Найти тему

ОРАНИЕНБАУМ. Китайский дворец для Екатерины 2. "Жемчужина" Ораниенбаумского парка, ставшая "скелетом в шкафу" императрицы.

Оглавление
Китайский дворец в Ораниенбауме. Вид со стороны пруда у южного фасада /фото из личного архива/
Китайский дворец в Ораниенбауме. Вид со стороны пруда у южного фасада /фото из личного архива/

ОРАНИЕНБАУМ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Вы узнаете о том, как создавался Ораниенбаумский парк, в чём было его очарование и как в нём появился Китайский дворец, ставший "шкатулкой с драгоценнстями" и "Ораниенбаумской жемчужиной", а по сути - "скелетом в шкафу" новой его хозяйки.

Предыдущие главы:

Часть 1 . ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Глава 3. ЕКАТЕРИНА 2

В жизни каждого человека есть события, которые делят её на «до» и «после». У прусской принцессы Фике их было, по меньшей мере, два. Первым стал брак с наследником российского престола. Вторым – государственный переворот, на который решилась уже русская принцесса. В результате переворота Екатерина не только сместила с трона нелюбимого мужа. Она отняла престол у сына Павла, законного наследника своего отца. Многие участники заговора против Петра 3 были уверены, что после его отречения Екатерина будет править страной в качестве регентши при малолетнем сыне. Но она сумела воспользоваться отсутствием мобильной связи в ходе переворота и возникшими моментами замешательства и провозгласила себя императрицей.

Загадочная смерть её супруга после отречения усугубила и без того «непорядочный» захват власти. Но дело было сделано! Теперь необходимо было, не оглядываясь назад, утверждаться в качестве российской самодержицы. И у неё получилось. Но только одной ей было известно, сколько сомнений и переживаний она испытала! Наверное, тени из прошлого преследовали её всю жизнь. И это не могло не сказаться на судьбе Ораниенбаума, бывшего любимого места уединения и забвения в непростые годы замужества.

Ораниенбаумский парк. Вид на Нижний пруд из внутреннего двора Большого (Меншиковского) дворца /фото из личного архива/
Ораниенбаумский парк. Вид на Нижний пруд из внутреннего двора Большого (Меншиковского) дворца /фото из личного архива/

Екатерина входила в царствование и выходила из прежней жизни. Ораниенбаум оставался в прошлом! Но что-то держало! Воспоминания! Они всегда тянут назад! Особенно, если они окрашены яркими эмоциональными переживаниями. И не важно – позитивными или негативными. Поэтому Ораниенбаум остался с Екатериной навсегда! Но отношение к нему изменилось. Он стал вроде того заветного уголка памяти, в который боишься заглянуть, но так и тянет это сделать!

Но поначалу было что-то ещё! Мечта из прошлой жизни об уединённом райском уголке! Она не отпускала. И трудно сказать, что было сильнее – воспоминания о страданиях в той жизни «до» или амбиции в жизни «после». Она больше не выезжала на лето в Ораниенбаум. Её летней резиденцией становится Царское Село. А Ораниенбаум остался застарелой болью и заветной мечтой. И эти две его сущности, видимо, находились в конфликте всю оставшуюся жизнь. Но, так или иначе, мечта превратилась в реальность.

Средств на мечту теперь было предостаточно, и, вступив на престол, Екатерина сразу инициировала строительные работы в Ораниенбауме по созданию Собственной Дачи Её Императорского Величества. Антонио Ринальди, недавно занятый строительством крепости Петерштадт, теперь был весь в её распоряжении и активно занялся планировкой западной части парка. Ему была предоставлена полная свобода, и он создал уникальный дворцово-парковый комплекс.

32. Очарование сочетания парковых стилей

Это было новаторство. В Европе в моду входили английские пейзажные парки, когда всё вокруг кажется творением самой природы. Эти парки, со временем, пришли на смену регулярным французским. Но Россия всегда была консервативна. И Ринальди придумал в новой своей «работе» совместить эти 2 стиля, очаровать русское дворянство прелестью контраста пейзажа и полной симметрии. И ему это удалось! До конца 18 века в русских усадьбах, благодаря архитектору из Ораниенбаумского парка, регулярный и пейзажный стиль соединялись в полной гармонии.

С востока участок Собственной дачи Ринальди отделил вереницей очаровательных китайских деревянных домиков, украшенных ажурной резьбой. Это снова была дань моде. Домики, конечно, не сохранились, поэтому сегодня граница между территорией ансамбля Собственной дачи условная. Она проходит по широкой дороге, протянувшейся через весь Верхний парк к западу от дворца Меншикова. За ней и начинается территория владений Екатерины 2 в Ораниенбаумском парке.

До сегодняшнего дня эта часть парка частично сохранила геометрическую разбивку аллей в соответствии с законами регулярного парка. Тройная липовая аллея находится почти у самой границы Собственной дачи, на окраине парка, но задумывалась она как главная. Поперечные аллеи делят её на 3 части, потому она и получила называние Тройная. В регулярном парке такая аллея непременно выводит к главному фасаду дворца, который открывается взору во всём своём симметричном великолепии! В Ораниенбауме такого не случится! Вы будете двигаться по Липовой аллее, над Вами будут склоняться вековые липы, посаженные Ринальди так, что их кроны образуют арку, и вдруг неожиданно справа возникнет лёгкая изящная постройка. Она, словно домик лесной феи, появляется среди буйной парковой зелени своим скромным боковым фасадом, и ещё не демонстрирует своих главных достоинств. Это – приём пейзажного парка! А домик среди леса – это главный дворец Собственной дачи Екатерины 2 в Ораниенбауме и мировой шедевр Ринальди! Это – знаменитый Китайский дворец.

Впрочем, в 18 веке к дворцу можно было неожиданно подойти и со стороны северного фасада! К нему выводила аллея, на которую гуляющие по парку, в конце концов, выходили, блуждая, как по лабиринту, по многочисленным аллейкам, переходящим одна в другую. И от этой неожиданной встречи с изящным дворцом среди зелени парка гуляющие приходили в восторг! Дворец разворачивался перед ними во всей своей прелести лаконично изящным северным фасадом с множеством окон-дверей.

Перед дворцом был устроен партерный садик с клумбами и статуями, отделённый от аллей парка трельяжной решёткой. Всё как перед дворцом в регулярном парке! В этом и была изюминка Ринальди: один и тот же дворец в одном и том же парке он демонстрировал, используя приёмы разных парковых стилей! И всё же главным творением Ринальди был и остаётся сам дворец! В чём же его очарование и притягательная сила?

33. Домик в стиле рококо

Его называют жемчужиной Ораниенбаумского парка! Увидев дворец однажды, очаровавшись его изысканным изяществом, понимаешь, что он уникален в своей нежности! Есть что-то необыкновенно трогательное во всём его облике! Та самая мечта одинокой женщины, желающей укрыться от жестокого мира, лёгкой мелодией звучит вокруг.

У входа в Китайский дворец с южного фасада /фото из личного архива/
У входа в Китайский дворец с южного фасада /фото из личного архива/

Этот дворец, построенный в стиле рококо, в самом деле, уникален. Появился он в переходный период от барокко к классицизму. Массивный и вычурный лепной декор барокко в архитектуре задержался почти на 200 лет. Его тяжёлые формы порядком утомили взор. Но классический античный стиль на смену пришёл не сразу. Здания освобождались от излишеств на фасадах постепенно, оставляя лёгкие, изящные, утончённые детали, но расцветали безудержной роскошью изнутри.

Визитной карточкой рококо стал элемент «рокайль», ракушка. В природе именно в ней зарождается жемчужина. С помощью этой ракушки родилась Ораниенбаумская жемчужина – единственный сохранившийся в России дворец в стиле рококо. Этот стиль звёздочкой мелькнул на архитектурном небосводе. Звездочка в России зажглась и осталась светить в Ораниенбаумском парке.

Своё нынешнее название дворец получил не сразу. Ринальди называл его «казИно», что в переводе с итальянского означает «домик», А Екатерина именовала «Голландским домиком». Она же считала себя преемницей Петра Великого! Ей приятно было осознавать, что у неё будет свой Голландский домик в Ораниенбауме, как Монплезир у Петра в Петергофе. Лишь после того, как часть интерьеров дворца была оформлена в китайском стиле, модном во второй половине 18 века, за дворцом закрепилось название Китайский, совсем не соответствующее его внешнему облику.

34. «Шкатулка с драгоценностями»

Территорию вокруг дворца Ринальди задумал в традиционном регулярном стиле. У боковых флигелей он разбил 2 симметричных партерных садика, перед южным фасадом появился прямоугольный пруд, зеркально отражающий дворец.

