ОРАНИЕНБАУМ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Вы узнаете об одном из павильонов парка, который хранит секреты Петра 3 и может рассказать о нём больше, чем архивные документы
Предыдущие главы:
Часть 1 . ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК
Глава 2. ПЁТР 3
9. По дорожкам Петра 3
Не только «потешные» сооружения помнят своего хозяина, влюблённого в Ораниенбаум. И не только о военных его увлечениях можно узнать, гуляя по Ораниенбаумскому парку. В своём последовательном историческом рассказе я могу позволить виртуально бродить с его обитателями! Однако расстояния между постройками парка значительные. Добежать от дворца Петра 3 к следующему парковому павильону, связанному с его именем, быстро не получится. Покинув крепость, надо снова вернуться на территорию Большого дворца, откуда Пётр ежедневно убегал «на службу» в свой Петерштадт.
Придётся пробежать по высокому каменному мостику, перекинутому через овраг, где Караста неспешно подбирается к Нижнему пруду, мимо Карпиева пруда, затем через внутренний двор Большого дворца и у Церковного павильона спуститься под горку в Нижний парк. Там в его зелени спрятался встроенный в ограду небольшой домик.
Сегодня посетители Нижнего парка, наслышанные об исторических памятниках Ораниенбаума, очарованные парящим над ним роскошным дворцом Меншикова, обычно проходят мимо этого домика, даже не догадываясь, какой пласт истории они обошли вниманием. Вот так и Пётр 3 потерялся среди парадных императорских дворцов, в которых его вовсе нет! Но, чтобы поближе познакомиться с этим императором, стоит заглянуть в маленький неприметный домик на краю Нижнего парка Ораниенбаума. И чёрно-белый портрет императора начнёт расцвечиваться красками!
10. Картинный дом с секретами
Этот небольшой дом в Нижнем парке, словно специально, был создан по инициативе Петра Федоровича, чтобы оставить в его любимой усадьбе добрую память о себе. Долгие годы он простоял без хозяина, и ему никак не могли найти применение. В итоге последние несколько десятков лет он пустовал и лишь недавно (в 2015 году) распахнул свои двери, чтобы рассказать всем посетителям Ораниенбаума о русском императоре Петре 3.
Загадки здесь начинаются с порога. Точных сведений о домике нет! Не известны ни автор проекта, ни год постройки. Считается, что появился павильон, встроенный в парковую ограду, в середине 18 века во время работы в Ораниенбауме Растрелли. Роскошный архитектурный стиль, в котором работал этот русский зодчий итальянского происхождения, получил название елизаветинское барокко. Однако облик здания явным образом демонстрирует черты более раннего архитектурного стиля – строгого петровского барокко.
На старинных гравюрах видно, что у Меншикова в саду по краям ограды располагались 2 симметричных павильона. Один из них использовался как оранжерея, та самая, где стояли «оранжевые деревья» – ораниенбаум (на гравюре - слева). Она не сохранилась. Павильон с другой стороны был, видимо, перестроен и приспособлен, в свое время, для нужд Малого двора. Что же это были за нужды? Настало время удивляться! Маленький Картинный дом таит в себе разгадку загадочной личности Петра 3.
Пётр Федорович, оказывается, не только в «войнушку» играл. Он собрал большую коллекцию западно-европейской живописи. А ещё от отца ему досталась внушительная библиотека, которую Пётр Федорович основательно пополнил! И, наконец, он создал свою кунсткамеру – кабинет редкостей. В 18 веке при европейских королевских дворах было модно собирать разные диковинные вещи. Коллекция, собранная дедом Петра Федоровича разрослась во всемирно известный музей. А кунсткамера внука размещалась в его любимом Ораниенбауме. Библиотека Петра насчитывала 4 тысячи книг. Коллекция живописи – 450 живописных работ. Вот для размещения всего этого богатства и было решено оборудовать в усадьбе Малого двора Картинный дом.
Описание коллекции живописи Петра Фёдоровича свидетельствует о том, что картины собирались не случайно, представлены были разные школы и жанры. Они не были приобретены разом и по случаю (как коллекция Екатерины 2, для которой был возведен Малый Эрмитаж), а собирались на протяжении всей недолгой жизни Петра в России. Проанализировав его библиотечное собрание книг, историки пришли к выводу, что книжные интересы у Петра были весьма разнообразны. В его библиотеки всё – от книг по искусству и культуре Китая до беллетристики. При этом, если верить императрице Екатерине 2, оставившей воспоминания о своей жизни в России и в Ораниенбауме, её супруг ни одной книги не прочитал, кроме учебников по военному делу. Но, познакомившись с историей появления Картинного дома и коллекцией его владельца, начинаешь понимать, что это лишь вроде «обзывалки» мужу, который «угробил лучшие годы».
Картины в Картинном доме были доступны для осмотра всем гостям усадьбы, а, значит, внук продолжил традицию создания художественных галерей в России, начатую дедом. Ведь первая такая галерея появилась в Петергофе, в Монплезире – любимом дворце Петра. Но у Картинного дома было ещё одно предназначение.
11. Театр в картинном доме
Нет! Не большевики разграбили галерею Петра 3! Она прекратила своё существование ещё к концу 18 века – была расформирована по воле Екатерины 2! Картины из Ораниенбаума вывезли! Кто знает куда? Их путь затерялся в истории. Почти 2 столетия домик в Ораниенбаумском парке услужливо был готов приспособиться под разные нужды – госпиталь, коммуналки, школа... Но ничего не получалось!
Когда началась глобальная реконструкция парка, Картинный дом решили вернуть в эпоху Петра 3. И не только реставраторы трудились над его воссозданием! Музейные работники проделали невероятную работу! 80 живописных полотен той эпохи заняли места в шпалерной развеске, составленной еще при Петре Федоровиче. В 18 веке картины нередко подбирали по размеру. Все вместе они выглядели как настенный ковёр из лоскутков и напоминали модные ковры-шпалеры. А 5 картин из коллекции Петра 3 удалось отыскать и вернуть домой! Это просто невероятно!
Книги, картины, диковинки можно найти в музее. Они начинают раскрывать образ малоизвестного в России императора. Но название «Картинный дом» даже не намекает на то, какое ещё сокровище сокрыто в стенах здания! Для случайно заглянувших сюда посетителей это – неожиданный сюрприз!
«Не хотите ли пройти в театр? Там сейчас начнется представление», – предложат гостям смотрители музея. Почему бы и нет? И удивленные туристы попадают... в первый придворный театр России, созданный будущим императором Петром 3. Настоящий камерный театр, где давалась настоящая опера, и на сцене которого нередко выступал сам Пётр Федорович, пленяя всех своей виртуозной игрой на скрипке.
Любовь к театру и музыке, которую проявлял Пётр 3, сделала усадьбу своеобразным музыкальным центром побережья. Сюда приглашались знаменитые европейские оперные певцы, а гости усадьбы учились любить и понимать театральное искусство. Кроме того, этот театр заложил театральные и музыкальные традиции Ораниенбаума. Владельцы усадьбы в 19 веке были большие меломаны! А к концу 19 столетия, театральные традиции вышли за пределы усадьбы и прославили Ораниенбаум как летний театральный курорт.
Я не буду подробно рассказывать о театре Петра Федоровича. Пусть это будет интрига для тех, кто ещё там не был. Но, уверяю Вас, посетив Картинный дом, где каждые полчаса для посетителей распахивают двери театра, приглашая на мультимедийное представление, вы надолго останетесь под впечатлением.
Продолжение здесь:
От автора.
Вы прочитали главы моего травелога "Что в пригороде том?" Я рада, если сумела вас заинтересовать! Что такое травелог? Как он появился и кто я? Об этом можно узнать в первой публикации:
В конце каждой публикации - ссылка на следующую. Также, зайдя на мой канал все публикации можно найти в подборке "Что в пригороде том?".
Всех, кто заглядывает в мой канал, читает и отмечает мои публикации, я сердечно благодарю. Надеюсь на новые встречи!
С уважением - Лариса Репина
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!