("Неизвестный", Unknown, 2011, США)
Это мебельных дел мастер Гамбс считал своим долгом зашивать в каждый первый экземпляр новой партии своего товара памятную табличку. А вот режиссёр Жауме Кольет-Серра и Лиам Нисон, запустив однажды партию своих триллеров, отчего-то к "Неизвестному" никакой таблички не прикрутили.
А напрасно. Ибо из всех боевиков/триллеров 2010-х с Лиамом Нисоном это "полукресло" по праву считается одним из самых удачных.
Конечно, при первой встрече Кольета-Серра с Нисоном, взлетевшим после "Заложницы" на новый пик звездности, Жауме был уже не новичок в остросюжетном кино. И на тот момент в его режиссерском досье фигурировали две далеко не копеечные и заметные работы: ужастик "Дом восковых фигур" и первая часть триллер-дилогии "Дитя тьмы" (вторая часть вышла в прошлом году, но снимал ее не Жауме). Однако, закорешившись с Лиамом Бернардычем, этот шустрый каталонец решил завязать с ужасами и переключился на экшен-триллеры. И так он на них за 10 лет разогнался, что в конце концов взмыл аж в высшую лигу Голливуда: "Круиз по джунглям", "Черный Адам".
Впрочем, несмотря на то, что снят "Неизвестный" за скромные 30 млн. $ и в евроантураже эконом-класса, - в Берлине, - выглядит картина не менее достойно, чем сравнимая с ней по бюджету "Заложница". И явно лучше недавних "Заложников" с Нисоном, вновь катающимся там на "мерсе" по берлинским улицам. А вдобавок Жауме порадует нас кое-какими местными достопримечательностями, что станут фоном для трюков и прочего экшена. А если какая-то "часовня" при этом и будет развалена, то, разумеется, не всерьез, а понарошку, в виде цифровой графики.
Хоррор в "Неизвестном" уготован не зрителям, а главному герою, доктору-биологу Харрису (Нисон). Который вместе с женой Лиз (Дженьюари Джонс), тихо-мирно, никого не трогая, прилетел в Берлин на модную научную тусовку. Однако при вселении в гостиницу он вдруг обнаружил, что привез из аэропорта не весь багаж, похоже, забыв там свой портфель.
Что ж, пришлось снова ловить такси и ехать обратно. Разве только поторапливание Харрисом "извозчицы"-иммигрантки Джины (Дайан Крюгер) закончилось для обоих не в аэропорту, а... в реке Шпрее. Куда такси плюхнулось с моста, угодив в ДТП, в чём, правда, Джина была не виновата. Просто так совпало, что с едущего впереди грузовика упал тяжелый груз... ну и дальше пошло-поехало, ведь кувыркающийся по проезжей части холодильник ПДД обычно не соблюдает.
Вода в Шпрее была холодной, но Харрис этого всё равно не почувствовал, поскольку долбанулся башкой о стекло и впал в кому. После чего так же, в коме, был готов предстать перед фройляйн русалками, кабы не вмешательство Джины. Она своего ненаглядного пассажира спасла и до берега вплавь дотащила. Только полицию дожидаться не стала и сбежала, потому что у нее, иммигрантки, каких-то там "доку́ментов" не было.
Ну а Харрис уехал в больничку, где провалялся в блаженной отключке целых четыре дня. После чего, бодрым и отдохнувшим, вышел из комы и отправился назад в отель. Затем, чтобы порадовать этим радостным фактом женушку, которая по неясной причине отсутствовала возле его больничной койки.
Почему Лиз вдруг забила на свои морально-супружеские обязанности, выяснилось тотчас по прибытию в отель. Где она родного мужа... в упор не опознала! Типа вы кто такой, я вас не знаю, идите... пожалуйста, сношать мозг другим блондинкам.
Хуже того, рядом с Лиз ошивался какой-то незнакомый мужик, утверждающий, что это он - ее муж доктор Харрис! А помятый и весь в лейкопластыре, реальный Харрис, видимо, какой-то псих, сбежавший от санитаров. Даром что он был вовсе не псих, и из больницы полчаса назад выписался чин по чину. То есть вышел через парадный вход со справкой, а не выпрыгнул из окна в одной пижаме и тапочках.
Вот тебе и сходил на четыре дня в кому без спросу!
Короче, полный отрыв башки!
Но поскольку головы у докторов-биологов так легко не отрываются, Харрис чуть-чуть успокоился, включил режим дедукции и отправился по своим недавним берлинским следам. Выяснять, как же так он, вовсе не амеба, втайне от самого себя сумел размножиться путём митоза, то бишь делением! Причем тот Харрис-2 в отеле был на него даже не похож!
И, конечно, вскоре Харрис-неповторимый оригинал снова встретится с Джиной. И она опять не откажется помочь ему в беде, пускай теперь это стало для них обоих гораздо опаснее, чем их первая каскадерская поездка на такси...
***
В общем, оглядываясь назад, волей-неволей отмечаешь, что лучше бы Жауме Кольет-Серра и дальше снимал подобные недорогие, но симпатичные триллеры. И хоть не каждый из них выходил удачным, зато во всех них было что-то такое, от живого остросюжетного кино старой школы. Тогда как теперь, работая на Disney и DC Comics, Жауме стал заурядным сборщиком их конвейерной продукции. Да вдобавок не самым успешным, судя по хиленьким кассовым сборам его "блокбастеров".
Как бы то ни было, но поблагодарить их с Лиамом Нисоном за всё их совместное творчество 2010-х непременно стоит. А за "Незнакомца" - в отдельности, потому что он в этой обойме фильмов, несомненно, лучший.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):