Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Морозко» 1924 года - славянская хтонь эпохи НЭПа

Все хотя бы один раз видели киноленту Александра Роу «Морозко» (1964), но мало, кто знает первую экранизацию этой русской-народной сказки, сделанную в эпоху НЭПа.

Нам это в детстве не показывали и правильно делали. Очень уж недетская вещь. Поговорим о работе Юрия Желябужского, снявшего в том же году и «Папиросницу от Моссельпрома» (1924). Итак, «Морозко» 1924 года.

Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.
Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.

Первое, что бросается в глаза – это реалистичность натуры, как это было принято в 1920-х, когда спокойно показывали и грязь на улицах, и убого, нищенски одетых людей, и безобразные помещения. В кадре – бедняцкая изба, где вместе с людьми обитают животные.

Одёжа тут нормальная, но Старик, Старуха и Дочка беспрестанно …чешутся. Одна из важнейших тем постреволюционного десятилетия – борьба с клопами, блохами и вшами, а если обобщить – велась пропаганда гигиены. Мытьё рук – ну, хотя бы перед едой.

Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.
Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.

Сейчас это сложно представить, но в 1920-е годы на многих предприятиях и во всех школах был санитарный контроль, проверявший чистоту рук (эта практика сохранялась в школах до 1950-х годов). Но вернёмся в сказку. Заметим, что Падчерица – не страдает от чесотки, ибо к положительным героям, видимо, грязь не липнет.

Или девушка постоянно моется, в отличие от остальных персонажей. Несмотря на то, что фильм чёрно-белый и многие нюансы теряются, но такое ощущение, что от всего и вся в избушке исходит малоприятный дух. Зато! Игра – изумительная.

Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.
Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.

И это невзирая на то, что нам уже сложно воспринимать манеру немого синематографа. Мачеху сыграла выдающаяся театральная актриса Варвара Массалитинова, а в роли Падчерицы снялась ещё одна дива подмостков – Клавдия Еланская.

У неё, кстати, в ту пору был характерный типаж для фамм-фаталь – огромные глаза с густой подводкой, крохотный яркий рот, чёрные, как смоль, волосы. Мы привыкли, что дочка – Марфушка, а падчерица – Настенька. Здесь же именно падчерицу зовут Марфушенька, тогда как дочь не имеет имени по сценарию.

Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.
Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.

Поэтому, чтоб не возникло путаницы, я далее буду называть их Дочь и Падчерица. Как в первоисточнике Старик везёт Падчерицу в лес, но не просто так – замерзать из-за прихоти злыдни, а звучит архаическая тема «свадьбы с Морозом», ритуала. Девушку приносят в жертву.

Стихия мороза тут разделена на две части – хтонический, страшного вида дед и, собственно, молодой Морозко. Это была первая роль Бориса Ливанова, популярного в 1920-1930-х годах кинокрасавца и отца Василия Ливанова. Пройдя испытание, Падчерица возвращается в родное село, одетая в злато-серебро.

Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.
Кадр из фильма «Морозко» (1924). Скриншот.

Причём, одеяние в этой экранизации гораздо пышнее, чем у Роу. Тогда Мачеха требует, чтобы и Дочку отвезли в гости к морозам. И наглая девка, до этого всё время жравшая, спавшая или сорившая шелухой от семечек, получает своё… Возвращается не на свиньях, как душенька-Чурикова, а мёртвая. Так и в аутентичной сказке.

Но итог там ещё более забористый, чем в тексте. Мачеха погоревала-поплакала, а потом… взяла и помирилась с Падчерицей. И весело плясала на её свадьбе. Линия Иванушки тут отсутствует, но есть некий жених, и мы видим его в финале.

В целом, эту кинокартину стоит посмотреть для общего развития - кино 1920-х годов обладает особым шармом, даже, если оно кажется наивным, а порой и глуповатым.

Кроме того, именно в первом фильме есть отголоски древнеславянских верований - в частности, восприятие мороза, как убивающей стихии. В 1964 году Мороз ограничился лишь птичкой.

Zina KorZina (c)

Сказки
3041 интересуется