Найти тему
Пойдем, посмотрим!

Выставка "Собрание Юсуповых. Издание второе". Музей. Истра.

Франц Вернер фон Тамм. Цветы. 1724. Вена. Фото автора.
Франц Вернер фон Тамм. Цветы. 1724. Вена. Фото автора.

Так мне Архангельское нравится, что, услышав о выставке картин из собрания Юсуповых, тут же решила обязательно посмотреть. Выставка проходила в Ново-Иерусалимском Музее в г. Истре.

Картин у семьи Юсуповых было много, они размещены и по дворцам и по особнякам, теперь и по музеям. На выставке все собрано воедино, добавлены и шедевры из запасников.

В связи со спецификой дипломатического поста Н.Юсупова, личного знакомства с влиятельными людьми в Европе, выработанным и природным хорошим вкусом и неограниченными финансовыми возможностями- высочайшее качество картин в коллекции гарантировано. Говорят, что с коллекцией Юсуповых мог соперничать только Императорский Эрмитаж.

Практически все потомки знаменитой фамилии сохраняли коллекцию даже во времена финансовых трудностей, и пополняли ее.

После смерти Н.Б.Юсупова его сын Б.Н. Юсупов перевез большую часть собрания в Петербург во дворец на Мойке. В настоящее время целостность коллекции нарушена. Большая часть находится в трех музеях- ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже и музее "Архангельское". Ну, а некоторые шедевры разлетелись по миру... Например, парные портреты Рембрандта сейчас в Вашингтонской Национальной галерее.

В собрание картин входили итальянские художники: Франческо Тревизани, Помпео Батони,Мариано Росси; немецкие Якоб Филипп Хеккерт; испанские Франсиско Ксавьер Рамос-и-Альбертос; венецианцы- Джованни Батист Тьеполо; и , конечно, французы - от классицизма 17в (Гаспар Дюге), рококо (Франсуа Буше), неоклассицизм (Жак Луи Давид, Арман Шарль Караф).

Юсупов создавал музей французской живописи. У него были лучшие картины Буше ( рококо), в т.ч. "Геркулес и Омфала" (ГМИИ им.Пушкина). Князь неоднократно бывал в Париже, был лично знаком с мастерами Жаком Луи Давидом,Жаном-Батистом Грезом, Юбером Робером, Маргерит Жерар. Знал и мадам Помпадур, после смерти которой Буше попал в опалу, а Юсупов продолжал поддерживать художника и покупать его картины.

Краски за 200-300 лет остались яркими, фигуры людей естественны и живы, и природа воздухом полна...

С удовольствием делюсь впечатлениями. Хотя получить их проще, чем описать.

Экспозиция состоит из четырех разделов. Некоторые картины раньше не покидали Архангельское- "Разрушение Трои" (Герард де Лерес) и "Даная" (Франческо Тревизани), и "Всадники у фонтана" (Ханс де Йоде).

1.Портретная галерея.

Обязательное украшение усадеб и особняков. Портретная галерея подчеркивает знатность рода, богатство и образованность.

Не знаю, где оригинал портрета кн.Н.Б.Юсупова руки Иоганна Баптиста Ламии- старшего, но копий, похоже, было сделано много. Я видела три.

Луиза Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Анжелики Каталани. 1755. Фото автора.
Луиза Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Анжелики Каталани. 1755. Фото автора.

Известная в те времена оперная итальянская певица Анжелика Каталани начала петь с 16 лет. Гастролировала по Европе. Отказалась от покровительства императора Наполеона Первого. Сбежала в Англию.

Луиза Элизабет Виже- Лебрен. Портрет М.Б.Кочубей. Фото автора.
Луиза Элизабет Виже- Лебрен. Портрет М.Б.Кочубей. Фото автора.

Мария Кочубей, урожденная Васильчикова, жена крупного дипломата, при Александре I- канцлера и министра внутренних дел, рисует бюст своего дяди, кн.А.С.Васильчикова. Париж. Очень женственно.

Иоганн Готлиб Пульман. Портрет Великого кн. Павла Петровича. Копия с картины Помпео Батони. Фото автора.
Иоганн Готлиб Пульман. Портрет Великого кн. Павла Петровича. Копия с картины Помпео Батони. Фото автора.

Парные портреты наследника российского престола и его супруги были сделаны в Риме при поездке по Европе. Кн.Юсупов сопровождал царственных супругов. А потом заказал копии портретов в свою коллекцию.

Иоганн Готлиб Пульман. 1751. Портрет Великой кн.Марии Федоровны. Копия с картины Помпео Батони. Потсдам.Фото автора.
Иоганн Готлиб Пульман. 1751. Портрет Великой кн.Марии Федоровны. Копия с картины Помпео Батони. Потсдам.Фото автора.

За благотворительность Великая княгиня Мария Федоровна была награждена первым женским российским орденом (виден на портрете). А вот и портрет супруги самого Н.Б.Юсупова.

Жан Лоран Монье. Портрет кн. Т.В.Юсуповой, супруги.Фото автора.
Жан Лоран Монье. Портрет кн. Т.В.Юсуповой, супруги.Фото автора.

2 Любовь богов. Или "Под покровительством Амура".

Художники: Франческо Тревизани , Якопо Амигони , Гаспаро Дициани, Помпео Джироламо Батони, Джироламо Брусаферро, Франсуа Буше, Жан Тассель, Маргерит Жерар.

Франческо Тревизани. 1746. Рим. Раньше картина не покидала Архангельское. Фото автора.
Франческо Тревизани. 1746. Рим. Раньше картина не покидала Архангельское. Фото автора.

От Юпитера (Зевса), проникшего в башню к Данае в виде золотого дождя, родился сын Персей, который случайно бросил диск и убил деда, выполнив пророчество. От судьбы не уйдешь...

Для меня было внове узнать, что если на картине есть фигура с ангелом- это картина модного течения живописи XVIII века- "Любовь богов".

Помпео Джироламо Батони. Венера и Амур. Фото автора.
Помпео Джироламо Батони. Венера и Амур. Фото автора.

Венера и Амур. Воспитание Амура. Афродита учит стрелять из лука.

Франсуа Буше. 1736. Испуганная купальщица. Париж. Фото автора.
Франсуа Буше. 1736. Испуганная купальщица. Париж. Фото автора.

Франсуа Буше. 1736. Испуганная купальщица. Париж. По эпизоду сказки Жана де Лефонтена "Река Скамандр". По смыслу- обещать не значит жениться. Картина принадлежала мадам Помпадур. Художник Буше был ее любимцем. После смерти фаворитки о художнике забыли.

Якопо Амигони. 1675. Мадрид. Зефир и Флора. Фото автора.
Якопо Амигони. 1675. Мадрид. Зефир и Флора. Фото автора.

Якопо Амигони. 1675. Мадрид. Зефир и Флора. О любви бога западного ветра Зефира и богини цветов Флоры. Она поправляет ему венок из цветов на голове. Рядом- амурчики.

Маргерит Жерар. Урок музыки. Париж.Фото автора.
Маргерит Жерар. Урок музыки. Париж.Фото автора.

Н.Б.Юсупов включал с свою коллекцию картины наиболее известных женщин-художниц нач.XIX в. М.Жерар была одной из самых модных. Считается, что именно она ввела моду на картины в голландском стиле- темный фон, яркие и богатые одежды и т.д.

Джироламо Брусаферро. Иосиф и жена Пентефрия. 1760. Венеция. Фото автора.
Джироламо Брусаферро. Иосиф и жена Пентефрия. 1760. Венеция. Фото автора.

Целая библейская история. Иосиф, сын Иакова, был продан старшими братьями в рабство в Египет. Он заслужил доверие хозяина, Пентефрия. Однако, влюбленная жена хозяина попыталась его соблазнить. Бедняга вырвался, оставив плащ. Обиженная женщина обвинила в грязных намерениях Иосифа и предъявила плащ как улику. Того посадили в темницу. Чудом бежал.

Гаспаро Дициани. Амнон и Фамарь. 1767. Венеция. Фото автора.
Гаспаро Дициани. Амнон и Фамарь. 1767. Венеция. Фото автора.

И сюжет наоборот. Фамарь была обесчещена своим сводным братом Амноном. Через два года ее брат Авессалом убил обидчика, отомстив за сестру.

3. В поисках античного величия.

Художники: Жан Тассель, Герард де Ларесс (Голландия) "Разрушение Трои", Мариано Росси.

Жан Тассель. Жертвоприношение Ифигении. 1667. Дангр.Фото автора.
Жан Тассель. Жертвоприношение Ифигении. 1667. Дангр.Фото автора.

Сюжет из мифов Древней Греции (Древнего Рима). Царь Агамемнон случайно убил священную лань богини Дианы (Артемиды) и должен был принести в жертву ей свою дочь. В последний момент богиня заменила человеческую жертву животным, сделала Ифигению своей жрицей и забрала с собой.

А вот сама картина интересна другим. Была куплена Юсуповым как работа Шарля Лебрена, придворного художника Людовика XIV, создателя "большого стиля". Однако в 1970-е подпись была признана фальшивой. А автором - Жан Тассель, интересный французский мастер середины XVII в, работавший вне Парижа (Дискон и Лангре). Это- единственная картина автора в российских музеях. Удачная "ошибка" Юсупова.

Мариано Росси."Вдохновение Сафо".Рим. У Сафо на бумаге надпись "от Сафо Афродите" как напоминание о сочинении"Гимн богине любви". Фото автора.
Мариано Росси."Вдохновение Сафо".Рим. У Сафо на бумаге надпись "от Сафо Афродите" как напоминание о сочинении"Гимн богине любви". Фото автора.

Интересно, что Юсупов интересовался и покупал картины современных художников неоклассического направления. Знакомился с художниками во время путешествий по Италии и делал им заказ. Например, Мариано Росси написал по заказу две картины "Вдохновение Сафо" и "Вдохновение Овидия" по мотивам композиции Пуссена "Вдохновение поэта" (Париж, Лувр). Соревнование с французским королем?

Мариано Росси. "Вдохновение Овидия". Рим. На листе бумаги надпись "я наставник Амура"- цитата из "Науки любить" Овидия.Фото автора.
Мариано Росси. "Вдохновение Овидия". Рим. На листе бумаги надпись "я наставник Амура"- цитата из "Науки любить" Овидия.Фото автора.

4. Воображаемое путешествие.

Восемнадцатый век. Поездки в Рим, Венецию, Неаполь- неотъемлемая часть образования как художников, так и их заказчиков. На картинах отображалась как реальные воспоминания, так и фантазии. Ну, и время строительства усадеб поднимало спрос на пейзажи, хорошо вписывающихся в интерьер.

Художники пейзажисты: Юбер Робер, Пьер Жак Волер, Якобус Сторк, Ханс де Йоде.

Мне понравились парные заказные картины немецкого художника .Якоба Филиппа Хаккерта "Вечер в окрестностях Рима", 1779 и "Утро в окрестностях Рима", 1779.

И пейзажи Пьер Жака Волера с гротами.

И "Купание". Такая четкая картина, что можно рассматривать ее фрагменты, не утомляясь, а погружаясь в сюжет.

Для больших помещений создавались серии, тематические ряды. Но и при больших размерах, внимание к деталям и свету было обязательным. Листайте.

И еще подборка картин, прекрасно вписывающаяся в интерьер гостиной или кабинета. И можно рассматривать на любом расстоянии.

Что я и делала. И вспоминала давнишние времена, когда исторические усадьбы были не отреставрированы, а красивые жены разбогатевших бизнесменов, для оформления своих коттеджей выписывали по каталогам такое огромное количество картин из Италии, что их просто вешать уже было некуда. Висели даже в туалетах и ванных. И фрески на стенах. И роспись на потолках. И лепнина. И позолота. И рояль. Подражание или память предков?

Парусники.

Отдельно- о фонтане.

В сравнении с другой выставкой там же ("Игрой в пространство"), картины выигрывают в настроении и технике исполнения. Здесь все жизнерадостнее, эротичнее, тщеславнее немного. Как в жизни- лучше быть молодым, здоровым и богатым, чем старым, бедным и больным. Рада, что побывала.

Но обе выставки понравились, каждая по-своему. Одна- для дум, другая для любования.

Фото автора.
Фото автора.

Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала по новым правилам. А гостям канала не пропустить новые публикации.

Спасибо, что прогулялись со мной. Дочитали. Подписались. Отреагировали. Хороших прогулок и ярких впечатлений!