Для укрепления дисциплины Троцким были образованы заградительные и карательные отряды, которые действовали методом террора. Применялось, в частности, варварcкое древнеримское изобретение, так называемая «децимация» - за отступление во время боя после него из строя выхватывался и расстреливался каждый десятый красноармеец.
Создав огромный численный перевес, красным войскам удалось вытеснить деникинцев на Юг России – к Новороссийску. Огромную роль в успешных действиях Красной Армии сыграло привлечение в Красную Армию (под страхом смерти близких) бывших царских офицеров.
Несмотря на первоначальные успехи, в конце 1919 года колчаковские войска в Сибири потерпели поражение. Бывшие союзники – французы - беспардонно выдали Верховного правителя Александра Колчака большевикам. По постановлению Иркутского военно-революционного комитета большевиков адмирал Колчак был расстрелян без суда в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года.
В начале апреля 1920 года генерал Деникин передал командование Белой армией генерал – лейтенанту барону Петру Николаевичу Врангелю, который был вынужден эвакуировать войска из Новороссийска в Крым. Но, собравшись с силами, в ноябре 1920 года, Красная Армия заняла Крым, безжалостно расправившись с его защитниками. Перед этим на 130 судах армия Врангеля и множество гражданских лиц покинули Родину – всего 150 тысяч русских людей.
Но Гражданская война не закончилась - она продолжалась на Дальнем Востоке. В июле 1922 года на Приамурском Земском Соборе Правителем края был избран генерал – лейтенант Михаил Константинович Дитерихс, который переименовал белые войска в Земскую Рать. Но власть его была недолгой - под натиском красных частей остатки белогвардейских войск (около 20 тысяч человек) в начале ноября 1922 г. эвакуировались в Китай.
Так закончилась Гражданская война, в которой Белое движение потерпело сокрушительное поражение. Историки и очевидцы тех событий напишут сотни трудов, анализируя причины поражения Белых армий. Среди них будут несогласованность во времени и пространстве армий Деникина, Колчака и Юденича, отсутствие ясной и понятной народу идеологии, а также отсутствие должной дисциплины в белом воинстве, особенно в колчаковский армии.
Как известно, главным фактором победы является боевой дух войск, а он был выше у красных, чему способствовала широкомасштабная и агрессивная пропаганда с использованием огромного количества листовок, плакатов и брошюр. По подвластной большевикам территории в 1918 – 1920 г.г. курсировали агитпоезда, беспрерывно перемещаясь на которых, партийные агитаторы проводили многочисленные митинги, раздавали населению листовки, расклеивали плакаты с карикатурами на «буржуев».
Большую роль в коммунистической пропаганде играли советские праздники - День солидарности всех трудящихся 1 – го мая и День Октябрьской революции 7 ноября, которые отмечались праздничными демонстрациями с многочисленными красными флагами, плакатами и транспарантами на политические темы. Неявка на демонстрации считалась проявлением враждебности коммунистическому режиму.
Многочисленные комиссары (часто картавые) вечерами после боев, у костров, часами разглагольствовали, расписывая молодым красноармейцам (в основном, бывшим крестьянам) «светлое будущее без помещиков и капиталистов», о котором они сами не имели никакого представления. По сути, это был глобальный обман бойцов, но поймут это красноармейцы только через несколько лет, вернувшись к мирной жизни и попав под каток коллективизации и раскулачивания.
Образцом большевистской лжи является залихватская песня – агитка, залихватски исполняемая красными колоннами на марше: «Белая армии чёрный барон, снова готовит нам царский трон». Но Врангель никогда не помышлял о возврате Самодержавия и был сторонником скорее либерально – демократического направления в политике.
Белые также не помышляли и том, чтобы прибегать ко лжи. Они не имели ни тысяч агитаторов, ни опыта агитации, ни желания вести пропаганду, которая заведомо проигрывала еще и потому, что руководители Белого движения выдвинули лозунг «непредрешенчества», следуя которому форма власти должна была быть определена после победы Учредительным собранием. Рядовым бойцам Добровольческих армий – тоже рабочим и крестьянам, зачастую неграмотным, это лозунг был абсолютно непонятен.
До сих пор в современном российском обществе по поводу гражданской войны с советских времен бытует множество стереотипов. Так, например, считается, что в гражданской войне участвовало большинство населения. На самом деле, в гражданской войне участвовало 3-4% населения. Основная масса российского населения в гражданской войне занимала выжидательную позицию.
Еще многие думают, что если свергли царя, то война была между царскими войсками с одной стороны и рабочими и крестьянами - с другой стороны. На самом деле вожди белого движения прекрасно понимали, что возврата к прошлому быть не может. В своих «Очерках русской смуты» А.И. Деникин определенно сказал: «Ни на какую авантюру я с Романовыми не пойду». Доходило до того, что офицерам – монархистам, не скрывавшим своих убеждений, отказывали в поступлении в Белую армию.
Один из самых видных генералов Белой армии – Слащёв – Крымский - писал впоследствии, что по политическим убеждениям Белая армия выглядела как «мешанина кадетствующих и октябрьствующих верхов и меньшевистско – эсерствующих низов».
Монархическую идею в ходе гражданской войны не поддерживали и бывшие союзники – страны Антанты. Восстановление монархии в России означало бы её безмерное укрепление, а странам Западной Европы сильная Россия была не нужна.
Но белые вожди, упоенные масонскими лозунгами демократии и свободы, монархическую идею отвергли, хотя ее потенциал был огромным. Это прекрасно понимал Лев Троцкий, который писал впоследствии – если бы белые выдвинули лозунг «мужицкого царя», то большевики у власти бы не удержались.
До сих пор многие русские люди убеждены в том, что в гражданской войне одна сторона воевала за «светлое будущее», а вторая – за «помещиков и капиталистов». Этот стереотип советских времен бытует и поныне. На самом деле, крупных промышленников и их сыновей в Белом движении было немного.
Видный деятель Белого движения генерал – майор Туркул писал:
- Бедняки – офицеры, романтические щтабс -капитаны, поручики и эти мальчишки – добровольцы, хотел бы я знать, каких таких «помещиков и фабрикантов» они защищали Россию, свободного человека в России и человеческое будущее в России.
Основой белого движения было офицерство, которое считало большевиков погубителями Родины и германскими агентами. Много было молодежи – интеллигентов, студентов, гимназистов. История разоблачило ложь большевиков о том, что Гражданская война – это война «рабочих и крестьян против помещиков и капиталистов» - далеко не все рабочие и крестьяне были оболванены красной пропагандой. Так, дивизия, сформированная из ижевских и воткинских рабочих, стала самым боеспособным подразделением колчаковской армии, которая сражалась до последнего бойца в ожесточенных боях с красными полчищами, и прикрывала отход Белой армии за границу на Дальнем Востоке.
Тем не менее, лозунг «непредрешенчества» и непонимание запросов народа и привело Белое движение к поражению. Тем более что большевики выкинули лозунги, которые были близки народу («Земля - крестьянам, фабрики – рабочим») и беззастенчиво пообещали светлое будущее. Другое дело, что ничего из своих обещаний они не выполнили, но народ это понял только гораздо позже, а пока красным демагогам обмануть крестьян и рабочих вполне удалось.
Не нравилось крестьянам и то, что после прихода белых иногда начинались наказания крестьян, виновных в захвате помещичьих земель и разграблении усадьб. Землю у них отбирали и мужиков даже пороли, хотя Главнокомандующий ВСЮР генерал Деникин своим приказом категорически запретил подобные эксцессы.
Но есть ещё одна причина поражения белых армий, скорее нравственная. Дело в том, что белые вели себя в этой войне относительно честно, стараясь не допускать самосудных расправ и мародерства. Конечно, такие случаи бывали – война есть война, но, по крайней мере, приказы военного руководства не только этого не предписывали, но строго запрещали. В деникинской армии расстрелы пленных без суда и следствия были единичными случаями, обычно в горячке после боя и в качестве мести белых солдат и офицеров за гибель родных от рук красных.
Иная картина была в красных войсках - без суда расстреливались не только белые солдаты и офицеры, но и собственные красноармейцы, за проявленную, например, трусость в бою. В этом смысле можно сравнить Гражданскую войну с боксерским поединком и провести такую аналогию: один боксер (белые) бьется, строго соблюдая правила, в перчатках; второй (красные) держит в руках огромную дубину, размахивая которой, крушит противника. Нетрудно предугадать, кто победит в таком «поединке». Об этом говорят сейчас многие публицисты и писатели, в том числе, например, Александр Самоваров. На его взгляд, именно нравственная сторона войны была главной, и сказал он об этом более чем красноречиво:
- Белых воспринимали как борцов против революции. А большевики в глазах общественности (на тот момент) пусть и узурпаторы власти, но революционеры. Но проиграли белые не поэтому. Повторим, белые были людьми, а красные – нелюдями. Белые пытались делать то же, что и красные, т. е. массово убивать, но сломались, ибо были воины, а не убийцы.
О жестокости и бесчеловечности красных свидетельствуют многочисленные факты издевательств над пленными белыми офицерами – им вбивали гвозди в плечи по числу звезд на погонах, вырезали на груди георгиевские кресты, отрезали половые органы и впихивали в рот жертв.
В последнее время много говорится и пишется о том, что времена тогда были страшные сами по себе, и жестокость проявлялась с обеих сторон. Белые, мол, тоже красных не жалели. Здесь нужно уяснить главное. Большевики руководствовались идеей классовой борьбы и ставили своей целью физическое уничтожение целого общественного слоя - «буржуазии». Истребить буржуазию можно было – ее прослойка была немногочисленной, но вот ей самой уничтожать «рабочих и крестьян» не было никакого резона: «трудно представить себе фабриканта, мечтающего перебить своих рабочих».
И потому размах красного террора был несопоставим с масштабами белого. Так, за весь 1918 год правительство Комуча казнило тысячу большевиков, за два года в Крыму было казнено 281 человека. От красного же террора погибли сотни тысяч.
Была еще одна причина поражения белых, о которой говорили почти все участники движения: героизм и самопожертвование на фронтах сочетались со своекорыстием, алчностью и разгильдяйством тыла. Одни проливали кровь на фронте, другие обогащались и прожигали жизнь, скрываясь от призыва. Генерал Деникин приводит слова одного из видных генералов ВСЮР: «Дело не в правой или левой политике, а в том, что мы совершенно не справились с тылом».
В тылу процветали спекуляция военным имуществом, дефицитными материалами. На счетах тыловых дельцов в европейских банках копились миллионы в валюте, а белым офицерам не выплачивали месяцами денежное довольствие, не хватало продовольствия и обмундирования. За взятки многие из высших слоев освобождались от призыва в армию и избегали наказания за дезертирство.
Все чаще стали происходить случаи грабежей мирного населения. Командование Белой армии пыталось с этим бороться и довольно жесткими методами, но получалось не всегда.
Желание союзников продолжать помощь Белому движению угасало, да и многие честные офицеры, видя эти безобразия, покидали его ряды.
Белые проигрывали красным не только в военном отношении, но и в экономическом. Так, все три российских оружейных завода – Ижевский, Сестрорецкий и Тульский - находились на контролируемой большевиками территории. В Сибири, занятой колчаковскими войсками, находилось только 10% всех российских фабрик и заводов.
Результаты Гражданской войны были поистине страшными, апокалиптическими - к 1921 году страна буквально лежала в руинах, значительно сократившись в размерах. От бывшей Российской империи были отторгнуты территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Украины, Белоруссии, Карской области (в Армении) и Бессарабии.
Во время военных действий особенно пострадали промышленные регионы: Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь. Большинство шахт и рудников были разрушены. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы и фабрики.
В 1920 году промышленное производство на территории, равной той, какую в 1920 году контролировали большевики, составило 13, 2 % от уровня 1913 года. Сельскохозяйственное производство сократилось на 40%. Ущерб хозяйству России составил около 50 млрд. золотых рублей.
За годы Гражданской войны вспыхнули эпидемии - болезнями переболело 20 – 25 млн. человек. Самой массовой болезнью, унесшей миллионы жизней, был сыпной тиф. В 1918 году в Европе разразилась пандемия гриппа «испанка», унесшая около 3 млн. человек, из которых примерно четверть пришлась на Россию.
Особенно сильно пострадали от болезней и эпидемий крупные города. Так, численность Петрограда сократилась в три с лишним раза. Численность населения Москвы упала за 1917 – 1920 годы на 40 %; смертность в ней увеличилась в два раза. Сокращение численности населения в крупных городах было вызвано не только смертностью от болезней; большое значение имели массовый террор, мобилизация в армию, а так же бегство в сельскую местность от голода.
В результате беззаконных расправ, голода, холода, эпидемий были уничтожены лучшие представители интеллигенции, золотой фонд нации. Оставшиеся в живых представители интеллигенции были вынуждены бежать за границу. Всего эмигрировало из страны до 2 млн. человек. Резко увеличилось число беспризорных детей. По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн. беспризорников, по другим — в 1922 году было 7 млн. беспризорников.
Сломав прежний аппарат государственного управления, в том числе налоговый, большевики лишили свое государство поступления средств. Единственным источником их поступления стал печатный станок – только за 1918 год объем денег в обращении увеличился в три раза, а потом неоднократно рос. В стране господствовала гиперинфляция – в 1921 году 50 тысяч рублей равнялись …одной довоенной копейке! Курс рубля к началу 1920 года по сравнению с 1913 годом упал в 16 800 раз, то есть вообще перестал что - либо стоить.
Для исправления ситуации Ленин поддержал предложение Троцкого о милитаризации экономики, которая начала претворяться в жизнь с января 1921 года. Рабочие стали считаться «бойцами трудового фронта», их было мобилизовано более 1 млн. 600 тыс. человек. Дезертиры трудового фронта наказывались так же, как и дезертиры боевого – расстрелом. Люди работали только за еду, находясь на казарменном положении.
Кроме того, с 1920 года по почину Троцкого была введена система трудовых субботников и воскресников, когда рабочих и служащих заставляли безвозмездно работать по выходным дням по 12 - 16 часов. Эта система просуществовала вплоть до падения коммунистической власти в 1991 году.
Большевистский режим растратил национальное достояние, накопленное поколениями русских людей. В процессе бесконечных конфискаций большевистские комиссары отбирали все обнаруженные в результате обысков драгоценности. Причем от беззаконных действий новых властей страдали не только состоятельные люди («буржуазия»), но и простые люди, имевшие какие – либо накопления. Общую сумму ценностей (денег, золота и драгоценных камней), отобранных у населения в 1917 – 1920 годах Олег Платонов определяет в размере 3 млрд. рублей.
Как признавался впоследствии Троцкий, «мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых». С момента захвата власти в 1917 году по 1922 год большевистские властители только из бывшей царской казны (составлявшей 1295, 6 млн. рублей) на «нужды революции» растратили 812 232 600 золотых рублей.
В 1920 году разгорелась советско – польская война. Освободив от польских войск Киев и оттеснив поляков на границу страны, красный командарм Тухачевский (естественно, с ведома Ленина) начал наступление на Варшаву. Эта большевистская авантюра дорого обошлась России. Против «освобождения» восстала вся Польша - от мала до велика - и «красный Бонапарт» был наголову разгромлен. В памяти поляков это сражение осталось как «чудо на Висле». Потери Красной армии были огромны - только в плену оказались не менее 60 тысяч красноармейцев, более 25 тысяч погибло.
Вскоре был подписан унизительный Рижский договор, по которому Польше отходили исконно русские территории – Западная Украина и Западная Белоруссия. (Их получится вернуть только в 1939 году). Кроме того, РСФСР обязывалась уплатить Польше в течение года 30 миллионов золотых рублей и передать ей имущества на 18 миллионов золотых рублей. Варшава забрала оборудование 28 заводов, 300 паровозов, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов.
Таким образом, к 1922 году все основные богатства Российской империи были растрачены почти полностью.
Была парализована финансовая система, разорваны экономические связи. Смертность в стране в три – четыре раза превышала рождаемость. Многие предприятия остановились, часть рабочих бежала в деревню, спасаясь от голода. Мобилизация рабочих в «трудовые армии» не помогла – экономическая ситуация продолжала ухудшаться.
Гражданская война и разруха, ею вызванная, привели к невиданным, катастрофическим потерям. По советским данным Лига наций определила «дефицит населения России» из – за событий 1914 – 1922 гг. в 26 млн. человек. За вычетом неродившихся детей (10 млн.), погибших в Первой мировой войне (2,3 млн.), белых эмигрантов (1,2 млн.), погибших и эмигрировавших после восстаний в Средней Азии (0,5 млн.), получаем цифру погибших в 1918 - 1922 гг. в 12 млн. человек.
Такое чудовищное количество человеческих жертв, в основном, русских людей, принесли своему адскому покровителю большевистские бесы. Но и это был еще не конец - бедствия русского народа не закончились. Русский Апокалипсис только разгорался...