Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Аэлита» - шедевр или неудача?

Фантастический фильм «Аэлита» (1924) сейчас можно смотреть только, если вы очень любите 1920-е годы и восторгаетесь русским авангардом – вся марсианская тема была оформлена в духе конструктивизма, который до сих пор изумляет дизайнеров всего мира. Сюжет, игра – всё это малоинтересно, к тому же, авторы киноверсии оставили от первоисточника лишь общую канву, по сути, уничтожив романтическую, печальную и при том захватывающую историю, где любовь граничит с исступлением.

Книгу Алексея Толстого можно читать по сию пору – без всяких скидок на эпоху. К слову, мы имеем второй вариант «Аэлиты», переработанный в 1930-х – с учётом детско-юношеской аудитории. Вариант начала 1920-х был иным, но сегодня поговорим о киноленте. Создал это неудобоваримое чудо Яков Протазанов, ставший знаменитым ещё до революции, потом эмигрировал, работал в Европе, но всё-таки вернулся. Его встретили благосклонно.

Кадр из фильма  «Аэлита» (1924). Скриншот. В роли Гора - будущий режиссёр Юрий Завадский, с которым воевала Фаина Раневская...
Кадр из фильма «Аэлита» (1924). Скриншот. В роли Гора - будущий режиссёр Юрий Завадский, с которым воевала Фаина Раневская...

Фильм по нашумевшему роману Алексея Толстого (переделанная в 1930-х «Аэлита» стала уже повестью) …так вот фильм должен был стать кино-событием года. Сценарист Фёдор Оцеп (к слову, тоже феерическая личность) смешал то, что не надо бы смешивать – полудетективную историю о каких-то авантюристах и следователе-сыщике Кравцове (Игорь Ильинский) с марсианской сагой инженера Лося и его любовью к запредельно-прекрасной и - жестокой Аэлите.

Кадр из фильма  «Аэлита» (1924). Скриншот. В роли Ихи - Александра Перегонец, в годы войны ставшая подпольщицей в Симферополе и убитая фашистами.
Кадр из фильма «Аэлита» (1924). Скриншот. В роли Ихи - Александра Перегонец, в годы войны ставшая подпольщицей в Симферополе и убитая фашистами.

Мало того, что это полностью «убило» чёткую и выверенную фабулу Алексея Толстого, эти два мотива начисто перечёркивают друг друга. Если бы похождения сыщика Кравцова и покорение Марса было …двумя разными фильмами, можно было бы говорить о шедеврах советского немого кино. Тем не менее, инопланетный антураж нравится и сейчас, а в 1920-х он произвёл на зрителей колоссальное впечатление. И это, несмотря на то, что метраж был чрезмерным для того времени - 113 минут.

Эскизы Александры Экстер при участии Надежды Ламановой.
Эскизы Александры Экстер при участии Надежды Ламановой.

Обычный фильм не шёл более полутора часов, а чаще был немного более часа. Для сравнения - протазановский «Закройщик из Торжка» (1925) - 61 минута. Его же «Процесс о трёх миллионах» (1926) - 63 минуты. Что же поразило? Декорации и костюмы. Тогда в моде была «эстетика машин», которые признавались гораздо более красивыми, чем природа и человек. Марсианка Аэлита и её сограждане выглядят, как существа из отделённого будущего. Головные уборы Аэлиты снабжены какими-то антеннами.

Для сравнения - вечернее платье. Vogue - December 1930. Robert E. Locher. Источник - http://www.postersmania.com/ Ювелирные изделия Raymond Templier. Источник - https://www.pinterest.ru/
Для сравнения - вечернее платье. Vogue - December 1930. Robert E. Locher. Источник - http://www.postersmania.com/ Ювелирные изделия Raymond Templier. Источник - https://www.pinterest.ru/

Футуристическая красота в те годы волновала не только советских дизайнеров - на Западе этого было, едва ли не больше, а изделия парижского ювелира Raymond Templier-а напоминали детали станков, машин или декадно-шаговых искателей АТС. Всё должно было подчиняться бешеному ритму эпохи. Костюмы создала художница-авангардистка Александра Экстер при участии ведущего модельера - Надежды Ламановой (кстати, она до революции обшивала императрицу). Одно только это уже говорит об амбициозности проекта.

Декорации Виктора Симова. Кадр из фильма  «Аэлита» (1924). Скриншот.
Декорации Виктора Симова. Кадр из фильма «Аэлита» (1924). Скриншот.

Марсианский город и апартаменты Аэлиты были созданы театральным художником Виктором Симовым. Стройные ряды «небоскрёбов», дуги мостов и агрессивные иглы шпилей в сочетании с волшебными нарядами создали устрашающий и завлекающий эффект. Однако эта исключительная «модность» и суперактуальность не только вознесли, но и «похоронили» фильм. Его вспомнили где-то конце в 1960-х, признали шедевром и стали показывать по телевизору.

Западная эстетика 1920-х годов. Марсианские, футуристические, внеземные штуки. Источник - https://www.pinterest.ru/
Западная эстетика 1920-х годов. Марсианские, футуристические, внеземные штуки. Источник - https://www.pinterest.ru/

Забавный момент – Аэлита из чарующей девы и воплощённой мечты о неземной любви, превратилась тут в жестокую и алчную правительницу. Актриса Юлия Солнцева - будущая жена самого Александра Довженко! - не столько очаровывает, сколько пугает. В ней заключено что-то холодно-демоническое. Да и полёт на Марс тут ненастоящий, равно как бунт марсианских пролетариев. Потом выясняется, что инженеру Лосю это приснилось. Этот приём впоследствии подхватит Леонид Гайдай в своей комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), но это совсем уже другая история…

Zina Korzina (c)

  • Статьи по теме: