«Турецкая баня» Энгра. Как художественная классика стала пропагандой турецких бань

16K прочитали

Эта рассказ про метаморфозы со знаменитой картиной «Турецкая баня», которую писал французский художник-живописец Жан Огюст Доменик Энгр с 1852 по 1862-63 годы.

Произведение изобразительного искусства: Жан-Огюст-Доминик Энгр, картина "Турецкая баня". Холст, масло, приклеен. к дереву. Музей Лувр, Париж. (Общественное достояние). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Le_Bain_Turc,_by_Jean_Auguste_Dominique_Ingres,_from_C2RMF_retouched.jpg
Произведение изобразительного искусства: Жан-Огюст-Доминик Энгр, картина "Турецкая баня". Холст, масло, приклеен. к дереву. Музей Лувр, Париж. (Общественное достояние). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Le_Bain_Turc,_by_Jean_Auguste_Dominique_Ingres,_from_C2RMF_retouched.jpg

В парижском музее Лувр, где картина сейчас находится, ее считают настолько выдающимся произведением живописи, что именно «Турецкую баню» Энгра музей Лувр в 1971 году показал в самой первой «выставке-досье», построенной вокруг одной-единственной картины.

Картина имела непростую судьбу, хотя многие (к примеру, знаток французский живописи, историк и социолог искусства Пьер Франкастель) считали «Турецкую баню» вершиной творчества Энгра, которого его соперники и противники едко обзывали «обезьяной Рафаэля» за приверженность к античной греко-эллинской красоте с ее плавными, округлыми линиями и спокойной гармонией.

Жан Огюст Доменик Энгр, конечно, тоже не отставал: дескать, современная ему живопись «находится в упадке даже в Италии, а сугубо во Франции». Для него живописец иной манеры Рубенс – это «враг, мимо которого надо идти, надев шоры», а уж певец романтизма Делакруа (известный по картине «Свобода на баррикадах») – вообще «волк в овчарне».

Немудрено, что и его «Турецкую баню», изобразившую ленивый досуг женщин в восточном гареме, долго шельмовали оппоненты – один из французских поэтов сравнил ее с «пирогом, полным личинок».

К тому же подметили, что Энгр собрал в «Турецкую баню» прежних своих красавиц: женщина в чалме с мандолиной на переднем плане – вылитая копия написанной в 1808 году картины «Купальщица Вальпинсона» (называемая также «Большой купальщицей», а «вальпинсоновской» она стала по имени первого коллекционера, купившего картину).

Произведение изобразительного искусства: Жан Огюст Доминик Энгр,  картина "Купальщица Вальпинсона". 1808. Холст, масло. Музей Лувр, Париж. (Общественное достояние). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean-Auguste-Dominique_Ingres_-_La_Baigneuse_Valpin%C3%A7on.jpg
Произведение изобразительного искусства: Жан Огюст Доминик Энгр, картина "Купальщица Вальпинсона". 1808. Холст, масло. Музей Лувр, Париж. (Общественное достояние). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jean-Auguste-Dominique_Ingres_-_La_Baigneuse_Valpin%C3%A7on.jpg

А в танцовщице слева на втором плане «Турецкой бани» – легко было узнать почти Анжелику с картины Энгра 1819 года «Роже и Анжелика».

Произведение изобразительного искусства: Жан Огюст Доминик Энгр, картина «Роже, освобождающий Анжелику», 1819. Холст, масло. Музей Лувр, Париж. Источник иллюстрации: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b96601d7-6564cd67-708cc528-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Roger_Freeing_Angelica_(Ingres)
Произведение изобразительного искусства: Жан Огюст Доминик Энгр, картина «Роже, освобождающий Анжелику», 1819. Холст, масло. Музей Лувр, Париж. Источник иллюстрации: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b96601d7-6564cd67-708cc528-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Roger_Freeing_Angelica_(Ingres)

Широкая же публика увидела и оценила «Турецкую баню» (законченную в 1863 году) лишь в 1905 году уже после смерти ее создателя – на ретроспективном показе творчества Энгра. А в 1911 году парижский музей Лувр – после двух отказов! – наконец-то, принял в свой зал лучшую картину художника-гиганта обновленного классического направления.

До этих славных дат с картиной что только не делали! Родственник Наполеона III купил было полотно, но его жена принцесса Клотильда – видимо, сравнив себя с идеалами красоты в «Турецкой бане» – заставила мужа вернуть картину художнику.

Энгр потом дорабатывал картину и, в конце концов, превратил ее в тондо (от итал. tondo — круглый, от лат. tondere — округлять). При округлении он безжалостно «урезал» по колени купальщицу слева и почти полностью купальщицу на ближнем плане в правом углу.

Фотография 1859 года прежней прямоугольной картины нам эту купальщицу сохранила в прежнем виде.

Картина «Турецкая баня» в 1859 году. Фотографическая репродукция произведения изобразительного искусства. Фотограф Шарль Марвиль. (Общественное достояние). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ingres_Marville_Bain_Turc_1859.jpg
Картина «Турецкая баня» в 1859 году. Фотографическая репродукция произведения изобразительного искусства. Фотограф Шарль Марвиль. (Общественное достояние). Источник иллюстрации: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ingres_Marville_Bain_Turc_1859.jpg

Но самой смешной историей было то, что картина Энгра способствовала популяризации и распространению турецких бань в Европе.

Сам Жан Огюст Доменик Энгр в Турции и гаремах не бывал – его абстрактная «Турецкая баня» была выдумана лишь с целью показать эстетику женского тела, которое вдохновляла художника в поисках его идеала античной красоты.

Но в Европе того времени почему-то пленились турецкими банями и призывали их строить в Париже. На деле эти бассейны с горячей водой были известны еще древним грекам и римлянам, но во Франции бытовало мнение, что именно этот тип бань придуман турками. Возможно, это заблуждение и легло в название классической картины Энгра, который не помышлял о какой-то пропаганде турецких бань.

Но вульгаризация, дамы и господа! Вульгаризация! Подобно тому, как нежно звучавшее французское «sortir» – то бишь «выйти» (к примеру, светской даме выйти в туалетную комнату «припудрить щёчки») – в низах превратили в грубое «сортир», так и турецкая баня стала ассоциироваться с помывкой вместе с женщинами.

Но великий живописец Жан Огюст Доменик Энгр тут ни при чем. Свою картину «Турецкая баня» он завершил в свои преклонные 82 года как «сумму» прежних его знаменитых женских образов – для эстетического наслаждения ценителей, а не для популяризации бань и не для походов «с девочками в баню».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ

Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:

https://t.me/taina101

Канал называется «101 тайна безопасности и выживания».