Любой монастырь- это сгусток истории. А здесь, в Воскресенском монастыре, Новом Иерусалиме, построенном патриархом Никоном, этот сгусток особенно плотен. Почему построили образ Святой Земли в России? Как монастырь строился? Как уцелел?
Историческая справка в Музее Новый Иерусалим оформлена на стене, где по датам рассказывается о сложной судьбе монастыря, связанной с судьбой страны. Там же выделен отдельный зал с экспонатами.
Я недавно зашла в Музей и теперь постараюсь иллюстрировать эту историю фото и личными впечатлениями настоящего времени, для тех, кто давно не был или в силу разных причин побывать не может.
Текст большой. Поэтому сразу скажу, что добраться просто, хоть и не быстро. На D2 до станции "Истра" (потом на маршрутках до остановки "Музей", любой человек подскажет, где выйти у монастыря) или станция "Иерусалимская", а потом пешочком. Мне удобнее на А 372 ( от м."Тушинская"). Автобус останавливается у станции "Истра", оттуда на маршрутках до монастыря. А можно выйти на повороте на ост."Почта" и пройти в хорошую погоду по городской площади и через городской парк до монастыря. Парк красивый.
Итак, история и фото с поездок.
Год 326. Обретение Креста Животворящего в Иерусалиме. Не смогла удержаться и поместила свое фото картины с выставки шедевров Ватикана. Она меня заворожила.
Святой Елене, матери византийского императора Константина, был сон, в котором велено было ей идти в Иерусалим и найти животворящий крест, на котором распяли Христа. Пожилая христианка отправилась в Иерусалим. И по подсказкам в Библии нашла. А под храмом Венеры обнаружила подземную гробницу.
Год 334. Пещера с Гробом Господнем была завалена мусором, а сверху построен храм Венеры. Языческий храм срыли. А над гробницей построили Храм Гроба Господня.
В честь этих событий в Иерусалиме, а позже Патриархом Никоном в Новом Иерусалиме, построена церковь Константина и Елены, углубленная в землю. Она является началом архитектурного комплекса монастыря. Спуск внутрь по лестнице со стороны Воскресенского собора. Внизу иконостас чугунный и колодец со святой водой. 6 фото. Листайте.
Историческая справка.
614. Захват Иерусалима войском персидским царя Хосрова, частичное разрушение храма Гроба Господня.
616-626. Восстановление разрушений на средства императора Ираклия и жены Хосрова, христианки Марии.
637. Осада Иерусалима халифом Умаром и сдача города. Храм Гроба Господня не пострадал.
1009. Халиф Аль-Хаким инициирует массовые убийства христиан в Иерусалиме и разрушение христианских храмов. Базилика времен Константина Великого над Гробом Господнем почти полностью утрачена.
Первая половина XI века. Византийские императоры Константин VIII, Константин IX пытаются восстановить храм Гроба Господня. Теперь это комплекс небольших церквей, центральным зданием которого является ротонда Гроба Господня (Анастасис).
1104-1106. Паломничество в Святую землю русского игумена Даниила. Он описывает христианские святыни Востока, быт и хозяйство разных народов.
1096-1270. Крестовые походы. Монах-отшельник Петр Амьенский, посетив Палестину и увидев бедственное состояние храма Гроба Господня, призывает римского папу Урбана II объявить крестовый поход. Всего состоялось девять крестовых походов.
1130-1147. Строительство крестоносцами нового Храма Гроба Господня. Храм объединил под одной кровлей все святые места,связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. К ротонде (Анастасис) с востока примкнула Великая церковь (Кафоликон) с венцом капелл вокруг главного алтаря (Деамбулаторий). Внешне храм выдержан в романском стиле с элементами ранней готики.
Попытаюсь показать три части комплекса. С востока примыкает подземная церковь Св.Елены и Константина Великого. С запада примыкает ротонда с Кувуклией с Гробом Господнем. В центре Воскресенский собор. Россия не была первой страной, решившей воссоздать образ Святой земли на своей территории.
1187. Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад- Дина (Саладина). Все церкви города кроме собора Воскресения над Гробом Господнем были превращены в мечети.
XIII век. Первое повторение иерусалимского храма Гроба Господня в Европе- церковь Свято-Стефано (Италия, Болонья). Это комплекс разновременных (VIII-XII века) построек, воспроизводящих главные иерусалимские храмы. В других местах Болоньи воспроизведена палестинская топонимика: Елеонская гора с храмом Вознесения Господня, Иосафатова долина (в которой Бог будет судить), Акелдама (место бесплатного захоронения странников), Силоамская купель.
1517. Иерусалим захвачен турками-османами. При султане Сулеймане Великолепном (1520-1538) город процветает, проводится политика "религиозного мира". Впоследствии Иерусалим теряет всякое политическое значение и становится провинциальным городом Османской империи.
XIII-XVI века. Активное изучение палестинской топографии ведет Францисканский орден. В 1330 в описании Святой земли дан точный план храма Гроба Господня. В 1578 брат Антонио де Анхелис да Лечче издал в Риме первую подлинную карту Иерусалима. В конце XVIв брат Бернандино Амико дает точные, с соблюдением масштаба чертежи и зарисовки палестинских храмов. Первые опыты по перенесению сакральных пространств приводит к появлению многочисленных Sacra Monti (Святых Гор) в Европе.
Первая половина XVIIв. В эпоху контрреформации традиций создание "Голгоф" проводят в Польше. Там они называются кальвария.
1651-1653. Путешествие в Константинополь и Иерусалим иеромонаха Арсения (в миру Антон Петрович Суханов), описание им палестинских святынь в книге "Происхождение", стали важным источником для создания Нового Иерусалима под Москвой.
1656. Патриарх Никон решает основать монастырь и дает ему имя "Новый Иерусалим". Главный храм монастыря, Собор Воскресения Христова, строится по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Собор с 29 приделами в честь церковных праздников ( по замыслу 365, по числу дней в году). В Иерусалиме меньше, кажется, 13 приделов. Это именно образ, икона на земле, символ. Не копия. Но с точными размерами и расположением по сторонам света. При восстановлении Храма Господня в Иерусалиме зодчие пользовались русскими чертежами.
1657. Начало строительства Воскресенского собора. По преданию, царь Алексей Михайлович, посетивший здешние места 18 октября 1657, сам нарек монастырь Новым Иерусалимом.
1658. Между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном происходит ссора. Никон оставляет Москву и поселяется в Воскресенском монастыре. В годы правления Патриарха (1658-1666) Воскресенский собор достраивается до сводов. В Новом Иерусалиме работает множество ремесленников, в т.ч. керамисты из Белоруссии, украсившие собор богатым изразцовым декором.
1662. Завершено сооружение первой каменной постройки монастырского ансамбля- Богоявленского скита патриарха Никона на искусственном островке к северо-западу от монастыря. К нему ведет дорожка с мостом через поток Кедрон. Почему-то мостик в этом году захламлен целлофановыми узелками. Зачем? Рядом же можно помолиться, попросить, записку оставить.
1666. По инициативе царя Алексея Михайловича созван церковный Собор с участием вселенских патриархов. Патриарх Никон лишен сана и сослан в Ферапонтов, а потом в Кирилло-Белозерский монастырь. Одним из пунктов обвинения было строительство Нового Иерусалима. Этот же Собор предал анафеме русских старообрядцев, положив начало расколу русской церкви.
Именовать Воскресенский монастырь "Новым Иерусалимом" запрещено.
1670-1690. После опалы Никона большинство мастеров из Нового Иерусалима переводится в Москву. Керамисты украшают изразцами Покровский собор в Измайлово, церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке и другие храмы. Новоиерусалимские резчики работают над сооружением царского дворца в Коломенском.
1680. Возобновление строительства Воскресенского монастыря. Монастырь возглавляют ученики Никона архимандриты Герман и Никанор.
1681. Новый царь Федор Алексеевич снимает опалу с патриарха Никона и разрешает ему вернуться в Новый Иерусалим. Патриарх умирает по дороге, под Ярославлем, 26 августа 1681. Он захоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой. Царь настоял, чтобы Никона отпевали как патриарха и сам участвовал в погребении.
Похоронен Патриарх был в Соборе, под Голгофой. Захоронение Патриарха в лихие времена было разорено.
На Голгофе стоит Крест в натуральную величину, чтобы можно было представить, какую тяжесть надо было нести на место казни.
1682. Первый стрелецкий бунт ("Хованщина") в Москве. Попытка реванша старообрядцев. Начало междуцарствия: при двух юных царях, Иоанне и Петре Алексеевичах, правит их старшая сестра Софья Алексеевна. Первая женщина на российском троне.
1685. Освящение главного престола Воскресенского собора, начало строительства Трапезных палат и церкви Рождества Христова. 3 фото.
К Трапезным палатам (не путать с трапезной, где посетителей и паломников ждет вкусная еда) примыкают палаты монастырских "детенышей", сирот- воспитанников при монастыре. А рядом церковь Трех святителей построена, чтобы перед трапезой было удобнее помолиться.
Воскресенский собор настолько большой, что протопить его зимой было нереально, и на зиму его закрывали.
Особое покровительство обители оказывает царевна Татьяна Михайловна. Она делает особо ценный вклад в монастырь- фрагмент мощей ("длань") св.вмч.Татианы. Поэтому среди братских корпусов рядом с надвратной Елизаветинской башней построены палаты царевны Татьяны Михайловны (справа).
Конец XVII века. Воскресенский монастырь- один из крупнейших центров церковной культуры и книжности. История строительства Воскресенского собора (Никанор) и эпитафия патриарху Никону (Герман) высечены на белокаменных плитах. Что-то на стене. Что-то на воротах.
1690-е. Возведение шатровой часовни на холме Елеон, к востоку от монастыря (утрачена), и каменной монастырской ограды с надвратной Входоиерусалимской церковью в стиле московского барокко ( зодчий Яков Бухвостов). Стены с мощные, с бойницами, с стиле крепости. Но сам монастырь- не военная, а духовная крепость. 6 фото. Листайте.
На стенах ограды монастыря однотипные башни. Отличаются только центральная с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим со Святыми воротами.
И Елизаветинская надвратная башня, лестница от которой ведет в потоку Кедрон, скиту и купели. 5 фото.
Остальные башни имеют иерусалимские названия. Например, Гефсиманская башня.
С трудом нашла схему монастыря в Сети, близкую к реальности.
При входе есть большая схема территории. Но сфотографировать в одном кадре, чтобы лучше ориентироваться, у меня не получается.
1721. Проведена самая масштабная из церковных реформ Петра Великого, упразднено патриаршество и создана "духовная коллегия"- Святейший Синод. Монастыри лишаются многих прав и части земельных владений. Воскресенский монастырь, однако, получает некоторые привилегии.
1720-е. Монастырь переживает несколько потрясений. В праздник Вознесения в 1725 обрушился шатер над Ротондой Гроба Господня, пожар повреждает Кувуклию.
1730-е. Московский архитектор Иван Мичурин начинает работы по ремонту ротонды. Восстановлен второй ярус, который украшают изразцы- новоделы, подражающие керамике XVIIв.
1745.Императрица Елизавета Петровна берет монастырь под свое покровительство. По проекту арх. Ф.Растрелли возводится новый шатер над ротондой, все здание Воскресенского собора подвергается реконструкции и оформляется в пышном стиле елизаветинского барокко, многие архитектурные элементы XVII в уничтожаются. Над часовней Гроба Господня сооружена деревянная резная сень: 12 колонн несут шестигранный купол,завершающийся главкой с крестом. Над восточным дверным проемом помещается фигурный картуш с изображением Спаса Нерукотворного.
1744.1749.1753. Императрица Елизавета Петровна неоднократно посещает монастырь, делает богатые вклады. На территории монастыря для нее построен деревянный дворец.
1759. Освящение Воскресенского собора после реконструкции. 4 фото.
3-4 августа 1762. Большой пожар в монастыре. Сгорел деревянный дворец. Повреждена колокольня, все колокола, кроме самого большого, упали, некоторые оплавились. Шатер над ротондой Гроба Господня чудом уцелел.
Сейчас 15 новых колоколов радуют перезвоном.
1764. Земли монастыря переходят в ведение Коллегии экономии (фактически в гос.владение). Монастырю присвоен "первый класс" (высший), его штат ограничивается 33 монахами и таким же количеством послушников, в его расположении остаются некоторые угодья (мельницы, огороды, сенокосы, московские подворья).
1781. В ходе губернской реформы Екатерины II сформирован новый уезд к с.-з. от Москвы. Его центром становится г.Воскресенск, созданный из бывших сел и слобод Воскресенского монастыря.
1796. Павел I расформировывает Воскресенский уезд, город становится "заштатным". Посетив Новый Иерусалим в апреле 1797, император вдохновился его святынями и архитектурой. Воскресенск сохраняет городской статус, создается план его реконструкции. В связи с популярностью Нового Иерусалима у паломников, выходит специальная инструкция архимандрита Варлаама о порядке ознакомления посетителей с достопримечательностями монастыря.
И сейчас часть территории закрыта для паломников.
Но работает паломническая служба, проводятся экскурсии. У монастыря есть свой сайт.
Конец XVIII- начало XIX в. В монастыре работает выдающийся русский зодчий Матвей Казаков. По его проектам сооружаются приделы: Павла Исповедника, Марии Магдалины, княгини Ольги и Александра Невского.
Середина XIX в. Ремонтом и возведением новых приделов в соборе руководит арх. К.Тон. По его эскизу создается придел Рождества Богоматери. В 1846 у с-з склона монастырского холма строится восьмигранная часовня Силоамская купель (утрачена). Тогда же керамическая "летопись" XVIIв на большой главе собора заменяется новой.
1874. Церковный археограф архимандрит Леонид (Кавелин) основал в монастыре один из первых в России церковных музеев- Музей Патриарха Никона. Он расположился в северной Трапезной палате. Основу экспозиции составили личные вещи основателя монастыря, портреты царей, высшего духовенства и крупнейших вкладчиков, рукописные и печатные книги, древности из монастырской ризницы. А иеродиакон Диодор открывает при монастыре фотомастерскую, которая работала до 1890х годов.
1880-е. В городе и его окрестностях часто отдыхает Антон Чехов и Иван Левитан.
XIX век. В ближайших окрестностях монастыря значительно возросло количество палестинских топонимов: башни ограды получили иерусалимские названия (Гефсиманская, Сионская, Ефремова, Давидов Дом и др.), появились Гефсиманский и Уриин сад (березовая роща к ю-з от обители, видимая из башни Давидов Дом), Иосафатова долина и Юдоль плачевная, Мамврийский дуб, посаженный от желудя дуба (ныне упавшего) из Иерусалима.
Около Иноплеменничьей башни-родник, где можно набрать святой воды.
Конец XIX- нач XX веков. Перед воротами монастыря появляются каменные здания гостиниц, монастырской школы и странноприимного дома.
1901. Начала функционировать Виндаво-Рыбинская железная дорога (Рижское направление). В непосредственной близости от города и монастыря появились станция "Новый Иерусалим" и платформа "Истра", что привело к увеличению числа паломников.
12 апреля 1903. Новый Иерусалим посещает император Николай II. Почетные гости прибыли на поезде, осмотрели собор, библиотеку, музей обители.
1910-е. Составлен масштабный проект перестройки пришедших в негодность братских корпусов. Предполагается снести одноэтажные корпуса и построить на их месте трехэтажные здания келий, трапезной, кухни и др.служб. Не реализовано из-за начавшейся 1-й мировой войны.
1913-1914. К ю.-з. от монастыря строится кирпичное здание скотного двора. 2 фото.
1916-1918. Монастырь возглавляет епископ Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов), бывший армейский священник. В монастырской гостинице был устроен лазарет.
1917. Церковь отделена от государства. Восстановлено Патриаршество. Начало преследования духовенства.
11 ноября 1918 монахи окончательно выселены с территории монастыря.
19 марта 1920. Подписан Акт о передаче ансамбля монастыря и находящихся на его территории культурных ценностей в ведение Отдела по делам музеев Наркомпроса. На территории монастыря организован историко-художественный музей и музей истории края, впоследствии объединенные. В Воскресенском соборе и в Трапезных палатах открылись музейные экспозиции.
1930. Административная реформа. Московская губерния переименована в Московскую область. Воскресенск переименован в г.Истру. Создан Истринский район.
1941. ВОВ. На двух грузовиках вывозятся музейные ценности. Остальное прячут в тайниках. Две недели оккупации. Разрушен город. При отступлении немцы взорвали Воскресенский собор, Надвратную церковь, башни, ограды.
1942-1943. План арх.А.Щусева по реставрации монастыря и реконструкции г.Истры. (не реализован).
1952. Арх Барановский составил генплан сохранения и реставрации Ново-Иерусалимского монастыря-музея.
1982. Восстановлены башни, ограды и Надвратная церковь над Святыми воротами, центральная часть собора.
1993. Возведение металлического шатра со световыми окнами над ротондой.
1994. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре восстановлена монашеская жизнь.
2008. Визит Президента Д.Медведева и Патриарха Алексия II. Создание Фонда на восстановление монастыря.
7 ноября 2014 строительство нового здания музея на другом берегу р.Истра.
2016. Передача восстановленных зданий монастырю в честь 360- летия его образования.
5 ноября 2017. Визит Президента В.Путина, премьер-министра Д.Медведева и Патриарха Кирилла в связи с завершением первого этапа восстановительных работ.
декабрь 2017. В музее открыта постоянная экспозиция "Новый Иерусалим- памятник истории и культуры XVII-XIX веков".
Что еще? Монастырские дворовые постройки. Справа вдоль стены- солодежные и кузнечные палаты XVIIв.
К стенам ограды примыкают Караульные и Наместничьи палаты. 3 фото.
И около церкви Святой Елены и Константина находится некрополь. Оставшиеся плиты- тоже история. Но здесь без экскурсовода- никак. 3 фото.
Монастырь большой, красивый и внутри и снаружи. Там можно провести много времени и не устать.
Мне как современному грешному человеку нравится, что принимаются банковские карты, есть все удобства и есть, где поесть монастырской вкусной пищи.
И хотя я была здесь не один раз, восхищаюсь каждый раз заново. Но так и не дошла до комплекса деревянных зданий и не побывала на экскурсии. И на службах, потому что пока доеду, утреня заканчивается, а после вечерней службы уже возвращаться поздно.
Душа здесь отдыхает от мирской суеты.
Я постаралась рассказать об этом необыкновенном месте. Но лучше побывать лично. Очень сильные впечатления.
Бог в помощь в добрых делах!
Буду благодарна за подписку, она поможет продвижению канала. А гостям канала не пропустить новые публикации.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок и ярких впечатлений!