Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Постоянная экспозиция в Музее "Новый Иерусалим". Истра.

Фото автора.
Фото автора.

Недавно обновилась постоянная экспозиция в МВК "Новый Иерусалим" в Истре.

Уже бывала здесь на нескольких выставках . "Азбука шедевра", "Под знаком Рубенса", "Игра в пространство-1 и 2", " Собрание Юсуповых". А в Музей не заходила.

Решила при первом же случае заполнить пробел. И вот приехала пораньше перед гала-концертом и сразу взяла билет на основную экспозицию.

Четыре зала. И я выбрала не тот порядок осмотра! И времени требуется совсем не час! Так что при случае повторю, дополню.

Всего в Музее около 180 000 экспонатов. И хотя есть экскурсии, экспонаты введены в авто-гиды, да и подписано все- надо часа два на беглый осмотр.

Собрание икон. Музейное собрание включает в себя около 300 икон XVI-XIX веков. В основе были иконы из Воскресенского (Ново-Иерусалимского) монастыря. Но практически все экспонаты были уничтожены в 1941г. Поэтому сейчас музейное собрание- результат собирательной деятельности в послевоенное время, прямого отношения к истории монастыря не имеет.

Из старой коллекции сохранились иконы в окладах, которые были эвакуированы в Алма-Ату Фондом драгметаллов. Среди них образ "Спас на престоле" 1658 г. и икона Богоматери "Троеручница" XIX в.

В большом количестве собрание пополнялось из закрывающихся храмов Московской области. Их происхождение определялось по аналогиям и редким подписям. Например, образ Господа Вседержителя 1681 и Казанская икона Божией Матери 1724.

Среди лучших экспонатов- иконы строгановских иконописцев, иконы Русского Севера и Поволжья.

Разнообразие стилевых особенностей видно любому человеку.

Фото автора.
Фото автора.

Зал церковного искусства. Иконы из разных художественных центров. Разного времени.

Богоявление Господне в картуше. Русский Север. XVIII в. Фото автора.
Богоявление Господне в картуше. Русский Север. XVIII в. Фото автора.

Особое место занимает икона "Богоматерь с Младенцем на престоле" 1747г. Ярославль.

Фото автора.
Фото автора.
Икона Богоматери "Троеручница". Центральная Россия. XVIII в.
Икона Богоматери "Троеручница". Центральная Россия. XVIII в.
Господь Вседержитель на престоле. Москва.XVIII в. Фото автора.
Господь Вседержитель на престоле. Москва.XVIII в. Фото автора.

Богоявление Господне.18в. и Вознесение Господне. XVIII в. Верхнее поволжье. Фото автора.
Богоявление Господне.18в. и Вознесение Господне. XVIII в. Верхнее поволжье. Фото автора.

Архангел Михаил- грозных сил воевода. Русский Север. XVIII в. Фото автора.
Архангел Михаил- грозных сил воевода. Русский Север. XVIII в. Фото автора.

Икона "Лабиринт духовный" конец XVIII- нач XIX веков. Символико- дидактическое направление. Отражение земного пути христианина с помощью древнего образа лабиринта. Тут и круг жизни с образом неизбежной смерти. Два пути ведут наверх, в жизнь вечную, и одиннадцать (грехи) вниз- в геенну огненную.

Фото автора.
Фото автора.

Не очень распространенные в русской храмовой культуре деревянные резные скульптуры. Объемные резные образы святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы Пятницы.

Фото автора.
Фото автора.

Раскол РПЦ начался с книжной реформы. Старые книги изымались и заменялись исправленными по греческим образцам. Старообрядцы перешли на рукописные книги, в которых было много интересных особенностей- и полемика, и иллюстрации. В коллекции рукописей Музея особое место занимают певческие книги. Ноты записаны особыми знаками "крюками" или "знаменами". Такой способ существовал еще в Древней Руси. К концу XVII в был вытеснен европейскими линейными нотами. Старообрядцы до XIX века использовали крюковую нотацию в своих певческих книгах.

Особая кладовая.

Тяжелейшие облачения священников, золотом расшитые. Драгоценная церковная утварь. Евангелия огромных размеров.

Фото автора.
Фото автора.

Листайте.

Все пронумеровано. И, нажав на номер в компе, получаешь описание экспоната. Очень удобно.

Светское искусство.

Музей открылся в 1920 г. на месте закрытого монастыря. Сразу стал крупнейшим в Подмосковье. Во время национализации принимал в свой фонд усадебные собрания. Только в 1922г: имение Ильинское (Романовы), Петровское (Голицыны), Никольское (Гагарины), Глебово (Брусиловы), Рождественно (Толстые). До 1937г было принято 18 усадебных собраний бывших имений, в т.ч. Никольское-Урюпино и Дубровицы (Голицыных), Полевшина (Карповых), Ярополец (Гончаровых и Чернышовых).

Живопись, фарфор, мебель, бронза вывозились в музей на сохранение. Поступление картин в 1937г из закрытого Ленинского краеведческого музея в Царицыно стали основой коллекции живописи до войны. За две недели оккупации и после подрыва Воскресенского монастыря многие экспонаты погибли. Огромная потеря!

Пополнение фондов Музея началось с 1973г мебелью, фарфором, живописью и акварельными портретами.

Портрет кн.А.Куракина. Копия с портрета Ф.Рокотова. Прозвище "бриллиантовый князь" за любовь к драгоценностям. Фото автора.
Портрет кн.А.Куракина. Копия с портрета Ф.Рокотова. Прозвище "бриллиантовый князь" за любовь к драгоценностям. Фото автора.
В.Тропинин. Портрет доктора Н.Бора. 1857. Фото автора.
В.Тропинин. Портрет доктора Н.Бора. 1857. Фото автора.
Маковский. Портрет девочки в красном платке. XIX в. Фото автора.
Маковский. Портрет девочки в красном платке. XIX в. Фото автора.

Картины Шишкина, Айвазовского, Сурикова. Предметы интерьера, канделябры, визитницы, курильницы, стекло, мебель... Листайте.

Понятно, что обладая такими фондами, Музей организовывает качественные и крупные временные выставки, посетить которые всегда приятно.

Русская Палестина. А у меня оставалось 9 минут до концерта на еще один отдельный зал, посвященный истории строительства Воскресенского (Ново-Иерусалимского) монастыря. Рекомендую с него начинать осмотр. Потому что я не успела. Здесь и прижизненный портрет Патриарха Никона, его личные вещи. Разборный макет храма Гроба Господня в Иерусалиме. Находки при восстановлении монастыря. История изменений внешнего облика монастыря.

Фото автора.
Фото автора.

Воскресенский монастырь, именуемый раньше Новым Иерусалимом, был основан Патриархом Никоном в 1656 к с.-з. от Москвы, где среди холмов течет р.Истра. Он стал центром архитектурно-ландшафтного комплекса. Окрестности монастыря были переосмыслены как "Русская Палестина"- топографическая икона Святой земли.

Фото автора.
Фото автора.

Холм, на котором был заложен монастырь, стал именоваться Сионом, к северу и востоку от него- Елеоном, Фавором,Ермоном, р.Истра получила название Иордан.

В световых колодцах- археологические находки.

Постепенно количество палестинских топонимов в окрестности монастыря росло. Появился поток Кедрон, источники Силоамская купель и Самарский колодезь, Гефсиманский сад, Уриин сад, Иосфатова долина, Мамврийский дуб и др. Иерусалимские названия получили башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Давидов Дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья.

Рекомендую посмотреть постоянную экспозицию Музея. Особенно этот зал. Особенно, если раньше не бывали в Воскресенском (Ново-Иерусалимском) монастыре.

А о том, как сейчас выглядит монастырь расскажу позже. Он очень красив. И внутри особенная атмосфера.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!