, с хрипотцой, увиливая от сюрпризов. Усталость Серебрякова от ролей грустного мента (перед началом съемок актер предупредил режиссера, что уже десятки раз примерял подобное амплуа, но Хазановой эта самая утомленность и требовалась) органична его герою. К заданной фильмом дискуссии о преступлениях и наказаниях он ничего, кроме ворчания, прибавить не в силах.

    «Белый список», 2023 «Белый список», 2023
«Белый список», 2023 «Белый список», 2023

Единственным, кого вопрос: «А помните, был такой «Синий Кит»?» (по утверждению Мурсалиевой, это одно из названий игры, в которую вовлекали подростков в социальных сетях, давая им различные указания; ее существование на самом деле не подтверждено до сих пор) — постепенно доводит до исступления, становится Лазарев. Охотясь за интернет-маньяками ради очередного повышения, он упускает происходящую под носом трагедию и превращается в конспиролога. От бегающего по утрам харизматика спустя несколько лет не остается и следа: располневший и обрюзгший бывший опер не снимает шапку из фольги. Твердит про масонский заговор и НЛП, таскает в ФСБ чистые листы бумаги (для проформы, уликам надежнее храниться в голове), квартирует рядом с местом преступления. Необъяснимость происходящего ставит Лазареву подножку, и говорящая фамилия не помогает ему, подменившему жизнь теорией заговора, воскреснуть.

«Белый список» сегодня крайне актуален. Здесь тоже всюду говорят о коллективной вине и ответственности: за бокалом вина в ресторане, в кабинете мозгоправа, через тюремную решетку. Снова и снова при этом забывают о важном — о детях. Открывая миру статистику по суицидам, колумнист приумножает цифры в погоне за рейтингом; закрывая дела, следак ищет козла отпущения ради премии или продвижения по службе. А в каждой конкретной смерти ребенка виноваты злые силы из интернета. Мы все? Или и вовсе никто? Увлекаясь абстрактными цифрами и философскими рассуждениями, герои фильма игнорируют конкретные судьбы. Судя по описанным в ленте историям подростков, дети сводят счеты с жизнью не из мести, а в попытке докричаться до мира. Подольск, Россия, планета Земля — с вами что-то не так.

Что-то не так с Москвой, которую Хазанова показывает нам от лица ОМОНа, вскрывающего квартиру сетевого преступника болгаркой. С Петербургом, встречающим надписью «Ритуальные услуги» на фургоне, в котором полиция готовится к рейду на бордель со школьницами. Добро не творится по методичке, в отличие от того самого «Белого списка», — выдуманного маньяками-заговорщиками десятка шагов к суициду. План побега (даже из бренного мира) должен бы сообщать все об устройстве окружающей нас тюрьмы, но ответов не прибавляется.

    «Белый список», 2023 «Белый список», 2023
«Белый список», 2023 «Белый список», 2023

В статье Мурсалиевой утверждалось, что «Синий кит» в 2015 году погубил 130 человек. Источник информации до сих пор не раскрыт, однако компетентные органы быстро задержали и обвинили администратора паблика F57. В приговоре было сказано о двух жертвах, но обе выжили. Принятый в 2017 году закон «об ответственности за склонение молодых людей к суициду через соцсети» тоже не помог: по статистике ВОЗ, в 2019 году самоубийство ежедневно совершали три подростка. Дальнейшую динамику нам не узнать: верифицированные цифры за следующие годы отсутствуют в свободном доступе.

Вся эта информация притаилась перед финальными титрами. «Белый список» заканчивается снятой с коптера панорамой панельных домов. Только что нас заставила ежиться отповедь одного из бесчисленных злодеев: «Вам хочется страницу перевернуть — и чтобы там слово «конец» было. Иначе с ума сойти можно». Но он-то — и свихнувшийся, и сдавшийся, а нам под силу не только обвить улицы камерами, но и пытаться зумировать вглубь каждой квартиры. Проникать за занавески, заглядывать в детские, скользить взором по дисплеям смартфонов.

Но что делать с подростками вроде Ани, которые прячут пограничные состояния за фасадом переходного возраста и максимализма? Авторы фильма предлагают попытаться нащупать грань между истерикой и фатализмом в индивидуальном порядке, но не дают для этого действенных инструментов: насильственного интервьюирования школьниц не хватает для понимания произошедшего, а лица девочек, готовых покончить с собой, мелькают либо на периферии кадра, либо во флэшбэках. Вот такой тут детектив — с ворохом ненадежных свидетелей и трупами, которые зрители не увидят.

    «Белый список», 2023 «Белый список», 2023
«Белый список», 2023 «Белый список», 2023

Под напряженным взглядом камеры эти молчаливые дома не обещают быть безопасной крепостью. Но и ритуальных жертв не ждут. Самим своим устройством бетонные муравейники взывают в нас не к равнодушию, но к смирению: пусть каждого не спасти, вы, главное, глядите во все глаза. На себя в первую очередь. Ведь зло разлито и в нас, повсюду: ему тесно в многоэтажках, в «Крестах», в повседневном безразличии.

Мы все в этом белом списке.