Все хотя бы один раз видели киноленту Александра Роу «Морозко» (1964), но мало, кто знает первую экранизацию этой русской-народной сказки, сделанную в эпоху НЭПа. Нам это в детстве не показывали и правильно делали. Очень уж недетская вещь. Поговорим о работе Юрия Желябужского, снявшего в том же году и «Папиросницу от Моссельпрома» (1924). Итак, «Морозко» 1924 года. Первое, что бросается в глаза – это реалистичность натуры, как это было принято в 1920-х, когда спокойно показывали и грязь на улицах, и убого, нищенски одетых людей, и безобразные помещения. В кадре – бедняцкая изба, где вместе с людьми обитают животные. Одёжа тут нормальная, но Старик, Старуха и Дочка беспрестанно …чешутся. Одна из важнейших тем постреволюционного десятилетия – борьба с клопами, блохами и вшами, а если обобщить – велась пропаганда гигиены. Мытьё рук – ну, хотя бы перед едой. Сейчас это сложно представить, но в 1920-е годы на многих предприятиях и во всех школах был санитарный контроль, проверявший чисто