Нельзя писать о цветах и не написать о фиолетовом! Помните, какой Кити Щербацкая мечтала увидеть Анну Каренину? "– Я вас воображаю на бале в лиловом. – Отчего же непременно в лиловом? – улыбаясь, спросила Анна".
Лиловый, сиреневый, фиалковый, аметистовый, баклажанный, сливовый – оттенков у фиолетового, как, впрочем, и у любого цвета, огромное множество. И не меньше ассоциаций, с ним связанных – цвет величественный, благородный, царственный, элегантный, загадочный, магический, глубокий. Цвет мудрости, творчества, святости, печали, покаяния, таинств... Можно долго продолжать – фиолетовый цвет в истории оброс смыслами и эпитетами, как дно корабля ракушками.
Фиолетовый носят издавна, но цвет этот, как и королевский пурпур, имел особое значение. Фиолетовые облачения епископов, фиолетовое покрывало на алтаре во время Страстной недели... Он был, помимо прочего, и траурным цветом. В викторианской Англии главным цветом траура был, безусловно, чёрный, но во время так называемого полу-траура носили и чёрный, и разные оттенки серого и фиолетового, включая сиреневый, фиалковый, гелиотроповый. В конце же траура (или же если траур был по дальнему родственнику), фиолетовыми были только отдельные детали туалета – пояса, отделка, розетки и банты.
Вот портрет молодой графини - чёрный чепец на голове и фиолетовая отделка светлого платья, быть может, свидетельствуют именно о том, что прелестная молодая женщина носила по кому-то траур.
Но "фиолетовый", тем не менее, вовсе не всегда означало "траурный".
Фиолетовый цвет, конечно же, носили не только реальные дамы, но и литературные героини. Что стоит у нас в эпиграфе? Да, "Кити видела каждый день Анну, была влюблена в нее и представляла себе ее непременно в лиловом". Анна явилась на бал в чёрном платье, но лилового цвета в романе "Анна Каренина" и без того достаточно. Лиловые ленты украшают наколку матери Кити, княгини Щербацкой, и чепец акушерки; тёмно-лиловое платье носит Кити в первые месяцы своего замужества; на мгновение появляющиеся персонажи блестят "лиловым атласом платья", показываются "в лиловом вуале", надевают лиловую шляпку. "Что же это Мари в лиловом, точно черное, на свадьбу? – говорила Корсунская. – С ее светом лица одно спасенье... – отвечала Друбецкая".
Суконное лиловое платье с отделкой из чёрного бархата носит директриса приюта, в который отдают Джейн Эйр, а когда она собирается выйти замуж за мистера Рочестера, тот останавливает свой выбор "на роскошном шелке аметистового цвета", и Джейн едва удаётся отговорить его от покупки – она предпочитает более скромные цвета. А одна из героинь романа Элизабет Гаскелл "Крэнфорд", милая старушка, мечтая о новом головном уборе, вздыхает о том, что "лиловый цвет, конечно, гораздо практичнее цвета морской волны".
Фиолетовые оттенки предпочитают и Форсайты из знаменитой саги, во всяком случае, для строгих нарядов: "В этот вечер она выглядела торжественно и пышно в черном бомбазиновом платье со скромной треугольной вставкой сиреневого цвета и бархаткой, повязанной вокруг тощей шеи; черное и сиреневое считалось чуть ли не у всех Форсайтов самыми строгими тонами для вечерних туалетов".
Но фиолетовый может быть и не строгим, а нежным, подходящим для девочки-подростка, как в одном из романов Теодора Драйзера: "На Hope было еще сравнительно короткое, едва закрывавшее щиколотки воздушное платье из белого шелка с бледно-сиреневым узором и крохотными, сиреневыми же, бантиками на кружевных воланах кринолина. Широкая лиловая лента стягивала ее талию, волосы были схвачены таким же бантом". Бледно-сиреневое платье есть и шестнадцатилетней Скарлетт О'Хара – в самом начале романа "Унесённые ветром".
Помните рассказ О'Генри о девушке, которая мечтала о новом, непременно пурпурном платье ко Дню благодарения? Юная продавщица мечтала, появившись в нём на празднике, покорить управляющего магазином, что, в конце концов, ей и удалось. Но какого же цвета было платье Мэйды? Да, "пурпурное", но...
Слово "purple" в английском языке давно уже имеет самое широкое значение, и теперь означает уже не столько "пурпурный", императорский пурпурный, смесь красного и фиолетового, а фиолетовый, лиловый. В начале рассказа говорится: "Повсюду любители повеселиться стараются довести цвет своих носов до этого чудного оттенка, который получается, если подмешать в красную краску синей. Говорят, что принцы рождены для пурпура; и, конечно, это именно так и есть, потому что при коликах в животе лица у наследных принцев наливаются царственным пурпуром точно так же, как и курносые физиономии наследников дровосека. Все женщины любят этот цвет — когда он в моде".
Но кто знает, какой именно оттенок имел в виду О'Генри. Может быть, тот самый, императорский – в 1856 году был открыт (как это зачастую бывает, случайно) первый синтетический краситель "мовеин", так что теперь пурпур могла носить и бедная девушка вроде Мэйды. А, может, пурпурное платье было на самом деле, скорее, фиолетовым...
Пожалуй, именно в это время фиолетовый в моде царил так же, как и сейчас. В августе 1859 года журнал "Панч" даже ядовито описал "лиловую корь", характерными признаками которых были фиолетовые ленточки, и которая могла закончиться тем, что человек будет в фиолетовом весь, с головы до ног. Лиловые оттенки, изысканные, томные, любили и в эпоху модерна. Не забыли их потом.
Говорят, фиолетовый идёт фактически всем. И лукавят. Конечно, идёт! Если только правильно подобрать свой оттенок. Он бывает таким разным, тёплым и холодным, ближе к синему или красному. И носить его можно с серым, золотистым, бирюзовым или зелёным, кремовым, оливковым...
Для тех, кто понимает в этом толк,
Прекраснейшая вещь – лиловый шелк!
Красива молодая чаровница.
Одень ее в лиловый шелк – царица!
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)