Продолжаем нашу работу в направлении развития рубрики #профессии. Мы подумали, что будет целесообразно каждую специальность освещать в две публикации: первая - для описания, вторая - исследование вакансий и выделение компетенций. Начнем со специальности "project manager" (менеджер проекта, руководитель проекта).
Кто это?
Далеко ходить не надо - обратимся к 7-му изданию (на момент написания публикации - самая актуальная версия) "Библии" проектного менеджмента - PMBOK (Project Management Body of Knowledge). Позаимствуем определения терминов "проект" и "менеджер проекта".
Проект. Временное начинание, предпринятое для создания уникального продукта, услуги или результата. Временный характер проектов указывает на начало и конец проектной работы или этапа проектной работы. Проекты могут быть самостоятельными или являться частью программы или портфеля.
Нужно уточнить, что время жизни "временного начинания" может быть сопоставимо с временем жизни предприятия, реализующего это начинание. Иными словами, в разрезе Вашей трудовой деятельности в организации проект может быть не временным, а бесконечным.
Менеджер проекта. Лицо, назначенное организацией-исполнителем для руководства проектной группой, которая отвечает за достижение целей проекта. Руководители проекта выполняют целый ряд функций, таких как содействие работе проектной группы по достижению результатов и управление процессами, обеспечивающими достижение намеченных результатов.
Здесь стоит отметить, что нередко люди, незнакомые со специальностью, падки на слово "руководитель" в ее названии. На самом же деле, "менеджер проекта", он же "руководитель проекта", это такой же исполнитель, рабочая лошадка, но только первая, кто будет нести ответственность за неудачи. В переводе "с русского на русский", менеджер проекта - это человек, выстраивающий и обеспечивающий функционирование процессов, позволяющих вообще вести какую-либо работу над самим проектом.
Обязанности.
Проект начинается с определения того, что нужно сделать. Для этого менеджеру потребуется провести ряд переговоров с заказчиком (он может быть как внешним, то есть третьей стороной, так и внутренним, то есть подразделением или руководством Вашей организации) и техническими специалистами (хорошо, если Вам уже дали команду, а если нет, то придется искать кого можно привлечь хотя бы для консультаций). Цель - помочь заказчику сформулировать в формате ТЗ то, чего он хочет хотя бы в первом приближении. Дальше следует череда двух- (если заказчик = Ваше руководство) или трехсторонних согласований по срокам реализации этого ТЗ и стоимости. По достижении всех устраивающих договоренностей, Вам предстоит собрать команду специалистов. Затем нужно организовать их работу. Сначала, со специалистами по каждому из направлений предстоит декомпозировать задачи ТЗ на более мелкие. Чем лучше будет декомпозиция и чем более четкое будет описание задач, тем лучше. Не стоит забывать о прозрачности работы: Вам предстоит наладить рабочие процессы так, чтобы в каждый момент времени Вы понимали что происходит, укладывается ли команда в срок и, соответственно, могли говорить с заказчиком о ходе работ. В этом нам помогут методологии управления проектами и методологии разработки ПО, в классическом или комбинированном виде (это уже решать Вам исходя из Ваших вводных). Параллельно со всем вышесказанным, необходимо заниматься и самой командой, бытовыми вопросами, настроениями, взаимоотношениями. В зависимости от сложности, более менее опытный менеджер проектов может вести не один проект, а, например, 3-5.
Порог вхождения.
Мы, конечно же, за фундаментальные знания и основательную подготовку, и хотели бы сказать о том, что надо бы осваивать теорию управления проектами, ISO 21500, PMBOK, ITSM... Но, раз мы говорим не о том, как "правильно", а о том, как есть, то будем честными, всем плевать. Project manager - один из самых простых способов попасть на работу в IT-компанию. На деле, порог вхождения (имеется в виду позиция стажер/junior), в сравнении почти со всеми остальными специальностями, около нулевой. Именно здесь зарождаются полоумные Agile-продвиженцы (есть еще, правда, "scrum-мастеры", но это отдельная тема), Agile-"коучи", отождествляющие Agile с философией (или даже смыслом) жизни. Чтобы получить работу, кандидату в начинающие менеджеры проектов нужно просто уметь складно говорить (рассказывать про "тайм-менеджмент", гироскутеры, "митинги", "брейнштормы", "коллы", смузи, "синки", "дейлики" и "лончи"). Разумеется, стоит посмотреть чем занимается компания, немного вникнуть в тему, посмотреть какие технологии и методологии фигурируют в вакансиях технических специалистов, подробнее ознакомиться с ними, а также поучиться пользоваться какими-нибудь системами отслеживания задач (task tracker).
Зарплатные ожидания и перспективы.
Мы не знаем как сейчас обстоят дела с рынком труда, но обычно, в среднем, зарплата Project Manager'а составляла 100-150 тысяч рублей на руки. Конечно, речь не о стажере, а, скорее, об уровне "middle". Зарплата у более опытных PM'ов может быть, и 200, и 250 тысяч рублей - зависит от организации и Вашего резюме. Больше, если у Вас нет каких-то уникальных навыков или договоренностей о проценте на проекте или опционах, - вряд ли. Нижняя планка для начинающих специалистов, как мы все понимаем, ограничивается нулем. По нашему опыту, норма для junior PM - 70-80 тысяч рублей.
Из перспектив можно выделить 2 пути: продвижение по иерархии (junior, middle, senior, lead/head) и переход в менеджеры продукта (product manager). Первый вариант подходит тем, кому нравится работа или лень учиться чему-то еще. Второй - тем, кому не хватает разнообразия в задачах (все же, Project Manager - это достаточно рутинная и однообразная работа).
Как выглядит рабочий день (пример)?
09.00 - разбираем дела на предстоящий день, изучаем изменения по задачам в Task Tracker'е, отвечаем на вопросы в комментариях;
10.00 - встреча, ой, простите, конечно же, ДЕЙЛИ МИТИНГ (русский язык оставим здоровым людям) с командой, где решаем мелкие насущные проблемы БЛОКЕРЫ и вопросы;
10.15 (или 10.30) - пишем письма компетентным в требуемых к решению вопросах представителям заказчика;
11.00 - встреча БРЕЙНШТОРМ ограниченным составом из команды для принятия решения по архитектуре нового микросервиса;
12:00 - оцениваем соответствие сроков реализации нового микросервиса общим договоренностям по проекту, формируем варианты предложений для заказчика;
12.30 - встреча МИТ с представителями заказчика по вопросу передачи им на интеграцию уже готовых компонент;
13.30 - обед;
14.30 - встреча СИНК с дизайнером и Frontend-разработчиками для передачи в работу от одних другим;
15.00 - встреча МИТ с уполномоченными к принятию решений по техническим вопросам по архитектуре нового микросервиса;
16.00 - вносим в Task Tracker соответствующие задачи/комментарии, думаем над сроками реализации и распределением;
16.30 - встреча МИТ со своим руководством для отчета о прогрессе по проекту;
17:30 - сбор задач для следующего рабочего дня;
18:00 - конец рабочего дня.
Больше публикаций Цифрокритицизма: