Показуха в армии присутствовала всегда. Потому как кто-ж будет представлять начальникам для осмотра и проверки собственные недостатки? После чего слушать витиеватые речи «о собственном половом бессилии» и «неспособности навести порядок». И вообще участвовать в соответствующих «оргвыводах» - как правило, вредных для карьеры и прочих таких материальных поощрений.
Посему поэтому для показа всегда выпячивались грудь достоинства – красились помадой губы известью бордюры, стриглась ножницами трава и производились прочие маникюрные работы. А немытые части тела недостатки, наоборот, прятались подальше – в угол парковой зоны, а то и за забор воинской части, накрываясь масксетями и фашинами. А дороги к ним перекапывались, или заваловывались – дабы особо ретивый начальник неожиданным присутствием своим или взором не в ту сторону брошенным, не обнаружил несвежее.
Но показуха показухе рознь. И не всегда она про вышеописанное. Вот, например, занятия показные – вещь сугубо положительная, наглядно демонстрирующая обучаемым, как надобно им жить правильно, и завоёвывать честь и славу установленным порядком.
Однако речь в данной истории пойдёт про совсем другую показуху, коих военным тоже периодически приходится организовывать…
…Случился однажды в нашем пункте постоянной дислокации день города. И для пущей красочности мероприятия, вступило городское начальство в сговор с командованием воинской части, имевшей неосторожность располагаться на его окраине – на предмет участия в празднествах. Путём показательного выступления с грохотом, дымом и прочим таким мордобоем. Ну а что воякам ещё показывать-то?
И на вечернем совещании наш розовощёкий командир озвучил данное мероприятие, неумолимо грозившее стать для нашего воинского коллектива ещё одним геморроем, в добавок к куче задач повседневной деятельности, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, да прочей такой боевой готовности.
– А давайте выгоним на площадь городскую танк наш железный, да пальнём там при всём скоплении народа холостым выстрелом!? – предлагаю в шутку. – Ну подумаешь, стёкла повылетают, да предметы дамской бижутерии. Зато быстро и громко, к тому же дамы поймут, что танкистам желательно давать сразу оказывать всяческие предпочтения, так сказать – во избежание. ☝🤣
- Шутишь всё? – щерится командир, - вот и бери своих разведосов, да придумывай что будем показывать через неделю перед всем честным народом!
Ой-ой, - думаю про себя, - как будто могло быть иначе! Ибо как сказано в старой поговорке «забрали большевики у командира коня, и дали ему вместо него начальника штаба».
Короче скинул командир наш весь этот театральный гемор на нас. И говорит – сделайте мне всё красиво! Ну, деваться некуда, и стали мы показуху ту сочинять да тренировать.
По выдуманному сюжету, доблестные наши разведчики «брали языка». Языка того выбрали пощекастее, нарядили подобающе и всучили ему чёрный-пречёрный дипломат с красной полосой. Типа с докУментами важными. И посадили в уазик командирский. Выкатили разведосовский БРДМ – для изображения сопровождения и охраны.
Начиналось всё с того, что наша «диверсионная группа» обстреливает из засады «колонну противника», который начинает огрызаться длинными очередями из ПКТ и даже КПВТ. После чего из кустов выскакивает бравый разведчик с «Мухой» в руках и ловко подбивает броневик метким выстрелом. Затем, ясно дело - «с криком кия и ударом ноги», вытаскивается наш язык из уазика и тащится со чёрным своим чемоданом в кустики. Всё это действо сопровождается пальбой и дымовыми завесами. Занавес. Аплодисменты.
Однако никаких кустов на городской площади, где б могла укрыться засада и бравые гранатомётчики, не наблюдалось – кругом асфальт да зрители. 🤷 Посему поэтому соорудили разведосы из ёлок да палок быстропереносимые «укрытия» в виде деревянных ежей, с намотанными на них кусками масксетей – вполне себе пригодные «кустики» разных размеров, выставляемые на площади перед действом. Норм. 👍
Вторым проблемным вопросом при прогоне «спектакля» оказался выстрел из гранатомёта. Вернее, его отсутствие. Кто ж даст пальнуть из него на самом деле? А холостых выстрелов вроде как для него не предусмотрено.
И придумали мы использовать для обозначения оного выстрела обычный взрывпакет, коих было у нас навалом. Много шума и дыма – то, что надо. Взрывпакет тот привязывался полуметровой верёвкой к краю пустого корпуса от РПГ-18 (той-самой «Мухи»). Боец «в кустах» поджигал фитиль и закидывал взрывпакет в трубу, где она держалась на верёвке, примерно посередине. Затем выскакивал из-за укрытия, целился в БРДМ, после чего следовал вполне себе натуральный бабах.
На броневике же примотали дымшашку, электрозапал которой вывели проводами на тумблер приборной доски, и водитель его щелчком обозначал «подбитие». Всё вроде здорово но… никак не получалось, чтобы «выстрел» гранатомёта происходил когда надо – то он раньше бабахнет, когда боец ещё не прицелился, то позже, когда публика ждёт, а ничего не происходит.
Напрягши по такому поводу остатки серого вещества, и вспомнив детство хулиганское, рассказал я разведчикам как сделать, чтобы взрывпакет от кнопочки бабахал. Используя лампочку фонарную, да батарейку. И после недолгих тыканий паяльником, явили они на свет такую конструкцию: взрывпакет, с пристроенным к нему самодельным запалом, крепился внутри трубы гранатомёта (толи клеем, толи скотчем – не суть), провода от него шли наружу, к примотанному снаружи микрику (микровыключателю) и батарейке типа «Крона». Проведённые испытания показали работоспособность системы, после чего был собран второй экземпляр – уже на само выступление.
И вот, в назначенный день и час, в присутствии городской публики, из-за расставленных по асфальту «кустов» выскочил наш гранатомётчик. Встал на колено, прицелился и… на этом всё. Нет выстрела! А нет выстрела – нет «подбития», и «вражеская колонна» продолжает ехать. Уходит время, уходят под колёса оставшиеся метры городской площади – спектакль катится к позорному срыву!
Тут не растерялся ротный – метнул в броневик обычный взрывпакет, после чего водитель понял, что нефиг ждать гранатомётного выстрела и поджёг дымшашку. Нападение на колонну состоялось, и «язык» супостата был взят тёпленьким, под бурные овации городской общественности…
После показухи той перед штабом нашим производились разборки подведение итогов с разведчиками. Боец «гранатомётчик» махал своей трубой и доказывал всем, что «не сработало». Ну как обычно - все на эмоциях и всё такое. И взял я у него трубу, и замкнул контакт и… правда – не сработало. Однако, в ходе дальнейших разговоров, вновь я замкнул треклятый контакт, да придержал в таком положении.
И как оно бабахнет! 😳 Всеми неожиданно. Хорошо в трубу никто не заглядывал в это время! Из окошек штаба повысовывались любопытные, из дежурки выскочил на крыльцо дежурный – что за шум мол? Но всё обошлось, только ладошку себе отбил – даже сквозь трубу «мухи» взрывпакет шарахнул по ней не слабо так…
Как потом выяснилось, для первого самодельного запала была взята лампочка вольт на пять напряжения, и сработала она сразу. А вот для второго такой же не нашлось, и не сильно знакомые с законом Ома и прочей электротехникой разведчики, сунули туда аж двенадцативольтовку. И ей на разогрев, ясное дело, понадобилось несколько секунд времени. Потому от быстрого нажатия ничего и не было, ну а после продолжительного замыкания всё и сработало.
Такая вот история. И как говорится – всем дали по медали, а мне не дали… 😁
А происходило это в том самом пункте дислокации, где и известные уже старому моему читателю истории: