Найти тему

Гангстерский нуар «по-английски» – психо-криминальный триллер от Пола Макгигана

Оглавление
«За кого вы меня принимаете? За сволочь?»

(«Гангстер №1», 2000 г.)

Постер к фильму «Гангстер №1» (2000 г.)
Постер к фильму «Гангстер №1» (2000 г.)

Наименование фильма: «Гангстер №1» (Gangster No. 1)

Режиссер: Пол Макгиган (Paul McGuigan)
Композитор: Джон Дэнкуорт (John Dankworth)

В главных ролях: Малкольм Макдауэл (Malcolm McDowell), Дэвид Тьюлис (David Thewlis), Пол Беттани (Paul Bettany), Саффрон Берроуз (Saffron Burrows), Эдди Марсан (Eddie Marsan), Эндрю Линкольн (Andrew Lincoln), Кеннет Крэнэм (Kenneth Cranham), Джэми Формен (Jamie Foreman), Даг Аллен (Doug Allen), Разаак Адоти (Razaaq Adoti) и др.


Слоган фильма: «Неважно – кого ты знаешь, а то – кого ты убиваешь» (It's not who you know, it's who you kill)

Награды:

Европейская киноакадемия (2000 г.)

Номинация на «Открытие года (Пол Макгиган)»

Оригинальный англоязычный трейлер фильма «Гангстер №1» (2000 г.):

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Когда наступил долгожданный «двухтысячный миллениум» – многие, а может и все – ожидали «конца света»… но каждый представлял его себе по-своему: в зависимости от тех фильмов, которые он смотрел; какие песни слушал или – какие книги читал. Как это неудивительно, но вся энергия «нового» тысячелетия целиком и полностью ушла в медиапространство, в котором нам посчастливилось увидеть множество экспериментальных или – вовсе гениальных и по сей день кинокартин: «Гладиатор» (Gladiator) от Ридли Скотта (Ridley Scott), «Патриот» (The Patriot) от Роланда Эммериха (Roland Emmerich), «Угнать за 60 секунд» (Gone in Sixty Seconds) от Доминика Сена (Dominic Sena), «Американский психопат» (American Psycho) от Мэри Хэррон (Mary Harron) и многие другие – это была эпоха «масштабного» кино, «звездного» кино, «переродившегося» голливудского кино и не только «американского» – «английский» остров ничуть не отставал, а во многом – зародил свой стиль киноповествования. И вот, одним из таких примеров является криминальный триллер от Пола Макгигана (Paul McGuigan) – «Гангстер №1» (Gangster No. 1): о чем же этот фильм и почему он так удостоен зрительского внимания?

Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Сюжет повествует о безымянном криминальном авторитете, отпускающего за столом пошлые шуточки среди своих, некогда, – коллег по «азартному цеху». В процессе, между моментами в употреблении шампанского, потягивания сигары и мерзкого смеха пристарившихся преступных дружков – он неожиданно узнает о будущем выходе из тюрьмы некоего человека по имени Фредди Мейс, в свое время державшего в страхе целый квартал центрального Лондона. И тут начинается самое интересное – история становления и обезумевания главного персонажа:

Малкольм Макдауэлл в роли «гангстера №1» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Малкольм Макдауэлл в роли «гангстера №1» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

1968 год; молодой юноша с тяжелым взглядом и светлыми волосами играет в снукер; некий «толстый Чарли» проходит в зал и кидает ему визитку прямо на бильярдный столик – юноше предлагают работу, – на Фредди, на самого Фредди Мейса – что может быть лучше? Да все бы хорошо, но юноша или – «гангстер №55», – проявляет слишком уж большую инициативу, выполняя поручения Фредди – там перестарался, тут чересчур осмелел, а все потому, что «гангстер №55» хочет быть «номером один» – он жесток, расчетлив, лицемерен и хочет быть во всем похожим на Фредди Мейса – он влюблен в его образ.

Дэвид Тьюлис в роли Фредди Мейса из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Дэвид Тьюлис в роли Фредди Мейса из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Но всему приходит конец, когда Фредди встречает обычную девушку по имени Карен, поющую в ночном клубе – она становится знаком внимания Фредди – он влюбляется в нее: «любовь – что за мерзость, что за слабость, что за глупость...» – «гангстер №55» слишком проникся ненавистью и ревностью к тому, – кого почитал и на кого хотел быть похожим – как две капли воды; его безумие и тяга к мести ожидали своего момента, который все-таки настал – на Фредди и его девушку Карен было совершено покушение криминальной бандой под предводительством Ленни Тейлора, о котором заранее стало известно «гангстеру №55»: с особым наслаждением и умилением он наблюдал за тем, как Фредди избивали до полусмерти, всадив в него несколько пуль, а Карен перерезали горло.

Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Казалось бы: дело сделано – Фредди остался на заднем плане, но чтобы стать «номером один» – надо устранить еще и того, кого многие бояться и кто мешает «гениальному» плану «гангстера №55» – Ленни Тейлор – тот самый босс конкурирующей криминальной банды Лондона; и здесь все безумие и ощущение собственной «неуязвимости» «гангстера №55» вышли наружу – Ленни Тейлор был жестоко убит и изрублен на куски в собственном номере отеля, а Фредди Мейсу, (который все-таки выжил после нападения), – были предъявлены обвинения в особо жестоком убийстве босса конкурирующей криминальной банды – Ленни Тейлора, с последующим тюремным заключением, сроком на целых тридцать лет; осталось только до конца разобраться с конкурентами, что – уже «гангстер номер один» – начал предпринимать, опьянев от жажды власти и величия.

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Проходит тридцать лет – 1999 год – мир изменился: больше нет гангстеров, больше нет конкуренции, больше нет криминальной войны; остались лишь воспоминания в усыхающих от старости лысеющих преступных головах. Теперь уже «гангстер номер один» достиг всего того, чего так возжелал: власть, богатство, лидерство. Но тут на свободу выходит Фредди Мейс – его антагонист, его альтер-эго: он постарел; решил остепениться со своей возлюбленной Карен, (которая осталась жива после того – тридцатилетней давности – нападения); Фредди хочет провести старость в спокойствии и любви:

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
«– Я просто старый человек в дрянном костюме – и мне это нравится.»

(«Гангстер №1», 2000 г.)

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Безымянный «гангстер номер один» рассчитывал совсем на другой исход, предлагая Фредди: «кучу» денег, которыми он разжился за эти тридцать лет; квартиру, которую он забрал у Фредди – раздирающие «гангстера номер один» чувства зависти и ненависти пожирали его изнутри. Но он так и не понял, что все то, чего он достиг, чего добился за годы своей преступной деятельности, в итоге, – не имели никакой ценности – он по-прежнему остался такой же мразью, таким же психопатом, таким же убийцей, с приступом «звериной» зависти:

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
«– Я – номер один!»

(«Гангстер №1», 2000 г.)

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Операторские ходы Питера Сова удачно вписались в сюжет и игру актеров фильма: зрителю приходится стать самым что ни на есть участником происходящих на экране событий, наблюдая за действиями главного героя или видя весь окружающий мир глазами персонажей – от первого лица.

Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Пол Беттани в роли «гангстера №55» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Темные мрачные тона (черный, красный, радиактивно-зеленый), английская эстетика гангстерской моды и атмосфера шестидесятых годов придали кинокартине еще больше глубины и антуража.

Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Кадр из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Психоделически-инструментальный саундтрек фильма смог передать жажду насилия и хаотичности мыслей главного героя фильма – пред глазами зрителя предстает настоящий психопат, требующий безграничной власти и крови, способного перешагнуть через всех и вся, чтобы добиться поставленной цели – здесь стоит отметить великолепно сыгранную роль «гангстера №55» Полом Беттани: он смог одним лишь взглядом продемонстрировать все те изнуряющие его чувства и мерзость по отношению ко всему живому и человеческому.

Малкольм Макдауэлл в роли «гангстера №1» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Малкольм Макдауэлл в роли «гангстера №1» из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Экспериментальный подход к методам съемки, оригинально продуманный сценарий (Джонни Фергюсон, Луис Меллис, Дэвид Синто) и профессионально подобранный актерский состав – пошли кинокартине на пользу, оставив свой положительный след в мире английского и европейского кино.

Сцена из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)
Сцена из фильма «Гангстер №1» (2000 г.)

Вот такое вот КИНО.НО!

Подписывайтесь на канал КИНО.НО, ставьте лайки и оставляйте СВОИ комментарии.

Постер к фильму «Гангстер №1» (2000 г.)
Постер к фильму «Гангстер №1» (2000 г.)

А для ВСЕХ ТЕХ, кто ЛЮБИТ обсуждения, – МЫ подготовили специальный тематический опрос: