Найти тему

Главная проблема при возрождении РККА во время войны

Я хочу снова вернуться к интересной теме о том, как в ходе Великой Отечественной войны удалось возродить практически уничтоженную Красную Армию. Ситуацию иначе, кроме как уникальной не назвать, аналогов ей в истории я не нахожу.

В 1941 году была уничтожена практически вся кадровая армия, сосредоточенная у западных границ, затем, следующим этапом (в первую очередь в Смоленском сражении), были уничтожены войска, которые не успели выйти к границе и составили второй эшелон. И, наконец, уже в ходе наступления на Москву были уничтожены все те дивизии, которые быстро удалось сформировать. То есть фактически уже к ноябрю, РККА потеряла больше, чем в ней было до войны.

И к этому надо добавить, что предвоенными планами не было предусмотрено формирование новых дивизий совсем. Не было для них кадров, не было запасов вооружения, снаряжения и всего прочего. Однако формирование новых дивизий шло сразу десятками. И я уже писал о том, как это удалось. Огромное количество мобилизованных людей, выпуск курсантов и назначение на средние командные должности гражданских с высшим образованием, дало кадры, плюс запасы старого и трофейного оружия на первое время, позволили хоть как-то вооружить десятки новых дивизий.

Однако, сейчас я бы хотел обратить внимание на одну очень серьёзную проблему. Называется она — слабая или плохая подготовка личного состава, как рядового, так и командного.

Беда тут не только в том, что плохо учили, а это действительно имело место. И не только в низком общем образовательном уровне, когда будущих командиров надо было вместо обучения военному делу ещё учить читать. Но самой главной причиной было то, что подготовленного запаса было крайне мало из-за того, что его не готовили. Ибо, в 30-е годы на срочную службу призывали не всех, армия мирного времени была маленькой. А потому, хоть в стране и набиралось несколько миллионов мужчин подходящего возраста и здоровья, но в армии они не служили, и надо было их учить. А учить было некогда, да особо и некому, поскольку если бывшего сержанта поставить командовать ротой, то он может и справится, но обучать других даже самым простым азам — это уже сложнее.

В результате дивизию можно сформировать, но в первом же бою она может вся и полечь. А то и побежать может, и это ещё хорошо если в тыл побежит, а не противнику сдаваться.

И если проследить всяческие документы, связанные с формированием, то там вопрос подготовленных кадров проходит красной толстенной нитью везде.

Начать можно ещё с ополчения. Там ведь ключевое что было — мобилизовать с предприятий рабочих, в армии служивших и обученных военному делу. Всё остальное — это для митингов. И получалось крайне плохо, поскольку заводы давали тех рабочих, которых могли, и почему-то среди них обученных оказывалось крайне мало. В Ленинграде после формирование первых дивизий ополчения начали формировать гвардейские. Про них много пафосного сказано, но их ключевое отличие было в следующем. До этого дивизии формировали по районам, из того, что имелось. Гвардейские же дивизии были сводные, в них следовало отобрать со всех районов военнообученных. Что тоже не получилось сделать.

Далее произошёл интересный момент, когда формируемые соединения разделили на обычные и элитные. Кроме обычных стрелковых дивизий, сначала решили сформировать 50 дивизий другого состава, но затем ограничились таким же числом бригад. Бригады формировались только из курсантов военных училищ и курсантов полковых школ, из числа выздоравливающих после ранения бойцов и политбойцов. Эти бригады получили название курсантских, хотя оно использовалось не всегда. Затем к ним добавили ещё 25 бригад, в которых за счёт личного состава флота, плюс также выздоравливающие и разбронированные из военкоматов, из числа служивших в армии ранее. Плюс ещё жёсткие требования по возрасту и здоровью. Эти бригады позже получили название морских стрелковых. В результате стрелковые бригады часто действовали лучше стрелковых дивизий, будучи намного слабее их по составу.

Ещё один пример, про который чуть не забыл. Многие слышали про шахтёрские дивизии, при появлении которых на фронте немцы сразу драпать начинали. Действительно в 1941 году в Харьковском военном округе было сформировано четыре стрелковых дивизии, некоторые из которых, а иногда и все, называют шахтёрскими. Для их формирования было приказано разбронировать из промышленности 40 000 человек. Но, вопреки тому, что обычно пишут, ценностью их были не сами шахтёры. Тем более, что их и комплектовали не только шахтёрами. Ключевым было то, что разбронировать следовало людей, обученных военному делу и служивших ранее в армии. И, кстати, это требование при формировании выполнить не удалось.

Надо сказать, что народу в СССР хватало для войны. Но народу необученного. Попытка массово набирать представителей разных национальностей и даже формировать из них национальные части ничего хорошего не дала. Мало того, что призываемые люди не были обучены военному делу, но и русского языка часто не знали. И боеспособность таких дивизий уже в первом бою часто приводила к печальным результатам. В результате военнообязанных Узбекской, Казахской, Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР стали отправлять в 1942 году для работы в промышленности, на строительство железных дорог и промышленных предприятий.

В первые два года войны активно везде идёт попытка изыскать для пополнения армии именно людей хоть как-то чему-то обученных. Надо сказать, что скрытых резервов хватало. Огромные войска ПВО страны могли послужить и служили резервом кадров — из них периодически забирали людей. Были наземные службы авиации и известны целые дивизии, сформированные из батальонов аэродромного обслуживания. Также поступали с железнодорожными войсками, с войсками связи, с тыловыми подразделениями. Ну и, конечно, флот, береговые части которого постоянно шерстили на предмет людей, которых можно отправить с маршевыми ротами.

При этом, где можно, мужчин активно заменяли женщинами. Либо молодых и годных к строевой заменяли на людей старших возрастов или ограниченно годных по здоровью.

К 1943 году проблема уже в целом ушла. Необученного запаса практически не осталось, пополнение шло главным образом за счёт достигших призывного возраста и выздоравливающих, хотя и изыскание внутренних резервов продолжалось.

Конечно, никто не анализировал, во что обошлось нам бросание в бой неподготовленных соединений в 1941 и 1942 годах. Но можно уверенно сказать, что людей полегло гораздо больше, чем могло бы при другом раскладе.

Примеров печальных хватает. Да и в целом, огромные потери Красной Армии, большое число неудачных наступательных операций в 1942-43 годах, тому одна из важнейших причин — низкий уровень подготовки личного состава, который просто никто не обучал.

Войну, конечно, слава богу выиграли, но, какой ценой…

Рекомендую вам также мою статью:

Что же такое курсантские бригады и зачем их формировали