Два замечания.
Во-первых, я буду нескромен. Во-вторых, буду говорить не о думании вообще, а о той части думания, которая связана с языком. Если устраивает - читаем дальше.
Если нет, то на платформе полно статей о нижнем белье пивиц, о том, что думает о происходящем в стране постаревшая, вышедшая из массового употребления примадонна.
Что?
Говорите, я неправильно написал слово "пивица"!? И не "думание" нужно писать, а "мышление"!?
Это как раз по теме статьи.
Статьи о пивицах - для массового употребления, из которого как раз и вышла примадонна. А такие статьи, как эта - очевидно не массовые. Судя по числу подписчиков на четвертом году существования канала и после тысячи опубликованных на нем статей.
А для "особо одаренных".
"Особо одаренные"
Так называла детей в школе, где училась моя будущая жена, "учительница" математики, когда не могла объяснить предмет, поэтому и повторяла, как попугай, громко оря: "Повторяю для особо одаренных!"
Но и во второй, и в третий раз ни фига (или "нифига" - это наречие, обстоятельство образа действия и писать его нужно слитно?) у нее не получалось.
Как не получилось у мужика в мультфильме "Падал прошлогодний снег" ни с первого, ни со второго раза добыть в лесу ёлку. Поэтому оставалось "учительнице", как бабе из того же мультфильма, одно - оскорблять нормальных детей, будучи самой не очень нормальной.
Жена потом окончила серьезный университет по серьезной специальности (как раз физико-математической). И потом во второй раз поступила в институт, уже в другой, но, в отличие той бабы из мультфильма, успешно его окончила.
Зачем во второй-то раз?
Затем, что началось разрушение государства и его приоритеты изменились, так, что за серьезные профессии оно стало платить по Салтыкову-Щедрину. То есть чуть ли не стало давать в морду вместо зарплаты.
И не она одна, но и многие из тех, кого оря, пыталась оскорбить, "учительница", продемонстрировали ей, оставшейся доживать век, оря на детей, не будучи способной их научить ни математике, ни человечности - кто на самом деле "особо одаренный".
Что!?
"Оря" написал неправильно? Говорите, не все глаголы превращаются в деепричастия? Это как раз по теме статьи. "Для особо одаренных".
* * *
Фантазии о реальности отличаются от реальности. Особенно, если фантазии гнездятся в слаборазвитых головах.
"Какие головы слаборазвитые?"- спрашиваете.
Те, что оторваны от реальности.
Тело, конечно, штука тоже реальная, поэтому голову на нем нужно беречь и холить. Но вопрос: может ли быть так, чтобы снаружи была реальность, а внутри иллюзии?
Вопрос ...
Вопрос
А бывают ли мысли, которые в точности соответствуют реальности?
Бывают.
Если мысли не оторваны от реальности, не отгорожены от неё черепной коробкой, в которой всего ... Дайте сосчитать ... Шесть дырок, не считая той, через которую голова соединяется с телом.
Как сделать так, чтобы голова не отрывалась ни от тела, ни от реальности, чтобы не приходилось человеку с такой головой выходить из себя - ни буквально, через седьмую дырку, ни фигурально, оря на окружающих от бессилия перед реальностью?
Ответ
Нужно идти от реальности, а не от фантазий о ней.
По-умному это называется "обучение от конкретного к абстрактному" а не наоборот (фантазии все-таки нужны, но правильные), не от теорий к реальному миру.
Вероятность во втором случае промахнуться приближается к ста процентам.
Доказательство?
Результаты школьного образования.
А конкретнее?
Почитайте тексты, написанные выпускниками школ и даже многими выпускниками филфаков. Если лень - вот статья, написанная в несвойственной мне, ироничной манере. С примером.
Одна картинка и две истории
Говорите, "одна картинка лучше тысячи слов"?
Согласен.
А как насчет пары-тройки примеров? Иначе я вступлю в противоречие с самим собой, с методом, который пытаюсь проповедовать во всем, чего касаюсь. А касаюсь я не только школьного обучения, и уже, в основном, не его, родимого.