У пруда должны были стоять 2 одинаковых павильона на правом и левом берегу. Ринальди успел создать только один из них, Фрейлинский домик (позже он получил название Китайская кухня).

Фрейлинский домик /фото с сайта peterburg.center/
Фрейлинский домик /фото с сайта peterburg.center/

Но нетрудно отыскать место, где планировался Кофейный домик. Там лежит природный валун, в котором выбиты ступени и начертана едва различимая, почти скрытая временем надпись. Она сообщала потомкам, для кого, кем и когда был создан этот чудесный уголок природы.

Камень-валун на месте Кофейного домика /фото с сайта oranienbaum.org/
Камень-валун на месте Кофейного домика /фото с сайта oranienbaum.org/

Работы по возведению дворца продолжались 6 лет, и в середине лета 1768 года во дворце отпраздновали новоселье. Ещё несколько лет оформлялись внутренние интерьеры. То, что получилось в итоге, превзошло все ожидания! И Екатерина назвала свой новый дворец «Шкатулкой с драгоценностями». Она с гордостью демонстрировала его зарубежным гостям. Сюда были приглашены европейские королевские особы: король Швеции Густав 3 и император Австрии Иосиф 2. В 1774 году во дворце отпраздновали победу России в русско-турецкой войне. Показала свой заветный домик в Ораниенбауме Екатерина и своим внукам – Александру и Константину, однажды прокатив их в Ораниенбаум. И всё же, Екатерина всё больше предавала забвению место своей молодости. За 34 года своего царствования она побывала в Ораниенбауме в общей сложности чуть более 60 дней! Сказочно-прекрасные постройки оказались лишь прихотью властвующей женщины и стали, своего рода, «прекрасными скелетами в шкафу».

Северный фасад Китайского дворца /фото из личного архива/
Северный фасад Китайского дворца /фото из личного архива/

Уникальный Китайский дворец пережил 19 и 20 век. С ним всегда обращались как с бесценной «шкатулкой с драгоценностями» Великой императрицы. И сегодня у каждого из нас есть возможность в эту «шкатулку» заглянуть.

35. Роскошь интерьеров из «шкатулки»

Красота внутренней отделки дворца – невозможная! При внешней сдержанности снаружи, внутреннее его убранство приводит в восторг, от которого с первой минуты захлёбываешься! И потом этот восторг из зала в зал лишь нарастает!

Парадные залы анфиладой протянулись по всей длине дворца. Каждый зал неповторим в своём очаровании. Самым известным интерьером является Стеклярусный кабинет. Его стены покрывают панно, набранные из стеклянных трубочек и расшитые ворсистым шёлком-синелью. Словно райские кущи с диковинными птицами и затейливыми растениями оживают в зале. Лучи солнца отражаются в стекле, затевая с ним игру. Комната сверкает, переливается и словно трепещет от нежности, которая передаётся каждому входящему в зал. Этот интерьер уникален, равного ему нет нигде в России! Стеклярусное полотно для картин создавалось на мозаичной фабрике Михаила Васильевича Ломоносова, а вышивали его 7 русских мастериц-златошвеек, которые создали это чудо за 2 года.

Другим изысканным интерьером является Зал Муз: серо-голубые и лилово-розовые тона, плавные формы, нежная позолота, блики света, с двух сторон проникающего в зал через огромные окна. Воздух в этом зале по-особенному прозрачен! Музы, амуры и античные боги, оживлённые в росписях стен и плафона итальянцем Торелли, движутся в лёгком танце и увлекают за собой! Кажется, звучит тихая нежная музыка, и настроение становится лирическим и сентиментальным!

А попадая в зал, где накрыт стол, настроение меняется! Стены из искусственного мрамора, богатый декор интерьера, тяжёлая драпировка штор и изысканная сервировка на столе настраивают на соблюдение придворного церемониала! Здесь царят торжественность и величие, незримо присутствуют дамы в шикарных кринолинах и мужчины в роскошных париках, слышны неспешные разговоры, и звучит совсем иная музыка! А на стенах – барельефы двух Великих российских императоров – Петра 1 и Екатерины 2, изготовленные француженкой Марией Коло, работавшей в России вместе с Фальконе над созданием памятника Петру 1, знаменитого Медного всадника.

И, наконец, завершают анфиладу парадных залов два Китайских кабинета – Большой и Малый. Диковинные животные, китайские фонарики, восточные символы и иероглифы в орнаменте, жанровые сценки из жизни никому не известных жителей загадочной страны на стенах, набранные из разных пород дерева, создают неповторимый образ далёкой Поднебесной страны. Неудержимая фантазия итальянского архитектора и мастеров 18 века – грёзы о неведомом Китае, в котором они никогда не были! Этот стиль оформления интерьеров с использованием мотивов китайского искусства получил название «шинуазри» (китайщина). 2 зала, оформленные в этом стиле, и определили название дворца.

Малый Китайский кабинет /фото из личного архива/
Малый Китайский кабинет /фото из личного архива/

В его боковых флигелях устроены покои для императрицы и её сына Павла. Но роскошь и здесь не отступает, а лишь усиливается, отражаясь в зеркалах и глазах! Рассматривать каждую деталь этого причудливого декора хочется до бесконечности, чтобы сохранить в памяти полноценную картину всего этого великолепия! Но стоит отвести глаза, и она калейдоскопом рассыпается! Лишь тонкая вуаль красоты обволакивает душу и сохраняется в ней надолго!

Уникальным в маленьком Ораниенбаумском дворце является паркетный пол, набранный из 22 пород дерева, – неповторимая палитра цветов и оттенков! Однако первоначально Ринальди создал пол из кусочков разноцветного искусственного мрамора. Но дворец стоит почти без фундамента, в зимнее время он не отапливался, и уже скоро мрамор стал разрушаться. Его ещё при Екатерине 2 заменили паркетом, сохранив первоначальный рисунок.

В моем детстве ходить во дворец было незыблемой традицией! Чем-то необходимым и само-собой разумеющимся! Ходили сами, приводили многочисленных гостей, которых тогда было немало! Дворец научил видеть и чувствовать красоту, привыкнуть к которой невозможно! Эта потребность, вероятно, сохраняется в каждом жителе Ломоносова на всю жизнь.

Дворец, переживший войну и распахнувший двери для посетителей почти сразу после её окончания, к началу 21 века нуждался в реставрации. И она началась. Но дворец не закрыли. Отреставрированные залы постепенно возвращаются. Осталось совсем немного, и мы с нетерпением ждём открытия покоев императрицы.

36. В гармонии с природой

Сооружения парка Собственной дачи с самого начала не предназначались для постоянного пребывания. Китайский дворец не стал исключением. Он очаровывает своей гармонией с природой. Отдохнув от летнего зноя в его прохладных залах, распахнув одну из многочисленных дверей северного фасада, хочется вернуться в зелёное лето. Шаг, и мы снова в парке! Пока его дорожки не затоптаны туристами со всего мира, здесь можно почувствовать очарование прогулки по старинной усадьбе. Непременно нужно неспешно обойти пруд, полюбоваться отражением дворца и неба в его глади и послушать истории античных героев, застывших в бронзе и мраморе среди парковой зелени.

Здесь тихо и уютно. Но всё вокруг выглядит несколько иначе, чем задумывал Ринальди. Пруд принял естественные очертания, Кофейный домик так и не появился. На его месте – живописная беседка пергола. И это не только время постаралось! Парк изменился в 19 веке. Об этом я расскажу в своё время. А пока я всё ещё гуляю по Собственной даче Екатерины 2. Если от Китайского дворца двигаться в западном направлении, не сворачивая, то очень скоро тропинка уведёт в лес, в ту часть парка, которую Ринальди освободил от условностей регулярного стиля. Там – лесная прохлада пейзажного парка, где среди деревьев затерялся лабиринт прудов. Вряд ли там гуляла Екатерина во время редких визитов в Ораниенбаум! А потому я поверну направо, и очень скоро меня ждёт встреча с ещё одним ораниенбаумским шедевром!

Продолжение здесь:

От автора.

Вы прочитали главы моего травелога "Что в пригороде том?" Я рада, если сумела вас заинтересовать! Что такое травелог? Как он появился и кто я? Об этом можно узнать в первой публикации:

В конце каждой публикации - ссылка на следующую. Также, зайдя на мой канал все публикации можно найти в подборке "Что в пригороде том?".

Всех, кто заглядывает в мой канал, читает и отмечает мои публикации, я сердечно благодарю! Надеюсь на новые встречи!

С уважением - Лариса Репина, автор

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!