Нормативы семейного уклада в семьях тувинских чабанов.
Тувинцы относятся к тюркской группе народов. Исторически так сложилось, что урянхайцы, как их называли изначально, не имели собственной территории и долгое время находились под гнетом китайской провинции, которая их облагала данью, насаждала культуру и традиции северного Китая. Этот гнёт не мог не отложиться на жизненных устоях, и несмотря на то, что уже более 100 лет Тува входит в состав России, в современном мире тувинцы обособленный народ, который за пределами городов живет так же, как они жили много веков назад. Только на юртах добавились спутниковые тарелки и солнечные батареи.
Культура претерпела столько вмешательств за период своего формирования, что тесно переплела в себе иногда даже противоположные догмы шаманизма и буддизма, которые прочно вошли в жизнь и сформировали поведенческие особенности целого народа.
Устройство жилья и особенности ведения хозяйства.
Тувинцы изначально были кочевниками и до сих пор по всей территории республики раскиданы чабанские стоянки, где люди живут укладом и традициями предков. Чаще всего летние юрты сделаны их войлока, а так называемое оседлое жилье - зимний вариант, бревенчатые восьми-, двеннадцати-, шестнадцатиугольники в зависимости от достатка семьи.
В юртах уклад очень строгий, жилище всегда делится на женскую и мужскую половину, на которых свои законы и правила. В центре юрты стоит очаг, где собираются все члены семьи, но каждый со своей стороны.
Мужская - левая половина, там располагаются охотничьи снасти, сети, приспособления для скота и так далее. На мужскую половину в современном мире женщина ступать может, но не злоупотребляет, обычно для того, чтобы убрать или что-то взять.
Строже правила на правой женской стороне - сюда мужчинам вход запрещен, особенно посторонним, гостям. Тут находится святыня - все самое необходимое для приготовления пищи и и шитья. Несмотря на то, что современная одежда сейчас доступна и даже самые отдаленные от цивилизации чабаны могут купить куртки и другую одежду на рынке, в почете остается тувинский халат. Это самая удобная и теплая одежда для местных. Её тоже покупают на рынке, но любая хозяйка обязательно добавляет в наряд вышивку и узоры.
Встречаются мужчина и женщина на кровати с балдахином, которая находится между двух половин, там они могут быть вместе. Детям на эту кровать ложиться и даже садиться запрещено.
Мужчина и женщина в тувинской семье.
Тувинская семья входила в состав аала. Аал — не просто группа юрт, кочующих вместе, а нескольких семей, связанных родством общим стадом. Кочевая семья в составе аала могла произвести все, что было необходимо для жизни. Тувинская семья состояла из родителей и неженатых детей, где главными были родители, которые жили в большой юрте.
Древние традиции замужества у тувинцев имеют очень яркий обряд сватовства. Судьбы детей решали их родители, когда первые еще находились в колыбели. Когда в семье родился мальчик, его мама делала из козьего пуха мягкую и теплую подстилку и относила в юрту к семье, где родилась девочка и дарила эту подстилку матери девочки. Если мать подкладывала подарок под ребенка, считалось, что обряд совершен и в будущем дети станут мужем и женой.
День свадьбы - когда невеста переезжает в юрту жениха, но в некоторых территориях именно семья невесты готовила юрту для молодых, как приданое. С тех пор муж становится хозяином юрты, а девушке из одной косы заплетали две.
Но по взаимоотношениям и главенству тувинцев можно все же больше определить к патриархальному обществу. Мужчина в этом обществе должен стать добычиком, охотником, земледельцем и скотоводом. Он должен был преодолевать так называемые “девять трудностей”, среди которых был лютый мороз, опасный зверь и другие. То есть вся обязанность по обеспечению семьи лежала на нем.
Главная обязанность женщины - поддерживать очаг в жилище. Огонь не должен угаснуть, это может быть смертельным для хозяйки и всей семьи. Женщина не имела права притрагиваться к огниву, то есть огонь мог добыть только мужчина. И если очаг погас, а мужчина находится на пастбище или охоте и может не появиться дома несколько дней или даже недель, вся семья могла замерзнуть или голодать.
Хоть семьи были патриархальными, роль женщины в хозяйстве и семье признавалась очень важной. Женщина имела равноправное положение в семейном быту и была экономически независимой, так как приданое было неотчуждаемым.
Эмоциональная близость.
Отношения в семье на первый взгляд кажутся холодными, но на самом деле всё намного глубже. У тувинцев не принято демонстрировать свои чувства, они вообще немногословный народ. Живут на стоянках обычно сразу несколько семей и с первого раза непонятно кто кому приходится. Объятия и поцелуи на виду недопустимы, все “нежности” между супругами могут быть только внутри юрты, скрытые балдахинами кровати.
Разводиться в семье было не принято, брак заключался на всю жизнь и главная цель этого была продолжение рода. Отношения в семье всегда были доверительными и уважительными, забота друг о друге - главная ценность тувинцев.
Здесь не принято говорить друг другу доброе утро, приятных снов. Но при этом забота чувствуется в другом, в безопасности, в переживании за близкого, за его здоровье. В фильме Русского географического общества “Планета Тыва” это очень ярко показано. Один из эпизодов, когда глава семьи уезжает со съёмочной группой на несколько дней, к папе подходит ребенок 4-5 лет и желает ему удачно съездить и вернуться. Нет привычных уху западной кульуры “буду скучать”, “привези мне гостинцев”, “люблю тебя”. https://www.youtube.com/watch?v=uPmNN94XY5g - эпизод с tc 8:00
Дети в семье.
По старинным тувинским обычаям человеку нельзя жить без детей. Если мужчина или женщина по каким-то причинам не могли иметь детей, то они просили их у многодетных семей. Такая распространенная практика передачи детей помогала человеку обрести смысл жизни. Даже если бездетный человек был старым или больным и сам не могу ухаживать за ребенком, он все равно считался приемным отцом выбранного младенца. После смерти все имущество переходило этому “приемному” ребенку.
Сирот охотно брали на воспитание, такого понятия, как брошенный ребенок у тувинцев не могло быть. Сиротами становились только после смерти родителей, при живых родителях брошенных не было. Внебрачных детей не отличали от законнорожденных и никогда не бросали.
К детям родители относились удивительно нежно и заботливо. Благодаря нежному обращению с детьми в младенчестве, родители пользуются у них громадным уважением и любовью. В кочевом быту главный воспитательный метод – личный пример родителей. Старшие дети рано начинали ухаживать за младшими. С раннего детства детей приучали к трудолюбию, учили правилам поведения в семье и обществе.
Дети рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Они никогда не были лишними и ненужными. Желание иметь детей считалось высочайшей ценностью у тувинцев.
Мировоззрение и психология в семьях чабанов.
Таким образом можно сделать вывод, что азиатская восточная культура, которая тесно переплетена с буддизмом и шаманизмом сформировала и межличностные особенности общения устройства семьи.
Здесь человек - часть природы, которые ни в коем случае ее не подавляет, а встраивает себя в ее уклад. Здесь думают о душе только лишь с той стороны, чтобы в другой жизни родиться еще в лучшем качестве. Здесь отношения строятся на взаимном существовании и помощи посильной от каждого. Здесь нет места ярким чувствам и волнению, трепетаниям души и патетическим излияниям, но есть забота и поддержка, переживание за жизнь и здоровье.
Даже в современном обществе тувинцев очень ярко до сих пор прослеживаются все заложенные в них годами традиции и уклады. Несмотря на европезированные свадьбы и обустройство в городах, жить как люди западной культуры у тувинцев еще не получается. Семьи, которые создаются в условиях чабанских стоянок, держатся на быте, заботе о ближнем, больше физических удовольсвиях, которые больше выражены выживанием (как кажется нам со стороны), такие семьи остаются крепкими и могут прожить счастливую в их понимании жизнь.
Сложнее всего строить семью тем тувинцам, которые переехали в города и пыаются строить свою жизнь на западный манер. По статистике 67% браков приводит к разводам. И не смотря на то, что на территории Сибири это наименьший показатель, но для Тывы цифры шокирующие. Если рассматривать динамику в регионе, то количество разводов только за год с 2020 по 2021 выросло на 70%. Хоть среди официальных причин и указывается чаще всего алкоголь, но есть и еще одна - отсутствие эмоционального контакта, одинаковых взглядов на жизнь. Молодежь нации потерял самобытность, но пока не справляется с новой жизнью.
Формирование стратегии психологической поддержки в семьях невозможно без изучение корней и традиций, даже если с первого взгляда человек максимально интегрирован в новую для него среду. Ценности, заложенные столетиями, невозможно вычеркнуть даже за несколько лет.