Как я учил сына понимать язык, то есть думать?
Из вредности - не так, как школа, кружки "подготовки к школе" и прочие развивалки.
Не говорил сыну об этом ни слова. (На что есть серьезные причины, сводящиеся к неспособности людей до 12-13 лет улавливать смысл абстрактных понятий).
Итак, истории.
"И в летний сад гулять водил"
Ну, положим, не в Летний, а в Александровский, что обусловлено исключительно удобством, экономией энергии и нежеланием ездить в дождливый Питер.
... Сидим мы с сыном на скамейке в Александровском саду, отдыхаем от прогулки. Рассматриваем проходящих мимо дам. На мужиков что смотреть, если сам мужик?
Зацените картинку.
Сидят два мужика, старый и малый, одному полтинник, другому года три на вид, пялятся на проходящих дам, обмениваются комментариями. Тот, который помельче, изрекает:
"Некоторые женщины ходят на увышках".
- "???"
Я спохватился и не стал уточнять слова через слова.
Вместо этого раскрыл глаза пошире и увидел, что некоторые дамы, действительно, о чудо! - ходят на "увышках", на каблуках, делающих дам визуально выше.
Вы, конечно, знаете, зачем дамы носят короткие юбки и длинные каблуки? Правильно - чтобы мужчинам, глупеющим при виде красивых дам, женские ноги казались длиннее, а потому привлекательнее.
"Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?"
Коко Шанель
* * *
С малых лет я "зарубил сыну на носу", что функция слов не в том, чтобы их правильно писать, быть грамматически правильно выстроенными, а в том, чтобы передавать смысл.
По сей причине никогда (подчеркнуто дважды) не запрещал сыну произносить слова "неправильно", скорее, провоцировал искать соответствие слов реальности.
Скоро сын понял, что слова существуют, чтобы соответствовать вещам, а не наоборот.
Много позже сын поймет, что слова формируют вещи.
Но это будет "много позже", совсем на другом уровне его развития и понимания. И произойдет это естественным путем "от конкретного к абстрактному", а не от иллюзий к еще более фантастически-безумным иллюзиям.
Это, скорее всего, произойдет.
* * *
Когда возраст сына перевалил на пятый - не десяток - год, он сказал:
"Скоро я буду самостолетний".
Догадались, что он имел в виду? Как догадались и что такое "оря" и "пивица". Последнее - вы догадались - происходит не от "петь", а от "неумеренно пить и заниматься прочими бесстыдствами".
* * *
Когда сыну было между двумя и тремя, он сочинил первую сказку.
"Пошел бельчонок охотничать. Как увидит кого - сразу съест!"
* * *
И, наконец, про обучение. Передаю слово сыну.
Что-то я объяснял ему во время прогулки, тыкая пальцем по сторонам. Сын внимательно слушал и по сторонам смотрел - в направлении пальца. Вдруг он остановился и сказал:
"Погоди немного, я еще эту думку себе в голову не воткнул".
Неправильный метод
"Только неправильный метод дает правильный результат", не устаю я повторять вослед за даосами.
Обучение - есть процесс разрешения противоречия.
- Обучение - привычный, более-менее единообразный процесс. Каждого спортсмена учат одинаково - приседать, бегать, прыгать. Это с одной стороны.
- С другой стороны, по-настоящему эффективным становится человек, раскрывший себя, добравшийся до собственного нутра, до сути, до самих тонких фибр своей души.
Вот оно, ключевое противоречие обучения - между общностью и конкретностью, между одинаковостью и уникальностью.
Уникальное раскрывается через обычное. Душа развивается через контакт с реальностью, а не с выдуманными из носа теориями.
Ах, опять неправильно? Принято говорить "с выковырянными из носа" теориями?
Согласен с вами.
Но что бы человек ни выковыривал или ни выдумывал из носа, все равно получится, извините, козявка. То есть нечто, не имеющее ценности.
--------------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
---------------------------------------------------------------------------