Найти в Дзене
Обнимая небо

«Я говорила ему, что ухожу, но он смеялся: кому ты нужна»

Евгения и Лера
Евгения и Лера

«Дочь говорила: я его ненавижу. Но я просила ее не делать поспешных выводов. И правда, после развода он стал почти идеальным отцом», – когда Евгения рассказывает про дочь Леру, она улыбается. И когда бывшего мужа вспоминает – тоже. Она вообще много улыбается, но какой разной бывает ее улыбка.

Евгения с дочкой Валерией живут в съемной двушке на окраине Омска. Лере 13 лет, но она нетипичный подросток. Она ответственная и самостоятельная. А еще она мамины руки и ноги, потому что ходит мама плохо и руки у нее слабеют. Например, готовят они так: мама чистит, режет, солит, складывает в кастрюлю или сковороду продукты. Дочка следит, чтобы все сварилось, испеклось, обжарилось. Потом по тарелкам раскладывает и относит маме в комнату – обедать, ужинать.

А еще на Лере школа, кот Матроскин и лабрадор Гарри. Вообще, у Леры есть отец, но с ним, как в статусе соцсети: все сложно. Первые восемь лет своей жизни Лера с ужасом видела, как он бьет маму. Сильно. Страшно. Как теперь ему доверять?

Евгения родилась в Томской области и после школы приехала в Омск поступать в вуз. Когда училась в ОмГТУ, познакомилась с молодым человеком, вышла замуж и уехала в деревню, где жил ее любимый. Поначалу все было хорошо, но когда родилась Лера, что-то изменилось.

«Говорил гадости, оскорблял, унижал. Стал избивать. По голове бил. Дверь с ноги вышибал в комнату дочки, когда я там пряталась, – вспоминает Евгения. – Я терпела. Хотела, чтобы у дочки были рядом папа с мамой, семья. Да и уходить было некуда – приезжая, в деревне никого, в Омске никого».

Она терпела восемь лет. По-настоящему испугалась, когда однажды в порыве гнева муж ее едва не задушил. Сколько раз до этого она прокручивала в голове планы побега – не сосчитать. Поэтому, как только он уехал на очередную вахту, Евгения сняла квартиру, вместе с маленькой Лерой собрала и перетащила туда вещи. Подала на развод.

«Я говорила ему, что ухожу, но он смеялся – кому ты нужна. Вернулся с вахты, увидел, что нас нет, и стал звонить мне. Оскорблял, угрожал убить. Караулил в подъезде. Конечно, страшно было», – грустно усмехается Евгения.

Несмотря на пережитое, Евгения сумела объяснить дочке, что конфликт родителей не должен касаться ее. И настояла, чтобы Лера поддерживала отношения с отцом, виделась с ним.

«Столько матерей запрещают детям общаться с отцами, если у них ничего не получилось. Я считаю, это неправильно, ребенок должен чувствовать заботу обоих родителей, даже если они в разводе. А он вдруг стал хорошим отцом. Когда на вахте, звонит вечером пожелать дочке спокойной ночи. Когда возвращается, зовет ее в гости. И она как будто стала оттаивать», – говорит собеседница.

Пять лет назад Евгении, тогда еще 29-летней, диагностировали рассеянный склероз. Это хроническое заболевание, при котором в мозгу человека образуются множественные очаги (бляшки), разрушающие нервные клетки. Из-за этого нарушается координация, зрение, дрожат руки, человеку сложно ходить, контролировать позывы в туалет. Болезнь развивается постепенно, ее можно сдерживать специальными препаратами, но вылечить нельзя.

Евгения
Евгения

Узнав о диагнозе, Евгения много разговаривала с врачами, читала информацию в Сети, смотрела вместе с Лерой видео о рассеянном склерозе – чтобы дочь понимала, чем болеет мама. Несмотря на заболевание, продолжала до последнего работать, пыталась строить личную жизнь. Познакомилась с мужчиной, в прошлом году вместе с ним переехали из деревни в город, сняли квартиру, вскладчину взяли кредит на автомобиль... А весной мужчина ушел, забрав машину и оставив Евгении долги по кредиту.

Сейчас они с дочкой продолжают жить в той самой квартире. Осенью Евгении оформили вторую группу инвалидности бессрочно. Их с Лерой доходы – это пенсия и алименты. Оплачивать жилье и кредит Евгении помогает ее мама: она работает в Петербурге, чтобы поддерживать дочь и внучку.

Комната Евгении – просторная, немного сумрачная, с большим окном, высокими потолками и пустыми стенами. Диван. Впритык к дивану – стол, на котором электрочайник, чашка, вазочка с конфетами, яблоки, пульт от телевизора. Рядом ходунки. Все на расстоянии вытянутой руки, потому что Евгении с каждым днем все сложнее передвигаться. Дома она еще может кое-как с ходунками добрести до туалета или кухни. По улице – только на коляске. Большая часть ее жизни проходит в этой комнате, на этом диване, ведь выбраться на улицу без помощи со стороны для нее почти нереально.

Летом Евгения обратилась в наш фонд с просьбой навести порядок в квартире и помыть окна – эта задача для них с дочкой не под силу. А еще она попросила помочь ей оплатить массаж. Дело в том, что полноценные физические нагрузки для пациента с рассеянным склерозом невозможны, а массаж поддерживает мышцы в тонусе. И тормозит болезнь.

Мы просим вас помочь одинокой женщине с замечательной дочкой, которые живут вдвоем и заботятся друг о друге, насколько хватает сил. Два курса общего массажа обойдутся в 45 тысяч рублей. Пожалуйста, поддержите Евгению в ее борьбе с тяжелым заболеванием. Оформите любое комфортное пожертвование на нашем сайте здесь или сделайте репост это записи. Ваша помощь важна!

UPD 5/12/2023: необходимая сумма для Евгении собрана, спасибо каждому, кто помог!