Коротко, с ноткой ностальгии и реальными цифрами рассказываю, какой путь прошли пейджеры в России.
В 2023 году в России навсегда исчез пейджинг — в июне истекла последняя действующая лицензия на этот вид связи. Эта новость заставила меня вспомнить детство: мужчин, которые носили пейджеры на ремне так, чтобы гаджет заметили все окружающие; рекламу с Децлом (помните "Пепси, пейджер, эмтиви?"); анекдоты про новых русских. Стало интересно — когда у нас появились пейджеры, сколько стоили, кто мог их себе позволить, а главное — почему ими перестали пользоваться? В общем, изучил тему и делюсь информацией. Поехали.
Для самых юных: пейджер — это радиоприемник с экраном, на который можно было только принимать сообщения. Чтобы отправить сообщение, нужно было позвонить оператору, назвать номер абонента и надиктовать текст.
Privet, Rossiya: первые пейджинговые компании
В 1993 году почти одновременно появляются сразу три компании, которые занимаются пейджинговой связью: “Вессо-Линк” и “Информ-Экском” в Москве, “Радио-Пейдж” в Санкт-Петербурге. Они поставляют, продают и подключают пейджеры к сети, тарифы разрабатывают сами. Причем сначала поставляют модели, в которых используется лишь латинский алфавит. Первый пейджер с кириллицей появился в 1994 году. Это был MIT-472, созданный компанией Multitone специально для России.
Пейджинговые компании начинают расти как грибы и в других городах. Например, к концу 1990-х в Омске их было пять, в Екатеринбурге — шесть, в Чите — две (при том, что в последнем городе жило чуть больше 300 000 человек, а первые два — миллионники). И всё это — региональные организации. Никаких федеральных сетей не было и в помине (к слову, они так и не появились).
Рынок был поделен десятками, если не сотнями, компаний при том, что абонентов было не так уж много. К 2000 году в России насчитывалось 506 500 пользователей пейджеров, то есть на каждые сто человек приходилось менее одного владельца (статистически, конечно) такого аппарата. Это очень мало. Для сравнения — в Южной Корее в 2000 году 38 из каждых ста жителей пользовались пейджерами. Конечно, такая разница объясняется ценой устройства и сравнительно небольшими доходами россиян в то время.
_______________________________________________________________________________________
Возможно, вас заинтересует и другая статья на канале: Сколько стоила мобильная связь в 2004 году?
_______________________________________________________________________________________
Прощай зарплата: цены на пейджеры
Поначалу цена на пейджеры была космической. Тот же MIT-472 в 1994 году стоил 380 долларов, а обслуживание обходилось в 100 – 300 долларов в месяц. Однако это было значительно дешевле уже существовавшей на тот момент сотовой связи: стоимость заветной трубки могла доходить до 5000 долларов. При средней зарплате около 100 долларов (на 1995 год).
Cо временем пейджинговая связь становилась все более распространенной, а, следовательно, дешевели и пейджеры. В 1998 году навороченную модель Motorolla, Philips или Nec можно было купить за 100-200 долларов, аппараты попроще, вроде Bumerang или Irbis — за 70-100 долларов (однако после дефолта 1998 года это радовало немногих).
Навороченность определялось несколькими факторами. Во-первых, количеством строк текста, которые видно на экране: оно варьировалось от одной до четырех (и редко — до восьми). Во-вторых, длиной передаваемых сообщений (от 100 до нескольких тысяч символов). В-третьих, возможностью сохранять сообщения в памяти (это сейчас телефоны забиты тысячами сообщений, а тогда всё было в новинку). Кроме того, влияли на цену дополнительные функции (встроенные игры, записная книжка, возможность выбрать мелодию), а также поддерживаемый протокол связи (в это углубляться не будем).
_______________________________________________________________________________________
Читайте также: Двое инженеров заработали на ней миллиарды: история игры Spacewar!
______________________________________________________________________________________
Прощай премия: цены на услуги оператора
Совсем непривычно для современного человека то, что от навороченности модели зависела и стоимость обслуживания. Чем длиннее сообщение можно передать, тем дороже была абонентская плата. Доплачивал клиент и за большее количество доступных строк. Из-за такого расклада у многих компаний был отдельный тариф для каждой модели пейджера. Бывало также, что оператор разделял устройства на несколько групп и для каждой выставлял свои тарифы. Так делала московская компания "Мобил Телеком" — удивительно, но её сайт до сих пор работает. Можно зайти и посмотреть.
Начиная cо второй половины 90-х, за обслуживание платили от 20 до 200 долларов в месяц (если интересно, можете рассчитать стоимость на онлайн-калькуляторе компании "Вессо-Линк" — её сайт тоже чудом сохранился). Обычно в эту сумму входило определённое количество сообщений на месяц, два, три и так далее. К концу 90-х можно было найти тарифы и от пяти долларов.
Также операторы предлагали дополнительные услуги: абонент мог получать новости, прогноз погоды, курсы валют, информацию об обстановке на дорогах и многое другое. Поначалу такие фишки были исключительно платными. Например екатеринбургская фирма "НЕДА-Пейджинг" в 1998 году предлагала подключиться к новостным каналам агентства Reuters за 84 доллара в месяц или за 121 (в этом случае доступно больше источников). К концу 90-х такие услуги стали делать даже бесплатными, чтобы конкурировать с мобильными телефонами. Однако безуспешно.
______________________________________________________________________________________
На канале также есть интересная статья о сотовых: "Телефон или жизнь: сколько стоила сотовая связь в России 1990-х?"
______________________________________________________________________________________
Убийца пейджеров
Пейджеры дешевели с каждым годом, но не отставали в этом и мобильные телефоны. При этом руководители пейджинговых компаний считали, что их продукт имеет преимущество, которое невозможно переплюнуть: больше личного пространства (так как ответить на сообщение сразу невозможно). К тому же пейджинговая связь считалась не только более дешевой, но и более надежной.
Всё круто изменилось в 1999 году. "Билайн" выпустила знаменитую коробочку с телефоном Philips Aeon. Стоило такое чудо 49 долларов, что вполне сопоставимо с ценой недорогого пейджера. Удивляли и тарифы: 45 центов за минуту с 10 утра до 6 вечера и всего 15 центов — с 6 вечера до 10 утра. Кроме того, не было тарифов с абонентской платой (а у пейджеров в основном такие), что в теории позволяло экономить, если пользоваться телефоном только как экстренным средством связи.
Тогда пейджинговые компании резко начали снижать цены, предлагать дополнительные услуги (вроде новостей) бесплатно, но это была агония. В 2000 году владельцы сотовых телефонов уже получили более или менее доступные sms-сообщения, правда пока только в рамках одного оператора. Два года спустя "МТС" и "Биллайн" обменялись эсэмэсками, вбив последний гвоздь в крышку гроба пейджера. Последний еще барахтался до середины 2000-х, а потом окончательно ушел с массового рынка.
Пейджерами до недавнего времени еще пользовались экстренные службы и сотрудники стратегически важных объектов в отдаленных районах (например на Кольской АЭС), где мобильная связь недоступна. Возможно, где-то пользуются и сейчас, но в жизнь народных масс пейджеры, кажется, уже не вернутся.
_____________________________________________________________________________________
Надеюсь, статья вам понравилась. Делитесь своими впечатлениями и замечаниями в комментариях. Напоминаю, что F+ и Accesstyle также есть в Telegram и Вконтакте. Там мы рассказываем о новых товарах и акциях.
А это бюджетный и мощный смартфон Fplus SP65 — на Яндекс.Маркете от 6500 рублей
- NFC и сканер отпечатка пальцев
- Аккумулятор 4000 mAh
- IPS-экран 6,5 дюймов
- 6 гб оперативной и 64 гб встроенной памяти