108K подписчиков

И вновь нас осенью порадует краса чудесных поздних хризантем

1,5K прочитали

Сегодня Леониду некуда было торопиться, выходной день он проводил в беспечном бездельи, так как в будний день успевал все: с утра переделать все домашние дела, потом отработать на рабочем месте всю смену, ведь, выйдя на пенсию, он продолжал работать, правда всего лишь дворником в детском саду. Вот он сейчас и сидел в беседке, с интересом читая старую газету, случайно обнаруженную в кладовке за огромными кастрюлями, стоявшими “на всякий случай” еще с тех времен, когда была жива его теща.

Сегодня Леониду некуда было торопиться, выходной день он проводил в беспечном бездельи, так как в будний день  успевал все: с утра переделать все домашние дела, потом отработать на рабочем месте всю
– Михалыч, что там завтра с погодой, ты в курсе? – услышал Леонид голос соседки.
– В курсе, Андреевна, в курсе, минус уж завтра будет, и хороший минус намечается аж 5 градусов.
– Ого, – расстроенно произнесла Лидия, – это всем моим хризантемам придет конец, она оглядела свой огород, почти весь он был в цветах.

После того как она овдовела, Лидия стала заниматься цветами, оставив немного места для огурцов и помидоров. И этот ее бизнес на хризантемах приносил неплохой доход, Но в этом году осень удивляла всех теплом, и дела у нее шли на редкость хорошо.

– Что же делать с остатками цветов? – с жалостью думала она, глядя на свое хризантемное разноцветье.

Сейчас у нее во дворе цвели многолетники, их буйное цветение впечатляло, ведь здесь были кусты разного цвета, разного сорта и даже разной высоты. И тут она решила, что заработала за сезон вполне прилично, чтобы позволить себе широкий жест и просто так раздать остатки хризантем сегодня, пока они еще красивы и могут долго простоять в вазе, радуя глаз. Ведь было воскресенье, последнее теплое воскресенье осени. И она побежала к уже зашедшему в дом Михалычу. Они были ровесниками, Михалыч продолжал работать, несмотря на свои 69 лет, говоря всем, что стареть пока не собирается. Да и выглядел он прекрасно, высокий, стройный, подтянутый.

– Леня, у меня к тебе просьба, отвези меня в центр куда-нибудь на уголок, – Михалыч сидел за столом и хлебал щи, щедро сдабривая их сухариками, как он любил.

Ложка замерла у него в руке:

– И что же ты на этом уголке будешь делать? – хмыкнув, спросил он.
– Как что, цветы дарить, не пропадать же добру. Ну что, отвезешь сразу после обеда, а то темнеть-то сейчас рано начинает.
– Ну так и быть, отвезу.
– Тогда я побежала готовиться.

Пообедав и помыв за собой посуду, Леонид Михайлович пошел в гараж. Он тоже был вдовец. Лидия и его покойная жена Валя были подругами. Они учились в одном классе, и даже в одном институте, педагогическом. Правда на разных факультетах. Валя, его жена умерла в позапрошлом году, а Федора, мужа Лидии, пять лет уже как не стало. Его Валя тоже иногда цветы продавала, но только розы. Правда, осталось от роз всего три кустика, он, Леонид, не умел за ними ухаживать. Вот с клубникой у него получалось, а цветы не хотели у него цвести, и быстро засыхали, хотя он регулярно поливал их. В этом году, как всегда, предпочел заниматься клубникой. А Лидия показала ему, как варить варенье, и нередко вместе со своими цветами продавала излишки его клубники.

Обычно после удачной торговли Лидия на следующий день затевала пирожки, всегда с тремя-четырьмя разными начинками, и Леонид, очень любивший пирожки, заранее покупал Лидии муку, как самый тяжелый продукт, все остальное у Лидии всегда было под рукой. А после пирожков они обычно подолгу сидели за столом, вспоминая счастливое прошлое.

У Леонида было двое сыновей, оба они жили с семьями здесь же в городе, а у Лидии одна дочь, но она в Москве живет, у нее двое детей. Зять у Лидии большим начальником в Москве работает, они все зовут ее в Москву, но Лидия не хочет. Да и как можно отсюда уехать, ведь здесь вся их жизнь прошла, счастливая жизнь, как они все считали.

Ведь они живут в прекрасном месте, вроде бы и в городе по всем документам, но их микрорайон отделяет от города небольшое озеро, делая это место красивым оазисом с чистейшим воздухом, ведь сразу за последней улицей начинается небольшой лесок, где вместе с лиственными деревьями местами растут и хвойные, а там, за лесом, раскинулась безграничная степь.

И вот Леонид подогнал свою машину ближе к калитке Лидии и зашел во двор. Цветов было много, веточки хризантем лежали на пленке, расстеленной на дорожке.

Лидия, взяв пленку за два уголка, стала командовать:

– Михалыч, ты бери за два других уголка и понесем аккуратненько в твой багажник. Думаю, что за такое короткое время с ними ничего не будет.

Они доехали почти до центра.

– Леня, давай-ка к торговому центру, там сейчас людей, наверное, много. Как раз это то место, что мне и надо, – решила вдруг Лидия.

Он припарковался, с трудом найдя место поближе.

Лидия, взяв в охапку столько, сколько смогла, пошла ко входу, и там, держа хризантемы в одной руке, брала другой по одной или по три веточки, в зависимости от размера, и раздавала их направо и налево. Все сначала отказывались, и удивленно глядели на странную женщину, а потом, с удовольствием забирали из ее рук цветы и шли дальше.

Издалека лицо Лидии казалось совсем молодым. Да и нарядилась она сегодня совсем по-другому. На ней была модная куртка, а на шее цветастый шарфик, завязанный каким-то очень мудреным способом. И свои рыжие с проседью волосы Лидия чуть стянула сзади заколкой, не собирая в хвост, как обычно делает, и они лежали у нее на плечах, тоже делая ее моложе. Она выглядела такой красивой, что Леонид залюбовался ею. Но вот одна охапка закончилась, и Лидия пришла за второй. Улыбающаяся, счастливая, она говорила, оттопыривая карманы куртки:

– Ты глянь, Михалыч, сколько мне шоколадок и всяких вкусняшек надарили.
– Лида, давай быстрее, еще минут через 15-20 вообще темнеть начнет, может тебе помочь?
– Да, бери остатки и пойдем, ты женщинам предлагай, а я мужчинам, так быстрее будет.

И они заторопились ко входу в торговый центр.

А через четверть часа, купив на радостях бутылку дорогого шампанского, они уже ехали домой, а потом долго сидели у Лидии, с удовольствием наслаждаясь шампанским и заедая его зефиром, тоже полученным Лидией в качестве презента за цветы.

Уже была почти полночь, когда они разошлись. Закрывая за Леонидом дверь, Лидия сказала:

– Леня, завтра к обеду, как всегда, жду тебя на пирожки.

На следующий день тот пришел к Лидии Андреевне расстроенный, очень расстроенный, и с порога невесело сказал:

– Ну что, Лида, скоро мы с тобой расстанемся. И возить тебя будет некому .
– Как это так расстанемся? – удивилась Лидия.
– Старшему моему внуку тесно стало в квартире, у них же она однокомнатная, а три недели назад у них пацан родился, второй уже. Вот значит и буду я теперь с ними меняться, – печально говорил он.
– А ты согласен?
– Сказал, что согласен, а сам не хочу, ну что я там делать буду, на шестом этаже. Непривычный я к такой жизни, а делать нечего, ведь им действительно тесно, ну а менять на большую для них нереально, денег-то у них нет.

Они помолчали, каждый думая о своем, Леонид не хотел жить на шестом этаже, а Лидия боялась остаться без его помощи.

На следующий день Лидия пошла к нему, она боялась, что он ее засмеет и выгонит, но решила все же, что предложит ему самый лучший выход из создавшейся ситуации:

– Михалыч, я тебе хочу предложить кое-что, ты не обидишься?
– А что мне обижаться-то на тебя, разве ты что-то плохое мне хочешь предложить.
– Нет, конечно, но я все же не мужчина, а женщина, чтобы вот так прямо и заявлять.
– А что заявлять-то ты собралась, Лида, говори, не томи, я тебя слушаю, – с любопытством произнес Леонид.

Лидия, опустив голову и смотря себе под ноги, начала говорить:

– Ты бы, Леонид Михайлович, просто перешел бы ко мне жить, да и все. И всем бы сразу хорошо стало, и тебе, и твоему внуку. А квартиру сдавать можно, а это денежки, они молодежи не помешают, но а нам с тобой тоже хорошо будет, как мне думается, или ты уже передумал здесь оставаться?

Леонид с удивлением глядел на Лидию Андреевну, а та продолжала:

– Ты сразу-то не отказывайся, подумай. Мой дом моим детям не нужен, приезжают они ко мне очень редко. А мы с тобой еще не такие и старые. Кто знает сколько мы еще проживем, зато вдвоем. И ни твоя Валя, не мой Федор, думаю, против не будут. А нам с тобой вдвоем-то сподручнее жить будет.
– Да что тут думать, Лида, мне твоя идея по душе, согласен я, хоть сейчас переберусь.
– Нет, ты не спеши, ты со своими-то детьми сначала посоветуйся, чтобы все по-людски было, чтобы никаких недоразумений у вас не было, а вдруг они против будут. Вот я своим позвонила и все им объяснила, и они с моими доводами согласились. Так и ты, приглашай их всех к себе и разговаривай по душам.

Перед самым Новым Годом семья внука переехала в дом Леонида Михайловича. А на следующий день Леонид перебрался к Лидии. Накануне праздника Лидия и Леонид пришли в гости к новым жильцам. Лидия сразу пошла на кухню помогать жене внука готовить праздничный стол, а Леонид занялся правнуками. Один сидел рядом с ним на диване и рассказывал, как он летом катался в парке на аттракционах, а второй мирно спал у него на руках. Вокруг них, вокруг стоящей в углу красивой елки витало счастье.

А Леонид радостно думал:

– Вот лежит пацан у меня на руках, а ведь еще месяц назад он жил в однокомнатной квартире, а теперь он здесь рядом со мной далеко от машин, от городского шума и суеты. Лежит у меня и наслаждается тишиной и покоем. Ой Лидия, дай Бог тебе здоровья и счастья!

И Леонид тихонько засмеялся, словно боясь сглазить и себя и правнуков.

Навигация