Я уже писал что алкоголь яд, здесь и здесь. Хотя у него есть и положительные эффекты. Не для здоровья конечно. Давайте рассмотрим еще один "положительный" феномен.
Возможна вам знакома концепция "пивных очков". Это стереотип о том, что люди становятся более привлекательными после выпивки. Пивные очки часто становятся темой сериалов и тв-шоу. Передача "Разрушители легенд" даже посвятила этому феномену целый фрагмент.
Давайте выясним. Пивные очки - реальный феномен? Или это мистификация?
В 2003 году группа британских психологов опубликовала исследование в научном журнале "Addiction". Они привели 80 гетеросексуальных студентов колледжа в бар и попросили их посмотреть и оценить привлекательность фотографий мужчин и женщин.
Конечно же, участники, как мужчины, так и женщины, употреблявшие алкоголь, были более щедры в своих оценках. Мужчины, которые пили, с большей вероятностью утверждали, что женщины на фотографиях привлекательны, а женщины, которые пили, чаще говорили о привлекательности мужчин на фотографиях. Интересно что рейтинги привлекательности не увеличивались, когда нетрезвые мужчины и женщины оценивали фотографии людей своего пола.
Оказалось, что употребления алкоголя может изменить привлекательность потенциальных романтических партнеров — другими словами, пивные очки - это не совсем миф.
Хотя это исследование было первым, доказавшим существование пивных очков, вряд ли оно единственное. Вот несколько других примеров исследований, изучающих влияние алкоголя на наше восприятие:
В 2014 году исследование, опубликованное в журнале "Алкоголь и алкоголизм", показало, что пивные очки могут влиять на восприятие привлекательности как живых, так и неодушевленных предметов. Исследователи случайным образом распределили 103 мужчин и женщин пить алкогольные или безалкогольные напитки. Затем каждой группе были показаны изображения людей и пейзажей. Алкоголь "сработал" в обоих вариантах. Т.е. люди и пейзажи были более привлекательны для тех, кто употребил алкоголь.
Исследование 2012 года, опубликованное в журнале "Наркотическая и алкогольная зависимость", показало, что курение может усилить эффект пивных очков. Исследователи из Университета Бристоля изучили 96 пьющих людей, которые также курили. В ходе исследования участники курили либо никотиновую, либо безникотиновую сигарету и употребляли алкогольные или безалкогольные напитки. В итоге курение обычных сигарет и употребление алкоголя усилило уже знакомый нам "эффект".
В 2013 году группа французских исследователей обнаружила, что чем больше алкогольных напитков употребляют люди, тем более привлекательными они считают себя. Это исследование с забавным названием “Красота в глазах пьющего” было опубликовано в British Journal of Psychology. После выпивки каждый участник произнес речь, и ему было поручено оценить, насколько привлекательными они были. Участники, которые пили, дали себе значительно более высокие оценки, чем люди, которые воздержались от выпивки.
В 2015 году исследование, опубликованное в журнале "Алкоголь и алкоголизм", показало, что для трезвых людей, люди употребившие небольшую дозу алкоголя, выглядели более привлекательными, чем трезвые. В этом эксперименте исследователи показывали трезвым участникам фотографии одного и того же человека как трезвым, так и после употребления разного количества алкоголя. Участники сообщали, что лица людей, употребивших небольшую дозу алкоголя, были более привлекательными, чем трезвые лица. Что касается очень пьяных людей - тут оценки были довольно низкими.
В 2008 году исследователи из Пенсильванского государственного университета обнаружили, что эффект "пивных очков" распространяется не только на людей. Исследование, опубликованное в PLOS One, показало, что самцы плодовых мушек, которые подвергались воздействию алкоголя, были менее разборчивы, когда дело доходило до поиска пары. В частности, они были более "прямолинейны” с самками и даже пытались спариваться с другими самцами (какой кошмар).
Что такого есть в алкоголе, что делает нас более склонными к романтике?
Возможно, это связано со снижением социальных запретов. Ученые обнаружили, что выпивше люди, с большей вероятностью идут на контакт. При снижении социальных запретов легче почувствовать себя немного увереннее и “сделать первый шаг”.
Возможно что алкоголь ухудшает нашу способность распознавать симметрию, важный компонент привлекательности. Люди, употребившие алкоголь, менее способны распознавать асимметричные формы. Таким образом, с алкоголем внутри, мы менее склонны замечать кривой нос или неровную улыбку любимого человека.
Употребление алкоголя активизирует систему вознаграждения нашего мозга. Алкоголь заставляет мозг вырабатывать эндорфин и дофамин. Это химические вещества, которые взаимодействуют с механизмом вознаграждения, подпитывая наше стремление к приятным занятиям. Употребление алкоголя повышает нашу склонность к этим приятным занятиям, даже если это означает снижение наших моральных и этических стандартов.
"Пивные очки" также оказывают психологическое воздействие. В современной культуре выпить бокал вина с любимым человеком - не редкость, равно как и выпить бокал шампанского перед новогодним застольем. Даже с растущей популярностью онлайн-знакомств бары по-прежнему остаются местами, где люди ищут потенциальных партнеров. Поскольку алкоголь ассоциируется у нас с романтикой, мы с большей вероятностью почувствуем себя романтичными - и будем воспринимать других как романтиков — после пары бокалов.
Независимо от причин, пивные очки это реальный феномен. (Кстати, "Разрушители легенд" пришли к выводу, что миф о пивных очках "правдоподобен“.
Если вам нужна помощь психолога - записывайтесь ко мне на консультацию.
Статьи, заметки и кейсы без цензуры Вконтакте
Слушайте бесплатный Подкаст Простая психология
Вам также будет интересно: