Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Девушка с коробкой» - какое отношение она имеет к Сеятелю Остапа Бендера?

В общем-то, прямое отношение. Потому что и тот агитационный рейс, где Остап должен был нарисовать Сеятеля, разбрасывающего облигации выигрышного займа, и фильм «Девушка с коробкой» (1927) имели единую цель - …рекламировать те самые облигации. Вообще, эта идея – продвигать важные начинания путём их ненавязчивого «внедрения» в канву лёгкой мелодрамы или комедии – чисто американская тема.

Афиши для советского и зарубежного зрителя. Википедия и https://www.kino-teatr.ru/
Афиши для советского и зарубежного зрителя. Википедия и https://www.kino-teatr.ru/

Наш синематограф 1920-х, очень многое заимствовал у Голливуда и это не считалось ужасным. При этом, было очень много своих наработок – по части ракурсов, съёмок, в том числе и комбинированных (стилистика Александра Родченко и Дзиги Вертова). Да, в «Девушке с коробкой» можно увидеть всё то, о чём писали Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров, Михаил Зощенко.

Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). Скриншот.
Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). Скриншот.

Тут и страх нэпманов перед фининспектором; и диктат домкома, который тогда имел реальную силу; и безумно пёструю толпу, где смешивались модницы в котиковых манто, мужики в кожанках, бабы в лаптях, совслужащие в однообразных пальто, а если летом – в толстовках. Потом, в 1930-х, массовка в кадре сделалась единообразно-чистой (sic!) – «все в белых штанах», как мечтал всё тот же Бендер.

Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). https://www.kinopoisk.ru/

Но вернёмся к девушке-с-коробкой. Она, эта девушка - скромная модистка-шляпница Наташа Коростелёва, работающая на магазинчик нэпманши мадам Ирэн, и каждый день привозящая ей свои произведения. Коробка - шляпная, круглая. Нынче таких нет! Живёт Наташа в Подмосковье, с дедушкой и быт их говорит о том, что они «из бывших» - много хорошей, старой мебели, одеваются прилично, и при том живут в целом бедновато.

Моды второй половины 1920-х годов. https://ru.pinterest.com/
Моды второй половины 1920-х годов. https://ru.pinterest.com/

В те времена многие «бывшие» так и работали – модистками, машинистками, манекенщицами, секретарями, тапёрами и аккомпаниаторами. В фильме показано, как шляпница работает с болванками, а заодно увидеть актуальный фасон cloche - колокольчик. Наташу сыграла тогдашняя звезда – Анна Стэн (реальная фамилия её – Фесак, она дочь украинца и шведки), да и в целом личность занимательная.

Советские открытки с изображением Анны Стэн. Чудо, какая хорошенькая. https://meshok.net/
Советские открытки с изображением Анны Стэн. Чудо, какая хорошенькая. https://meshok.net/

...Анна Стэн была одной из популярнейших московских модниц. Реальная cover-girl (журналы, открытки с ней раскупались быстро). На волне известности оказалась в Европе, откуда решила не возвращаться. Потом переманили в Голливуд, где она сыграла ряд неплохих ролей у значительных режиссёров. Умерла аж в 1993 году и вовсе не в нищете. Примечательно, что в начале 1930-х она считалась одной из голливудских красавиц уровня Джин Харлоу.

А это Анна Стэн у них, там... Божественно красивая! Есть небезосновательное предположение, что запредельная красота голливудских актрис того времени - это исключительно вопрос ...освещения и макияжа. Сравните с открытками выше. В СССР этим не заморачивались. https://ru.pinterest.com/
А это Анна Стэн у них, там... Божественно красивая! Есть небезосновательное предположение, что запредельная красота голливудских актрис того времени - это исключительно вопрос ...освещения и макияжа. Сравните с открытками выше. В СССР этим не заморачивались. https://ru.pinterest.com/

...Нэпманы – карикатурные. Тощая, высокая, носатая мадам и её пухлый коротышка-муж с усиками. Мадам Ирэн в исполнении Серафимы Бирман – это отменный гротеск. Актриса умела быть забавной в одних ролях и – пугающей в других. Больше того, имея специфическую наружность, она могла быть эффектной и даже красивой. Её мужа – нэпмана про фамилии Трагер сыграл театральный комик Павел Поль (настоящая фамилия Синицын, один из основателей Московского театра сатиры).

Разумеется, есть и любовная линия. И – типичная деталь! Наташа, пожалев неприкаянного Илью (ватник, валенки, море книг), что приехал поступать на рабфак, соглашается заключить с ним фиктивный союз, дабы прописать на положенной ей территории. Помните «быстрые браки» в СССР 1920-х, когда жених не мог вспомнить невесту, потому что она всегда была в пальто? Или пышную свадьбу красотки Грицацуевой с товарищем Бендером?

Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма «Девушка с коробкой» (1927). https://www.kinopoisk.ru/

Тут ровно то же – росчерк пера и Наташа становится женой. Конечно, потом они решают, что их семья – реальная и по любви, но дело не в этом – несерьёзность в заключении браков не шла на пользу обществу, что затем и поняли. Но главная интрига связана с облигациями – жадный и тупой нэпман Трагер отдаёт девушке облигацию вместо зарплаты, а эта «бумажка» внезапно выигрывает 25.000 рублей.

Между прочим, эта комедия Бориса Барнета считается одним из мировых шедевров, ничуть не хуже чаплиновских фильмов (неслучайно ту же Стэн активно переманивали), поэтому глянуть его можно, хотя бы ради этого. Опять же, модные силуэты, дизайнерские шрифты всяческой Главрыбы, старая Москва, которой довольно много в кадре, забавные гэги, и, разумеется, хэппи-энд.

Zina KorZina (c)