Найти тему

4 способа постановки звуков [р][р’]. Артикуляционная гимнастика.

Прежде, чем приступать к постановке звука, необходимо научить выполнять артикуляционные упражнения для формирования правильного уклада для произнесения звуков [Р] и [Р']. 

Материал подойдет для занятий родителям, воспитателям и логопедам! 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р] и [Р’]

Звук [Р] относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом.

Правильная артикуляция звука [Р] заключается в следующем:

🫦губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);

🦷зубы - разомкнуты;

👅язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

🔔голосовые связки - вибрируют, давая голос;

🗣️воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук [Р’] отличается по артикуляции от парного твердого звука дополнительным подъемом средней части спинки👅 языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется подъем языка вверх, работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине [Р] и [Р’] даются сложнее всего.

 Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Р], [Р’] помогает подготовить мышцы языка к произношению данного звука, понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, обучает, как создавать вибрацию.

Комплекс артикуляционной гимнастики

👄Упражнения для губ:

 «Заборчик»😬

Цель: выработать подвижность губ, формирование улыбки.

Описание: 

🟠улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5.

Обратите внимание❗️

🔺Положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

 «Трубочка»🪈

Цель: выработать подвижность губ👄

Описание: 

🟠зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

Чередование «Заборчик» 😬🪈- «Трубочка».

Цель: формирование переключаемости движений губ.

Описание: 

🟠выполняем поочередно упражнения «Заборчик» - «Трубочка» 5-10 раз.

 «Кучер»🏇

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: 

🟠сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Обратите внимание❗️

🔺Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

Упражнения для языка:👅

«Чистим верхние зубы»🪥

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: 

🟠приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Обратите внимание❗️

🔺Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

🔺Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

🔺Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр»🖌️🧑‍🎨

Цель: укреплять мышцы языка, выработать верхний подъем и развивать его подвижность.

Описание: 

🟠улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

Обратите внимание❗️

🔺Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).

🔺Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

«Барабанщик»🥁

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка)

Описание: 

🟠улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 

🔺Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

🔺Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

🔺Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Обратите внимание❗️

🔺Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

🔺Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает».

🔺Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка).

«Лошадка»🎠

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: 

🟠улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Обратите внимание❗️

🔺Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).

🔺Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

«Грибок»🍄

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: 

🟠улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Обратите внимание❗️

🔺Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.

«Гармошка»🪗

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: 

🟠улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Обратите внимание❗️

🔺Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка», выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.

Основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

🔺Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

🔺Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

🔺Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

🔺При выполнении упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

🔺Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

🔺Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

🔺Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

🔺Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать элемент игры. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников. Использование игровых моментов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно.

🔢способа поставить звук [р]. 

Постановка звука при помощи зонда
Постановка звука при помощи зонда

1️⃣способ постановки звука [Р]: 

Постановка [Р] — быстро и эффективно. 

❗️Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. 

Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (в перчатках) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

 2️⃣способ постановки звука [Р]: 

❗️Ребенка просят поднять широкий язык 👅за верхние зубы 🦷и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3️⃣способ постановки звука [Р]:  

❗️Следите за тем, чтобы язык👅 был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем 🖕самого ребенка или зондом, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) 

Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. 

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». 

Обратите особое внимание❗️ ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик👮‍♀️и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. 🎻Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. 

Это упражнение очень нравится 👶🧒👦детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор👨‍🦼.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. 

Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. 

Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью 

4️⃣способ постановки звука [Р]:  

❗️Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык 👅к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. 

В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. 

Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. 

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). 

❗️Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. 

Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. 

Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. 

Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. 

Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), 

❗️Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). 

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц