Найти в Дзене
Всё про арт-терапию

Справляйся с трудностями с помощью техники МАК! Практическое руководство для лучшего понимания себя!

Для практической части моей выпускной квалификационной работы необходимо было привести примеры практической реализации методик с метафорическими картами. Как известно, диапазон задач, решаемых в психологическом консультировании с использованием метафорических карт, очень широк.

Хочу поделиться с вами техникой с метафорическими картами, направленной

  • на понимание себя, осознание своих ролей и частей личности,
  • на поиск решений в трудных вымышленных ситуациях, на которые можно опираться в реальных жизненных ситуациях.

Алгоритм: клиент последовательно выбирает 5 карт из портретной колоды, которые вызвали наибольший отклик. Далее клиенту необходимо представить, что все выбранные персонажи попали случайно в результате крушения лайнера на необитаемый остров. Нужно описать выбранных персонажей, дать каждому имя, описать род деятельности, семейное положение, дать характеристику личности, куда летели, кто их ждет дома и так далее. Также нужно выбрать лидера, помощников, и подробно рассказать, кто чем будет заниматься на острове.

Колода Persona является, кстати, одной из классических колод в инструментарии психолога:

Колода МАК Persona немецкого издательства OH Verlag (Германия).
Колода МАК Persona немецкого издательства OH Verlag (Германия).

Ниже привожу карты героев, которые выбрал мой знакомый, мужчина, 40 лет.

Маргарита Гонсалес, средних лет, Мексика. Потомок вождей, гордится своими предками, жесткая, волевая, не боится конфликтов, говорит прямо то, что думает, работает визажистом в салоне красоты, возвращалась в Мексику. На острове именно она - открытый лидер.
Маргарита Гонсалес, средних лет, Мексика. Потомок вождей, гордится своими предками, жесткая, волевая, не боится конфликтов, говорит прямо то, что думает, работает визажистом в салоне красоты, возвращалась в Мексику. На острове именно она - открытый лидер.
Мей У из Китая, 50 лет. Хозяйственная, деспотичная женщина, жадная, малоприятная, чувствует себя нужной, домохозяйка, трое детей, муж. На нее можно положиться. Летела к родственникам. На острове – скрытый лидер, манипулирует, заняла место на кухне (готовит, т.к. можно всех отравить).
Мей У из Китая, 50 лет. Хозяйственная, деспотичная женщина, жадная, малоприятная, чувствует себя нужной, домохозяйка, трое детей, муж. На нее можно положиться. Летела к родственникам. На острове – скрытый лидер, манипулирует, заняла место на кухне (готовит, т.к. можно всех отравить).
Ким Чи (как капуста), 18 лет, Южная Корея, никогда не было парня, студентка, художница, неуверенная, летела с пересадкой в Париж – хотела полюбоваться Старой Европой и возможно, встретить мужа. На острове испытывает симпатии к Маргарите Гонсалес (лидеру), человек с «чистым сердцем», очень старается помочь, выбивается из сил, т.к. почти ничего не умеет, но старается. Мей У (с кухни) подвергает её критике, относится к ней, как к рабыне.
Ким Чи (как капуста), 18 лет, Южная Корея, никогда не было парня, студентка, художница, неуверенная, летела с пересадкой в Париж – хотела полюбоваться Старой Европой и возможно, встретить мужа. На острове испытывает симпатии к Маргарите Гонсалес (лидеру), человек с «чистым сердцем», очень старается помочь, выбивается из сил, т.к. почти ничего не умеет, но старается. Мей У (с кухни) подвергает её критике, относится к ней, как к рабыне.
Скользкий, ненадежный тип. Скрывает своё имя, здесь представился как Руперт, 45 лет. Много путешествует, безработный, но не чурается нарушить закон ради заработка, много знакомых по всему свету, семьи нет, летел продавать старые книги. На острове – беспечный и бесполезный. Завидует свободе и отваге, которые есть у Маргариты Гонсалес. Она - как напоминание о том, насколько он в плену у себя самого.
Скользкий, ненадежный тип. Скрывает своё имя, здесь представился как Руперт, 45 лет. Много путешествует, безработный, но не чурается нарушить закон ради заработка, много знакомых по всему свету, семьи нет, летел продавать старые книги. На острове – беспечный и бесполезный. Завидует свободе и отваге, которые есть у Маргариты Гонсалес. Она - как напоминание о том, насколько он в плену у себя самого.
Зухра Салимова, 18 лет, замужем, детей пока нет. Летела к родственникам. Скромная, ничем не интересуется, ограниченная, соответствует всем стереотипам о восточной женщине, смеренная, в полете молчала все время. На острове – бесполезная, занимается на кухне совсем простой работой.
Зухра Салимова, 18 лет, замужем, детей пока нет. Летела к родственникам. Скромная, ничем не интересуется, ограниченная, соответствует всем стереотипам о восточной женщине, смеренная, в полете молчала все время. На острове – бесполезная, занимается на кухне совсем простой работой.

Обратите внимание, что описывая героев, мужчина рассказывает про разные части себя самого, ведь именно он выбрал всех этих персонажей!

Для развёртывания сюжета я предложила вообразить нештатную ситуацию, например, смерть лидера. Теперь нужно придумать окончание истории. Выживут ли герои на острове?

Лидер Маргарита Гонсалес погибает, после её гибели Мей У становится открытым лидером, делает Руперта своим сексуальным партнером и помощником. А в конце все спаслись. Их спас проплывающий мимо острова корабль.

Что было бы, если бы он попал в аналогичную ситуацию?

Я бы сотрудничал бы со всеми.

На кого бы он хотел быть похожим/ непохожим?

На Маргариту Гонсалес (лидера группы), но в целом все персонажи мне мало симпатичны.

Эта техника позволяет клиенту посмотреть на себя со стороны и интегрировать все свои части воедино. Я не буду приводить выводы, которые сделал для себя клиент, но он определенно получил возможность через метафору оценить свои поведенческие стратегии. Также, находя решения в трудных вымышленных ситуациях, растёт уверенность, что и в реальности удастся справиться со всеми жизненными вызовами.

А каких героев выбрали бы Вы? Пишите в комментариях буквы и цифры выбранных персонажей, если готовы попробовать эту технику! 😉

Интересные статьи по теме: