Найти тему
Фанфик жив

Денис Давыдов разоблачает миф о том, что Генерал Мороз победил Наполеона

Замечательный герой Отечественной войны 1812 года, командир "Батальона гусар летучих", поэт и мемуарист генерал Денис Давыдов разоблачает миф о том, что Наполеон проиграл свою кампанию в России только лишь благодаря суровой российской зиме и "жуткому морозу". Пересказывать это замечательное (но краткое) исследование не имеет смысла, интересующимся предлагаю прочитать. Произведение называется "Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?"

Во-первых, даже сам Наполеон отрицал, что ему помешал завоевать Россию "мороз", указывая на то, что он не настолько глуп, чтобы не учитывать климат страны, на которую планировал поход. Хотя по иным сообщениям Наполеон впоследствии склонился к этой придуманной французскими газетчиками и подхалимами версии, которая должна была бы поддерживать миф о том, что Наполеон непобедим никакой другой страной, и лишь сама Природа могла бы с ним справиться.

-2

Сам Давыдов указывает, что во времена отступления наполеоновской армии температура держалась между двумя и четырьмя градусами мороза.

-3

Погода в этом году была намного мягче, чем в другие годы, и даже наступила оттепель в то самое время, когда армия Наполеона стремительно удирала из России.

-4

Ещё до наступления так называемого "мороза", конкретно до выпадения первого снега, от трёхсоттысячной армии осталась только пятидесятитысячная. Остальные были убиты, либо ранены (и оставлены), либо захвачены в плен, либо сами сдались. И это при том, что к нему приходило подкрепление!

Давыдов ссылается на свидетельства наполеоновских генералов и детально их цитирует.

-5

Когда остатки армии Наполеона переправлялись через небольшую речку Березину, она не была покрыта льдом, что существенно осложнило положение отступающей армии, которая много солдат, коней и поклажи потеряла при переправе. Собственно, спасти Наполеону удалось лишь свою гвардию.

"Стужа" от двенадцати до семнадцати градусов продолжалась только трое суток из трёхнедельного отступления.

При переправе через Днепр под Оршею 8 ноября корпус Нея нашёл реку "скованной льдом", однако, лёд был недостаточно крепким, "большая часть его тяжестей и некоторая часть войска этого отряда обрушилась под лёд и погибла".

При этом наполеоновская армия весьма успешно воевала и при гораздо больших морозах на севере Европы.

-6

Причины поражения армии Наполеона:

1. Искусное занятие нашей армией тарутинской позиции, прикрывающей хлебороднейшие губернии.

2. Заслон армией Калужского пути при Малоярославце, что принудило Наполеона пойти по разорённой им же Смоленской дороге.

3. Марш от Тарутина до Березины, что позволило прикрыть наши жизненные и боевые подвозы и угрожать заслонить единственную отступательную черту, которую неприятель вынужден был выбрать.

4. Славные победы при Малоярославце, Вязьме и Красном - героический ратный труд солдат и мудрость руководства.

5. Чудесное соединение почти в определённый день у Борисова на Березине трёх армий, пришедших первая из-под Москвы, вторая из Финляндии и Пскова, третья из Молдавии и Волыни.

6. Истребление подвозов и фуражиров партизанами, изнурение денными и ночными тревогами, наездами, не позволявшими ни одному солдаты ни на шаг отлучиться от большой дороги для отыскания пищи и убежища от стужи.

Генерал Жомини удивлялся, почему русские не истребили французскую армию полностью, поскольку был абсолютно уверен, что это было вполне осуществимо, столь низко он оценивал возможности отступавшей голодной армии к сопротивлению.

Солдаты и кони плохо переносили стужу по причине отсутствия питания, и не могли оказать сопротивления по этой причине, а также потому, что не имели достаточно боеприпасов, которые лишь отяжеляли их, не повышали их шансы на спасение, так что многие боеприпасы и орудия были попросту брошены. И, действительно, стоило ли катить с собой пушки, только для того, чтобы утопить их в Днепре? Но Наполеон начинал свою карьеру артиллеристом, он очень ценил артиллерию, поэтому он не решился бросить все пушки, хотя это могло бы помочь его армии двигаться быстрее, и, разумеется, больше французских солдат сохранили бы в этом случае свои жизни.

Конечно, погода несколько помогала русским, но лишь в той мере, насколько невозможно было под снегом найти какое-то пропитание, хотя если бы отступление было ранней осенью, солдаты могли бы найти какие-то ягоды и грибы, но это не изменило бы ситуацию кардинально, поскольку солдат было много, десятки тысяч, а идти им приходилось по дороге, не отходя от неё далеко.

И тут хочется процитировать Дениса Давыдова из его другого произведения "Тильзит в 1807 году", где он описывает, как Наполеон, необоснованно чувствуя себя временно победителем, подписывал мир с Россией и Пруссией, и при этом его генералы и министры вели себя по отношению к русским весьма заносчиво и чванливо.

"Когда вспомнишь об этой тяжкой эпохе, продолжавшейся пять лет сряду, и тут же взглянешь на Россию, и увидишь, что она теперь, и представляешь себе всё то, что она совершила без помощи, без подпоры доброжелателей и союзников, одна сама собою, собственным духом, собственными усилиями, - тогда, не краснея, говоришь и об Аустерлице, и о Фридланде, и о нечестивых наполеоновских надзорщиках, о всех этих каплях, упавших в океан событий 1812 года, - тогда гордо подымаешь голову и мыслишь: я русский".

Всем всех благ!

-7