В своих воспоминаниях о сражениях на Курской дуге Маршал Советского Союза И. Баграмян пишет: «На 203-й гвардейский стрелковый полк 70-й гвардейской стрелковой дивизии авиация противника совершила не менее полутора тысяч самолето-вылетов. Несмотря на это, наши бойцы и командиры устояли, они отразили шестнадцать атак противника, в которых участвовало около 250 танков». А привёл я эти слова потому, что встретил недавно одного из воинов этого полка коммуниста Петра Яковлевича Трусова.
Жил Пётр Яковлевич в совхозе «12 лет Октября» Поспелихинского района. Отца, красного партизана, лишился рано. Поэтому, не окончив десятилетку, начал работать. А в начале января 42-го был зачислен в Барнаульское военно-пехотное училище.
Да только не удалось ему получить офицерское звание, так навсегда и остался курсантом. Слишком жарко было на Курской дуге, и курсантские подразделения направили сюда на подкрепление. В районе Прохоровки развернулось яростное танковое сражение. Четвёртой роте, в которой проходил «стажировку» курсант Трусов, было приказано овладеть вражескими позициями в районе села Малые Деревеньки. Однако непрерывные танковые атаки и бомбовые удары с воздуха, контратаки немецкой пехоты задерживали захват села.
Отчётливо помнит Пётр Яковлевич то утро, когда после артподготовки рота пошла в наступление. Но из уцелевшего немецкого дота вдруг открыли шквальный пулемётный огонь. Рота залегла.
— Курсант Трусов! — приказал командир роты. — Возьмите с собой бойцов Парахина и Фролова, уничтожьте огневую точку!
Гвардейцам удалось близко подползти к доту. Трусов и Фролов открыли отвлекающий огонь, а Парахин достиг огневой точки и бросил гранату. Вражеские пулемёты замолчали, но ненадолго. После второй гранаты гвардейцы совершили стремительный бросок в дот и завязали с врагами рукопашную схватку, двоих офицеров взяли в плен. Благодаря тому, что группа Трусова блестяща справилась с поставленной задачей, рота выполнила приказ.
За проявленное мужество, умелые действия в бою курсант П. Я. Трусов и его товарищи были удостоены медали «За отвагу». Это единственная боевая награда Петра Яковлевича, других он просто не успел заслужить. Вскоре он получил тяжёлое сквозное ранение в голову и в правую ногу. Около года пролежал в госпиталях. После этого получил вторую группу инвалидности и вернулся домой.
Видел я трудовую книжку Петра Яковлевича. В ней всего две записи: принят главным бухгалтером в совхоз «Зелёный клин» Рубцовского района. Уволен в связи с уходом на пенсию. Вся послевоенная трудовая жизнь фронтовика прошла в этом пригородном совхозе. Избирался здесь Пётр Яковлевич секретарём совхозной комсомольской, затем партийной организации.
За три с лишним десятилетия пребывания в рядах партии П. Я. Трусов выполнял всевозможные поручения. Но самой главной своей обязанностью считает активное участие в военно-патриотическом воспитании молодого поколения. И сейчас Пётр Яковлевич не считает себя демобилизованным. Он часто бывает в школах, комсомольских организациях.
С. ШЕРБИНИН (1985)