Призыв в вооруженные силы
Вооруженные силы Соединенных Штатов формировались только из добровольцев, и потому накануне вступления США в войну численность личного состава армии была слишком маленькой для выполнения боевых задач. Проблему быстрого увеличения численности армии удалось решить за счет частей Национальной гвардии и благодаря спешному принятию закона о воинской повинности. Он предусматривал призыв во время войны на военную службу мужчин в возрасте от 21 года до 30 лет. Причем закон был написан так, что в основном на службу призывались жители городов северо-востока США, многие из которых были недавними иммигрантами или выходцами из иммигрантских семей. Большинство призывников были или совершенно неграмотными, или плохо образованными. Это и породило создание тестов, состоящих из вопросов с несколькими вариантами ответов. Но и на них многие не могли ответить, так как не говорили по-английски.
Плакаты, призывавшие американцев отомстить за потопление немцами лайнера «Лузитания» + принятие закона о воинской повинности сделали свое дело: армия США отправилась на войну…
Еще одной серьезной проблемой американской армии была процветавшая в ней расовая сегрегация. Даже уже в ходе войны командование армии и флота не хотело принимать чернокожих солдат в боевые части. А многие негры буквально рвались в армию – для них служба в вооруженных силах являлась символом их равенства с белыми людьми. Но после поступления на службу большинство чернокожих оказались в тыловых частях или использовались в качестве чернорабочих в инженерно-саперных подразделениях. Правда, существовало несколько полков, сформированных только из чернокожих. Но они не имели связи с «белыми» частями американской армии, и были переподчинены французскому командованию.
Армия США вступает в войну
Когда в апреле 1917 г. Соединенные Штаты объявили Германии войну, регулярная американская армия насчитывала 6.000 офицеров и 122.000 солдат (по другой информации 7.239 офицеров и 127.305 солдат). Кроме того, еще 80.000 человек имелось в составе Национальной гвардии. Вот их в спешке и дополнили призывниками, набранными в соответствии с Законом о выборочном призыве.
На момент вступления в 1МВ у американцев практически не было никакого опыта в проведении масштабных и сложных общевойсковых операций. На тот момент последней войной в истории США значилась американо-испанская война 1898 г. — «маленькая великолепная война», как её назвал президент Теодор Рузвельт, в результате которой США захватили принадлежавшие Испании Филиппины, Пуэрто-Рико и Кубу, и стали доминировать в Карибском регионе. Именно та война привела Конгресс к решению в 10 раз увеличить численность своей армии (с 20 тысяч до 200 тысяч).
Экспедиционный корпус Армии США (AEF) генерала Джона Першинга прибыл во Францию в июне 1917 г.; но развертывание экспедиционных сил и боевая подготовка заняли несколько месяцев, и первая американская дивизия попала на линию фронта лишь в октябре. Тем временем в США армия благодаря принятию закона о воинской повинности стремительно пополнялась. Если в апреле 1917 г. она насчитывала около 200.000, то уже в июне того же года — 1.225.000; а к концу войны общая численность армии США превысила 3.000.000 человек.
Первоначально президент Вильсон хотел, чтобы американцы сражались отдельно, сохраняя свою идентичность. Но, хотя некоторые офицеры Экспедиционного корпуса до этого и воевали в Мексике, Никарагуа, или на Филиппинах, однако опыта участия в крупномасштабных боевых действиях против сильного врага у них не было. Кроме того, находясь вдали от США и собственных источников снабжения, большинство американских частей оказались зависимыми от поставок вооружений и боеприпасов со складов Антанты. Поэтому во Франции американские дивизии были переданы в подчинение союзникам. Под командованием французов и англичан американцы прошли суровую подготовку, прежде, чем их направили на фронт. А через год, к моменту заключения перемирия, во Франции воевали уже 7 кадровых дивизий, 17 дивизий Национальной гвардии, и 16 дивизий, сформированных из призывников (еще несколько частей находились в Италии). В боевых действиях в Европе фактически были задействованы только американская пехота (в том числе морская) и артиллерия. Хотя во Францию и послали несколько американских кавалерийских подразделений, но они почти не участвовали в боях.
Форма американской армии
В 1903 г., уже после войны с Испанией за контроль над Кубой, было принято решение о переходе американских войск на форму расцветки горчично-коричневого оттенка цвета хаки. А в 1912 г. была утверждена новая штатная форма этой расцветки, и к началу мировой войны в нее уже переоделась вся американская армия. Вот только морская пехота (считавшая себя элитой вооруженных сил США), приняв тот же крой формы, решила выделить себя другим цветом мундиров – травянисто-зеленым. Правда, отправленные во Францию 5-я и 6-я дивизии морской пехоты в 1918 тоже перешли на цвет хаки, как более практичный в боевых условиях (но по окончании войны опять вернулись к травянисто-зеленому цвету).
Суконные мундиры защитного цвета образца 1912 г. застегивались на пять бронзовых пуговиц (в пехоте - с эмблемой в виде орла, в морской пехоте - с орлом, земным шаром и якорем). Оттенок мундира мог варьироваться в зависимости от возраста материала, места его изготовления и условий ношения. Мундир имел четыре кармана (но в 1918 г. он был модифицирован, и карманы стали потайными), погоны и стоячий воротник. На концах воротника крепились бронзовые диски (но иногда диски были из окрашенной кожи, а не из металла). На правом диске наносилась аббревиатура: «US» для кадровых частей, «USNG» — для национальных гвардейцев, и «USNA» — для частей, набранных по призыву. На диске слева наносилась эмблема рода войск: у пехоты скрещенные винтовки, у кавалерии – скрещенные сабли (иногда с номером полка или буквенным обозначением специальности; например, MG - от «machine gunner», пулеметчик). Но в 1918 г. эти диски постепенно вышли из употребления, и теперь на воротниках наносились только буквы (US, USNG, USNA), и эмблемы родов войск. У морской пехоты воротниковые диски отсутствовали изначально, а обшлага рукавов выполнялись «мыском».
Под мундир надевали армейскую рубашку; обычным дополнением к ней был шейный платок. Суконные бриджи имели по два боковых и задних кармана; они застегивались под коленом на пуговицы (что было довольно неудобно). В морской пехоте использовались прямые брюки, более удобные, чем армейские бриджи. Кавалеристы носили бриджи с кожаной вставкой, и сапоги для верховой езды. В остальных родах войск обувью служили ботинки подбитые гвоздями с широкой шляпкой. Над ботинками надевали на ноги брезентовые или полотняные гамаши; но в боевых условиях гамаши оказались непрактичными, и в Экспедиционном корпусе их заменили обмотками (по британскому образцу). Американцы прозвали эту «модифицированную» обувь «ботинками Першинга».
На зиму солдаты получали очень длинные двубортные шинели с двумя рядами бронзовых пуговиц. Из-за длины шинели очень быстро намокали и становились тяжелыми, а так же покрывались слоем грязи. Поэтому в 1918 г. начали выпускать более короткие шинели. Для защиты от дождя солдатам выдавали непромокаемые брезентовые плащи; офицеры обеспечивали себя сами - плащами, купленными на личные деньги. Летом солдаты могли носить хлопчатобумажную форму, сходную по покрою с суконной.
Головным убором армии США была «Монтана» - шляпа с остроконечной тульей, обвитой цветным шнуром. Цвет шнура указывал на род войск. В пехоте шнур был синим, в кавалерии – желтым, в артиллерии – алым. Связисты имели оранжево-белый шнур, инженерные войска – красно-белый, а интендантская служба – темно-желтый. «Монтаны» морской пехоты выделялись отсутствием шнура.
«Монтаны», которые сами американцы довольно образно окрестили «соковыжималкой для лимона», по прибытии Экспедиционного корпуса во Францию очень удивили союзников своей непрактичностью. Ведь эти шляпы совершенно не защищала солдат от плохой погоды, но зато очень мешали надевать на головы каски. В США до касок еще не додумались, и потому во Франции американские части получили от союзников французские каски Адриана и британские каски Mark.I, прозванные «тазиками для бритья». А так как каска и «соковыжималка» оказались совершенно несовместимы, скоро «Монтаны» стали использовать только в тылу. У фронтовиков же популярностью начали пользоваться пилотки, которые теперь носили не только в окопах, но и на отдыхе в тылу. Офицерские пилотки отличались от солдатских синими кантами; у генералов канты были золочеными.
Боевой опыт заставил американцев официально утвердить каску, как уставной вид боевого головного убора. Они закупили у англичан 400.000 «тазиков для бритья», и наладили собственный выпуск таких же выкрашенных в зеленовато-песочный цвет касок, обозначив их как «американская каска обр. 1917 г.».
Знаки различия, нашивки и эмблемы армии США
Знаки различия сержантского состава представляли собой угловые шевроны (острым концом вверх), нашивавшиеся на обоих рукавах выше локтя. Шевроны имели желтый цвет, но в морской пехоте, стремившейся даже нюансами доказать всем свою «элитность», шевроны выполнялись красно-зелеными; к тому же сержанты морской пехоты носили на внешних сторонах штанин лампасы.
Знаки различия офицеров были металлическими, и наносились на погоны. До звания капитана они обозначались одной или двумя металлическими полосами разного цвета, майор и подполковник – кленовыми листьями разного цвета, полковник – фигуркой орла, а генералы – разным количеством пятиконечных звезд. Так же офицеры выделялись узором из черного шнура на манжетах рукавов шинели, а манжеты рукавов мундиров у них обшивались черным галуном. Кроме того, офицеры носили другую обувь – им полагались не ботинки, а сапоги. Многие офицеры носили неуставные высокие сапоги со шнуровкой – так называемые «авиаторские». Однако во фронтовых условиях они, как и солдаты, часто надевали ботинки с обмотками или крагами.
Летняя и зимняя форма офицеров и сержантов. У офицеров хорошо видны обшивка галуном манжеты на рукаве кителя, и шнуровой узор на рукаве шинели. У военного полицейского - особая повязка на левом рукаве
Кроме знаков различия на рукавах или погонах военнослужащие США носили на груди знаки квалификации и награды за меткую стрельбу. Как и в армиях других государств, в американской армии существовали эмблемы воинских специальностей. Механики, например, имели на рукаве эмблему со скрещенными молотками, а горнисты — эмблему в виде охотничьего рожка. Так же над манжетой левого рукава наносились шевроны за боевую службу за границей (один шеврон означал шесть месяцев). В ходе войны вошли в употребление и нашивки за ранение; их носили над манжетой правого рукава (как правило, нашивки вышивали золотой нитью). Некоторые военные специальности отмечались нарукавными повязками над левым локтем. В частности, разведчики носили черную нарукавную повязку, связисты — синюю, а военная полиция – черную повязку с большими буквами МР («Military Polis»).
При прибытии во Францию американские военнослужащие не имели никаких дивизионных эмблем – тогда в армии США их просто не существовало. Однако в подражание союзникам-англичанам, у которых такие эмблемы были широко распространены, американские дивизионные командиры начали придумывать собственные знаки дивизий, которые нашивались на рукава у самого левого плеча всеми военнослужащими этой части. Но высшее командование армии США довольно долго не одобряло эту «частную инициативу»; лишь летом 1918 оно «со скрежетом зубовным» согласилось на их официальное утверждение, после чего дивизионные эмблемы стали неотъемлемым элементом американской военной формы. А некоторые полки США, сражавшиеся под французским командованием, были удостоены чести носить французские аксельбанты - за отличную службу во время боевых действий.
Снаряжение
Офицеры носили кожаные портупеи, планшеты, имели при себе бинокли, противогазы и сухарные сумки типа, распространенного во французской армии. Вооружение их по уставу традиционно составляли револьверы; сержантам полагались новомодные, и потому считавшиеся пока менее надежными пистолеты. Однако в ходе боевых действий быстро выявились преимущества пистолетов над револьверами, и офицеры в приказном порядке начали отбирать у сержантов пистолеты, отдавая им взамен свои револьверы.
Рядовые пехотинцы носили поясной ремень образца 1910 г. с несколькими брезентовыми подсумками, и пользовались чрезвычайно неудобным брезентовым ранцем-рюкзаком с пришитыми к нему брезентовыми ремешками. В рюкзаке хранилась большая часть снаряжения и имущества от бритвенного лезвия до четырех пар запасных носок и колышков для палаток. Иногда сверху прикреплялось свернутое одеяло. Ремни и ранец имели желтовато-зеленую окраску. К ранцу же обычно прикреплялся шанцевый инструмент. К нему же на походе крепился и штык в деревянных или кожаных ножнах; но в окопах штык перевешивался на ремень. От этого огромного громоздкого ранца-рюкзака отказывались лишь на передовой – в пользу сумок для гранат и сухарных сумок разных видов. В морской пехоте на брезентовом снаряжении часто ставили штамп «USMC» (аббревиатура от United States Marine Corps).
Армия США не имела своих разработанных противогазов, и союзники обеспечили американских солдат противогазами французского и британского производства. Брезентовые сумки французских противогазов носились через плечо, а британских - на груди. Так как в Первой мировой войне химическое оружие применялось часто, в том же 1917 г. в США был разработан свой противогаз, практически почти не отличавшийся от английского.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: 1МВ. Винтовки армии США
1МВ. «Короткоствол» и «холодняк» армии США
1МВ. Авиация Соединенных Штатов Америки
Наградная система США (01). От XVIII века до окончания 1МВ
Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.