Я стал оппозиционером просто потому, что я читал новости!
Так я бил себя в двадцатилетнюю грудь в 2011 и 2012 годах.
Но я не понимал одного, что я попал сразу под влияние многих тенденций. Одна из них - кликбейтные и чернушные статьи.
Помните о виральных (и кликбейтных) заголовках.
Миром правит не тайная ложа, а явная лажа
Жизнь без человеческой цивилизации — это хаос и беспорядок. Из-за стечений обстоятельств или недостатка внимания, в стране постоянно происходят какие-то происшествия.
Составить новостную повестку - это расставить акценты во всем этом списке случайностей, глупостей, непросчитанных намеренностей. Но выбирать нужно что-нибудь посерьезней, чем новости о разбитой в подъезде лампочке. Выбрав несколько общественно значимых тем, к ним подбирают заголовки. Чтобы уж точно выделиться и заработать немного больше трафика.
Если делать это по старому учебнику, то получитcя SPEEDInfo. Кто помнит эти прекрасные журналы, то заголовки там были такие, что не снились Ларсу фон Триеру или Эду Вуду.
Главное, впихнуть таких тем чтобы уж точно ВОЗМУТИЛО, заинтересовало ("похудел на 30 кг, если пить простой советский...") и не отпускало.
Конечно, не все СМИ это себе позволяют. Но можно ведь и расставить акценты как попало. Или не проверить факты.
Тогда получится статья, на которую кликнут, которую скорее всего прочитают и откомментируют. А ведь к статьям реклама сбоку прикручена. Ну понимаете, денежку свою средство массовой информации заработает.
Но торговать совсем чернухой нельзя. Рекламодатели посчитают такое СМИ опасной для своего бренда и ничего не закажут. Тогда надо быть хитрее.
Феерия начинается, когда собираются непроверенные источники. Получается что-то вроде несуществующего города Синьцзян:
Избегайте эмоциональных подсечек.
Если СМИ пытаются вогнать вас в состояние ненависти, уныния, рассказать про "русскую хтонь" (не словосочетание, а отличный шибболет из лексикона необразованного человека), то это не СМИ, а боевой агит-листок специалистов psyop из других стран. Иными словами, нарративы для таких СМИ пишут дяденьки в погонах из других стран, которые нам не всегда друзья.
В таком случае я делаю скриншот, подчеркиваю, предупреждаю подписчиков, что такое-то СМИ опустилось до уровня банальной пропаганды.
Вообще, запомните, если СМИ уж прямо пытается ввести вас в какое-то плохое состояние, то это вам точно не друг. Задача СМИ не заставить вас закатывать рукава, а дать информацию. Сделать это абсолютно нейтрально невозможно, такова уж особенность языка, который выделяет предметы и дает оценки происходящему, чтобы это было точно. Но на остатках возможной нейтральности можно лавировать. Иногда это получается весьма очевидно:
Фильтруйте источники.
Отказывайтесь от СМИ, если заметили что-то плохое. Всегда есть более-менее нейтральное СМИ которое вам подойдет. И делать это нужно без жалости. Я помню, заходил ещё на страницы издания, которые приведены на скриншотах. А потом перестал.
Потому что понял, что распрощался с большим этапом своей жизни в лице этого СМИ. Скучать по чему-то нормально, но плохое отношение к себе, которое я считывал через надрывные заголовки и выбор тем я тоже считал.
Следуйте списку правил.
Давайте сделаем простое резюме:
1. Если СМИ не информирует, а начинает подтягивать явно негативные эмоции по отношению к кому-нибудь, то это не СМИ, а боевой листок.
2. Заголовки иногда пишутся так, чтобы вызывать у нас чувство любопытства. Учтите, что содержание не обязательно соответствуют заголовку. Если вы встречаете такое регулярно в публикациях (больше двух раз), лучше отказаться от чтения такого СМИ.
3. Телеграм-каналы, твиттер-аккаунты - это тоже СМИ. Поэтому их надо фильтровать похожим образом.