Помните Амели с Монмартра, которая любила чайной ложкой пробить корочку на десерте? В 2001-м, когда вышел фильм, об эффекте АСМР ещё никто ничего не слышал. Но крем-брюле из «Амели» стал супер-популярным. О том, почему многим так нравится хруст ломающейся корочки, и почему на это так приятно смотреть, заговорили лишь спустя 9 лет.
Автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР) — странные, но приятные ощущения, «мурашки в голове», которые возникают в ответ на некоторые повседневные звуки. Шум дождя за окном, шелест книжных страниц, тихое урчание кошки — всё это будто обволакивает сознание, дарит чувство радости и эйфории.
В 2010-м на Ютубе начался бум видеороликов, на которых АСМР-блогеры намеренно воспроизводили шипящие, шуршащие и шелестящие звуки. Такой контент до сих пор в тренде и пользуется бешеной популярностью среди тех, кто хочет расслабиться и успокоить нервы.
Монотонный хруст, лёгкие постукивания по микрофону, щёлканье парикмахерскими ножницами — судя по миллионным просмотрам, всё это хорошо залетает публике. И конечно же, феномен АСМР никак не смог остаться без внимания маркетологов.
В 2019-м Coca-Cola Russia представила на своём канале в Ютуб три АСМР-ролика. Сейчас видео недоступны, но на момент публикации звон кубиков льда в бокале, шкворчащий аппетитный шашлык и запекающаяся пицца стали настоящей бомбой. Благодаря трендовому эффекту, реклама колы набрала от 1 млн до 6,2 млн просмотров, что стало рекордом для компании.
В разное время «вкусные» ролики снимали KFC, Dove, Lurpak, Schweppes, Herbalife. Шипение раскалённого масла на сковороде, звук отламывания шоколада, пересыпание круп и зёрен кофе ассоциируются с сытостью и вызывают чувство умиротворения.
АСМР используют не только для рекламы еды. В 2017-м видео с Ютуб-канала IKEA USA покорило сердца пользователей:
В марте этого года АСМР-реклама добралась до российского ТВ — новая соцсеть «ЯРУС» с экранов телевизоров призвала «побаловать свои глазные яблочки». Правда многие зрители не оценили странноватый текст и чересчур интимный шёпот.
Для рекламы автомобилей этот хитрый эффект тоже подходит — ролик с Bentley для автосалона JetCar этим летом взорвал сеть. Модель Анна Брулетова постукивает ногтями по решётке радиатора, шёпотом произносит название бренда, гладит кожаный руль — всё в лучших традициях АСМР.
Учёные пока не до конца разобрались, что есть АСМР и почему это так приятно. Некоторые считают, что феномен связан с эволюцией и размножением. Ввести особь в транс, чтобы расслабилась — на какие только уловки не пойдёт самец в желании оставить потомство.
Маркетологи тоже готовы на всё, ведь этот эффект — непаханое поле для креативных идей. АСМР-ролики ассоциируются с удовольствием, легко запоминаются и формируют доверие к бренду. И если это действительно работает, насколько важно, почему именно?