Найти тему

Как учить(ся) думать?

Два замечания.

Во-первых, я буду нескромен. Во-вторых, буду говорить не о думании вообще, а о той части думания, которая связана с языком. Если устраивает - читаем дальше.

Если нет, то на платформе полно статей о нижнем белье пивиц, о том, что думает о происходящем в стране постаревшая, вышедшая из массового употребления примадонна.

Что?

Говорите, я неправильно написал слово "пивица"!? И не "думание" нужно писать, а "мышление"!?

Это как раз по теме статьи.

Статьи о пивицах - для массового употребления, из которого как раз и вышла примадонна. А такие статьи, как эта - очевидно не массовые. Судя по числу подписчиков на четвертом году существования канала и после тысячи опубликованных на нем статей.

А для "особо одаренных".

"Особо одаренные"

Так называла детей в школе, где училась моя будущая жена, "учительница" математики, когда не могла объяснить предмет, поэтому и повторяла, как попугай, громко оря: "Повторяю для особо одаренных!"

Но и во второй, и в третий раз ни фига (или "нифига" - это наречие, обстоятельство образа действия и писать его нужно слитно?) у нее не получалось.

Как не получилось у мужика в мультфильме "Падал прошлогодний снег" ни с первого, ни со второго раза добыть в лесу ёлку. Поэтому оставалось "учительнице", как бабе из того же мультфильма, одно - оскорблять нормальных детей, будучи самой не очень нормальной.

Жена потом окончила серьезный университет по серьезной специальности (как раз физико-математической). И потом во второй раз поступила в институт, уже в другой, но, в отличие той бабы из мультфильма, успешно его окончила.

Зачем во второй-то раз?

Затем, что началось разрушение государства и его приоритеты изменились, так, что за серьезные профессии оно стало платить по Салтыкову-Щедрину. То есть чуть ли не стало давать в морду вместо зарплаты.

И не она одна, но и многие из тех, кого оря, пыталась оскорбить, "учительница", продемонстрировали ей, оставшейся доживать век, оря на детей, не будучи способной их научить ни математике, ни человечности - кто на самом деле "особо одаренный".

Что!?

"Оря" написал неправильно? Говорите, не все глаголы превращаются в деепричастия? Это как раз по теме статьи. "Для особо одаренных".

* * *

Фантазии о реальности отличаются от реальности. Особенно, если фантазии гнездятся в слаборазвитых головах.

"Какие головы слаборазвитые?"- спрашиваете.

Те, что оторваны от реальности.

Тело, конечно, штука тоже реальная, поэтому голову на нем нужно беречь и холить. Но вопрос: может ли быть так, чтобы снаружи была реальность, а внутри иллюзии?

Вопрос ...

Вопрос

А бывают ли мысли, которые в точности соответствуют реальности?

Бывают.

Если мысли не оторваны от реальности, не отгорожены от неё черепной коробкой, в которой всего ... Дайте сосчитать ... Шесть дырок, не считая той, через которую голова соединяется с телом.

Как сделать так, чтобы голова не отрывалась ни от тела, ни от реальности, чтобы не приходилось человеку с такой головой выходить из себя - ни буквально, через седьмую дырку, ни фигурально, оря на окружающих от бессилия перед реальностью?

Ответ

Нужно идти от реальности, а не от фантазий о ней.

По-умному это называется "обучение от конкретного к абстрактному" а не наоборот (фантазии все-таки нужны, но правильные), не от теорий к реальному миру.

Вероятность во втором случае промахнуться приближается к ста процентам.

Доказательство?

Результаты школьного образования.

А конкретнее?

Почитайте тексты, написанные выпускниками школ и даже многими выпускниками филфаков. Если лень - вот статья, написанная в несвойственной мне, ироничной манере. С примером.

Одна картинка и две истории

Говорите, "одна картинка лучше тысячи слов"?

Согласен.

А как насчет пары-тройки примеров? Иначе я вступлю в противоречие с самим собой, с методом, который пытаюсь проповедовать во всем, чего касаюсь. А касаюсь я не только школьного обучения, и уже, в основном, не его, родимого.

Как я учил сына понимать язык, то есть думать?

Из вредности - не так, как школа, кружки "подготовки к школе" и прочие развивалки.

Не говорил сыну об этом ни слова. (На что есть серьезные причины, сводящиеся к неспособности людей до 12-13 лет улавливать смысл абстрактных понятий).

Итак, истории.

"И в летний сад гулять водил"

Это не Летний, и не Александровский сад, а моя баня в деревне. А где я сейчас возьму фото сада- специально ехать на ""Площадь революции" прикажете?
Это не Летний, и не Александровский сад, а моя баня в деревне. А где я сейчас возьму фото сада- специально ехать на ""Площадь революции" прикажете?

Ну, положим, не в Летний, а в Александровский, что обусловлено исключительно удобством, экономией энергии и нежеланием ездить в дождливый Питер.

... Сидим мы с сыном на скамейке в Александровском саду, отдыхаем от прогулки. Рассматриваем проходящих мимо дам. На мужиков что смотреть, если сам мужик?

Зацените картинку.

Сидят два мужика, старый и малый, одному полтинник, другому года три на вид, пялятся на проходящих дам, обмениваются комментариями. Тот, который помельче, изрекает:

"Некоторые женщины ходят на увышках".

- "???"

Я спохватился и не стал уточнять слова через слова.

Вместо этого раскрыл глаза пошире и увидел, что некоторые дамы, действительно, о чудо! - ходят на "увышках", на каблуках, делающих дам визуально выше.

Вы, конечно, знаете, зачем дамы носят короткие юбки и длинные каблуки? Правильно - чтобы мужчинам, глупеющим при виде красивых дам, женские ноги казались длиннее, а потому привлекательнее.

"Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?"
Коко Шанель

* * *

С малых лет я "зарубил сыну на носу", что функция слов не в том, чтобы их правильно писать, быть грамматически правильно выстроенными, а в том, чтобы передавать смысл.

По сей причине никогда (подчеркнуто дважды) не запрещал сыну произносить слова "неправильно", скорее, провоцировал искать соответствие слов реальности.

Скоро сын понял, что слова существуют, чтобы соответствовать вещам, а не наоборот.

Много позже сын поймет, что слова формируют вещи.

Но это будет "много позже", совсем на другом уровне его развития и понимания. И произойдет это естественным путем "от конкретного к абстрактному", а не от иллюзий к еще более фантастически-безумным иллюзиям.

Это, скорее всего, произойдет.

* * *

Когда возраст сына перевалил на пятый - не десяток - год, он сказал:

"Скоро я буду самостолетний".

Догадались, что он имел в виду? Как догадались и что такое "оря" и "пивица". Последнее - вы догадались - происходит не от "петь", а от "неумеренно пить и заниматься прочими бесстыдствами".

* * *

Когда сыну было между двумя и тремя, он сочинил первую сказку.

"Пошел бельчонок охотничать. Как увидит кого - сразу съест!"

* * *

И, наконец, про обучение. Передаю слово сыну.

Что-то я объяснял ему во время прогулки, тыкая пальцем по сторонам. Сын внимательно слушал и по сторонам смотрел - в направлении пальца. Вдруг он остановился и сказал:

"Погоди немного, я еще эту думку себе в голову не воткнул".

Неправильный метод

"Только неправильный метод дает правильный результат", не устаю я повторять вослед за даосами.

Обучение - есть процесс разрешения противоречия.

  • Обучение - привычный, более-менее единообразный процесс. Каждого спортсмена учат одинаково - приседать, бегать, прыгать. Это с одной стороны.
  • С другой стороны, по-настоящему эффективным становится человек, раскрывший себя, добравшийся до собственного нутра, до сути, до самих тонких фибр своей души.
Вот оно, ключевое противоречие обучения - между общностью и конкретностью, между одинаковостью и уникальностью.

Уникальное раскрывается через обычное. Душа развивается через контакт с реальностью, а не с выдуманными из носа теориями.

Ах, опять неправильно? Принято говорить "с выковырянными из носа" теориями?

Согласен с вами.

Но что бы человек ни выковыривал или ни выдумывал из носа, все равно получится, извините, козявка. То есть нечто, не имеющее ценности.

-2

--------------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

---------------------------------------------------------------------------

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц