Найти в Дзене
XX2 ВЕК

Семирамида: женоненавистнический миф и реальность

Висячие сады Семирамиды. Автор Х. Вальдек.
Висячие сады Семирамиды. Автор Х. Вальдек.

Легендарная царица Ассирии Семирамида в античной историографии пользовалась славой великой завоевательницы, чья власть на востоке якобы простиралась до Бактрии и Индии, а на западе — до Египта и Эфиопии; также ей приписывались различные архитектурные памятники Древнего Востока, такие как «висячие сады Семирамиды» (само существование которых в настоящее время является дискуссионным вопросом). Но вместе с тем в образе Семирамиды воплотились едва ли не все негативные стереотипы античности о женщинах — она беспринципна, коварна и развратна. Рассмотрим их и постараемся установить, действительно ли таков был исторический прототип Семирамиды — ассирийская царица Шаммурамат, регентша при своем сыне Адад-нирари III, или же, напротив, все эти байки не имеют к исторической царице Ассирии никакого отношения.

Вот как «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского описывает её возвышение посредством брака сперва с придворным царя Ассирии Нина Оннесом (не менее легендарным, чем она сама), а потом с самим Нином: «И когда она уже вступила в брачный возраст и далеко превзошла всех прочих девушек красотою, от царского двора был отправлен человек осмотреть стада, его имя было Оннес, и он был первым среди членов царского совета и являлся наместником всей Сирии. Он остановился у Симмы, и, увидев Семирамиду, был пленен ее красотой, и принялся упрашивать отдать ему ее в законный брак. Взяв ее в Ниневию, он женился на ней и родил двух сыновей, Гиапата и Гидаспа. Семирамида, которая объединяла красоту тела с качеством ума, была абсолютной хозяйкой своего мужа, который ничего не делал, не посоветовавшись с нею, и ему все удавалось <...> Когда город [Бактры] был взят таким образом, царь, удивляясь способности женщины, сразу же вознаградил ее большими дарами, а затем, влюбившись в нее, пытался убедить мужа отдать ее добровольно, обещая выдать за него свою дочь Сосанну. Но когда тот не согласился, Нин пригрозил ему выколоть глаза, ибо он слеп к приказаниям господина. И Оннес, отчасти из страха перед угрозой царя и отчасти из страсти к жене, впал в своего рода безумие и, надев веревку на шею, повесился. Таковы обстоятельства при которых Семирамида достигла положения царицы». Здесь Семирамида представлена, в сущности, предательницей своего первого мужа.

Впрочем, излагает Диодор Сицилийский и другую версию возвышения Семирамиды — в которой та представлена, в сущности, проституткой: «Это то, что повествовал о Семирамиде Ктесий Книдский, но Афиней и некоторые другие писатели утверждают, что она была миловидная куртизанка, чьи прелести пленили ассирийского царя».

В легенде, изложенной, к примеру, в «Пёстрых рассказах» Клавдия Элиана, Семирамида вероломна и по отношению ко второму своему супругу, ассирийскому царю Нину — и овладевает царством посредством мужеубийства, пользуясь влюбленностью мужа: «Об ассириянке Семирамиде существует множество различных рассказов. Динон же сообщает следующее: она была красивейшей из женщин, хотя и мало заботилась о своей наружности. Молва об ее красоте достигла ушей ассирийского царя, и он призвал Семирамиду ко двору, а увидев, влюбился. Тогда Семирамида попросила дать ей царские одежды и разрешить пять дней править Азией, чтобы все делалось, как она повелит. Просьба не встретила отказа. Когда царь посадил Семирамиду на трон и она почувствовала, что все в ее руках и в ее власти, она приказала дворцовой страже умертвить царя. Так Семирамида завладела ассирийским царством».

Чезаре Саккаджи, «Великая Семирамида, царица Ассирии».
Чезаре Саккаджи, «Великая Семирамида, царица Ассирии».

Семирамиде приписывалась невероятная развращенность. Плиний Старший в «Естественной истории» передает грязную сплетню о том, что якобы «Семирамида так горячо любила своего коня, что даже жила с ним»; схожую сплетню рассказывает Гай Юлий Гигин в «Мифах» — мол, «Семирамида, в Вавилонии, потеряв коня, бросилась в погребальный костер». Даже заговоры против особы Семирамиды Николай Дамасский в своей «Истории» объясняет в том числе и её похотливостью (вызывающей возмущение подданных), которую она будто бы сохраняла даже постарев: «После войны с Индией Семирамида, проходя через область мидян, поднялась на высокую крутую гору; гладкие отвесные скалы делали ее неприступной со всех сторон, кроме одной. Там она обозревала войско с экседры, которую немедленно построили по ее приказу. Пока она стояла там лагерем, евнух Сатибар и сыновья Онна составили против нее заговор. Задумал все Сатибар, а юношам он говорил, что если станет царем Ниний [сын Семирамиды от Нина], то им угрожает смерть от его руки; значит, нужно, предварительно убить Ниния и его мать, а затем царствовать самим. Кроме того, он утверждал, что стыдно им смотреть сквозь пальцы, как их распутная мать, уже в таком возрасте, ежедневно тянется к первому встречному мужчине, лишь бы он был молод».

Особенно ненавидел Семирамиду христианский историк Павел Орозий, автор апологетического труда «История против язычников», приписывая ей и вовсе фантастическую похотливость вкупе с невероятными воинственностью и жестокостью: «Этому умершему царю [Нину] наследовала супруга Семирамида, представлявшая по духу мужа, (правившая) от имени сына; она народы, которые уже по привычке жаждали крови, в течение сорока двух лет обращала на истребления племен. Женщина, не удовлетворившаяся границами, которые она приняла от своего мужа, единственного в то время воителя, раздвинувшимися в течение пятидесяти лет, захватила Эфиопию, покоренную войной и орошенную кровью. Также принесла она войну индийцам, куда кроме нее и Александра Великого никто не проникал. <…> Эта царица, испепеляемая страстью, жаждущая крови, когда среди непрестанных убийств и разврата лишила жизни всех, кого она царственно пригласила, кем она, подобно распутной женщине, обладала и кого она усладила совокуплением, когда зачала, наконец, постыдным образом сына, преступно подкинула его, а затем греховно вступила с ним в половую связь, придала она тогда частному позору вид общего бесчестия. Ведь повелела же она, чтобы не существовало между родителями и сыновьями никакого уважения природы по вопросу поиска брака, чтобы, чего кому хотелось, то и было ему дозволено».

У армянского историка Мовсеса Хоренаци (тоже христианина, вплетшего в образ Семирамиды антиязыческий памфлетизм) в его «Истории Армении» Шамирам (Семирамида) представлена язычницей-сладострастницей, готовой развивать войну исключительно для удовлетворения своей похоти. Он передаёт легенду об армянском царе Аре Прекрасном, которого Шамирам возжелала: «А сладострастная и беспутная Шамирам, с давних пор слыхавшая о его красоте, желала добиться его, однако явно ничего предпринимать не смела. Но умирает Нин или, как я убежден, бежит на Крит, и Шамирам, открыто отдаваясь страсти, шлет вестников к Ара Прекрасному с дарами и подношениями, со множеством обещаний и с мольбой прибыть к ней в Ниневию и, женившись на ней, царствовать над всем, чем владел Нин, либо же исполнить ее волю и желание и вернуться к себе с миром и с великими пожалованиями. Так она многократно шлет вестников, но Ара не соглашается, и тогда Шамирам, в великом гневе, прекратив посылку гонцов, спешит с огромными полчищами достигнуть Армянской страны и напасть на Ара. Но по лицу ее было видно, что не столько убить его она хотела или изгнать, сколько покорить его и завладеть им, дабы он удовлетворил ее желание; ибо при присущих ей безумных страстях, она была распалена рассказами о нем так, как если бы видела его. Поспешно достигает она равнины Ара, которая и названа по его имени Айраратом. Перед сражением она наказывает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара. Но в битве рать Ара терпит поражение и сам Ара гибнет в бою от рук воинов Шамирам. После победы царица посылает на место сражения грабителей трупов искать среди павших предмет ее страстного вожделения. Ара находят мертвым среди отважных бойцов, и она велит положить его в горнице дворца.

«Шамирам и Ара Прекрасный» (1899 г.), Вардгес Суренянц
«Шамирам и Ара Прекрасный» (1899 г.), Вардгес Суренянц

Когда же армянская рать вновь ополчается на битву с царицей Шамирам, дабы отомстить за смерть Ара, она говорит: «Я велела своим богам зализать его раны, и он оживет». Она, обезумевшая от вожделения, и действительно надеялась оживить Ара чарами своего колдовства. Когда же его труп разложился, она повелела бросить его в глубокую яму и засыпать. При этом, тайно вырядив одного из своих любовников, распускает о нем такую молву: «Боги облизали (раны) Ара и, оживив его, осуществили на­ше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость». Она возводит некое новое изображение во славу богов и торжественно чествует его жертвоприношениями, желая показать всем, якобы сила этих богов возвратила Ара к жизни. Таким образом, распустив по Армянской стране эту молву о нем и удовлетворив всех, она добилась прекращения войны».

Он же изображает Семирамиду женщиной, уничтожившей чуть ли не всю собственную семью, к которой она была совершенно безразлична, интересуясь лишь властью и развратом: «Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладострастие и слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них, а именно — Ниний. Она и не проявляла никакой заботы о своих сыновьях, делясь своей властью и сокровищами со своими друзьями и любовниками. Да и муж ее Нин, как говорят, не умер во дворце в Ниневии и не был похоронен ею, а бежал на Крит, оставив царскую власть, после того как узнал ее развратный и злобный нрав. Сыновья же, возмужав и созрев разумом, напоминают ей все это, думая отвратить ее от бесовской похотливости и (уговорить) передать им власть и сокровища. Но она, разъярившись пуще прежнего, истребляет их всех, и остается лишь, как мы сказали выше, Ниний. Когда же из-за каких-то провинностей, допущенных Зрадаштом в отношении царицы, между ними возникают раздоры, Шамирам идет на него войной, ибо мар задумал захватить всю власть. Война разгорается, и Шамирам спасается от Зрадашта бегством в Армению. Тут Ниний, улучив удобное для мщения время, убивает свою мать и становится царем лад всей Ассирией и Ниневией».

Семирамида, гибнущая от рук сына. Иллюстрация Николя де Лоне, 1784 год.
Семирамида, гибнущая от рук сына. Иллюстрация Николя де Лоне, 1784 год.

Во всех этих историях Семирамида предстает не в лучшем свете, хотя неизменно изображается могущественной властительницей и завоевательницей. Но такой ли была ассирийская царица Шаммурам ьат, образ которой является её прототипом? Шаммурамат вместе со своим сыном, ассирийским царем Адад-нирари III, действительно вела завоевательные войны на территории современных западного Ирана и Армении (хотя, конечно, гораздо менее масштабные и успешные, чем у легендарной Семирамиды): «Наследник Шамши-Адада V, Адад-нерари III (811—781 гг. до н. э.), вступил на престол еще малолетним. Регентшей, как предполагают некоторые ученые, была его мать — царица Шаммурамат, Семирамида позднейших легенд. В правление Шаммурамат и Адад-нерари III предпринимались походы на восток и северо-восток против живших у оз. Урмия маппейцев и мидян. Ассирийское войско доходило до «моря, где восходит солнце», т. е. до Каспия <…> Он собрал дань с сирийских царств, но закрепиться здесь не смог. Не смог он также предпринять сколько-нибудь успешных действий против Урарту» («История Древнего мира, том 2. Расцвет древних обществ»).

Стела Адад-нирари III из Телль эр-Римах, Национальный музей Ирака (Багдад).
Стела Адад-нирари III из Телль эр-Римах, Национальный музей Ирака (Багдад).

Конечно, в действительности Шаммурамат не была столь успешной правительницей, как легендарная великая завоевательница Семирамида (в правление Шаммурамат Ассирия являлась лишь одной из «великих держав» тогдашнего Древнего Востока, а не мировой империей), но и не убивала своего мужа Шамши-Адада I (во всяком случае, в достоверных источниках, дошедших от той эпохи, а не от живших спустя много веков античных авторов, на это нет никаких указаний), не узурпировала власть над Ассирией и мирно передала её своему сыну Адад-нирари III, когда тот стал готов к правлению. Во всех дошедших до нашего времени надписях, упоминающих Шаммурамат, Адад-нирари назван царём Ассирии — то есть Шаммурамат, скорее всего, не узурпировала власть сына, а именно добросовестно исполняла регентские обязанности. Вместе с тем, действительно, Шаммурамат — уникальный пример в истории Ассирии (и ряда других ближневосточных государств), когда государством правила (причем вполне успешно) женщина. О конфликтах матери и сына ничего не известно, равно как нет никаких свидетельств о том, чтобы Шаммурамат являлась той развратницей, каковой её рисуют античные авторы. У Мовсеса Хоренаци Семирамида изображена тираншей, расправлявшейся с подданными, но в действительности при Шаммурамат в Ассирии царил внутренний мир (хотя знало это государство и борьбу за власть) и нет свидетельств о будто бы имевших место при ней расправах с неугодными.

Что интересно, Шаммурамат вместе с тем действительно выступала как покровительница искусств, хотя и в меньших масштабах, чем вымышленная Семирамида: «Шаммурамат правила отнюдь не номинально, а действительно многое изменила в государстве. Например, она провела религиозную реформу, сплотив подданных вокруг культа бога Набу» («Кем была Семирамида»), храму которого в Кальху она подарила две статуи. «Шаммурамат действительно построила несколько интересных сооружений в Вавилоне» (Д. Ч. Садаев, «История древней Ассирии»). Таким образом, если чёрная легенда о Семирамиде как развратнице, мужеубийце и тиранше не находит никаких исторических подтверждений, то положительные политические и культурные достижения (хотя и преувеличенные в позднейших античных сюжетах о Семирамиде) у неё действительно были.

Э. Дега. Семирамида строит Вавилон. 1861. Холст, масло. Музей Орсе, Париж
Э. Дега. Семирамида строит Вавилон. 1861. Холст, масло. Музей Орсе, Париж

Некоторые пытаются объяснить, мягко говоря, неоднозначный образ Семирамиды в легендах о ней тем, что образ исторической Шаммурамат в них смешался с мифологическим образом месопотамской богини Инанны-Иштар, богини любви и войны (аналог Афродиты и Венеры), покровительницы города Урука — та изображалась как воинственная и в то же время коварная и любвеобильная. Однако, в любом случае, легенды о Семирамиде много говорят об антиженских стереотипах античности, через призму которых люди той эпохи смотрели даже на выдающихся женщин, подобных Шаммурамат.

Данте Габриэль Россетти Астарта Сирийская. 1877. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Данте Габриэль Россетти Астарта Сирийская. 1877. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Автор Семён Фридман, «XX2 ВЕК».

Вам также может быть интересно: